Госдепартамент США назвал «прискорбными» сообщения о том, что крошечное еврейское меньшинство Ирана было принуждено к участию в недавних президентских выборах в Иране, в заявлении, эксклюзивно полученном «Голосом Америки», пишет журналист «Голоса Америки» Майкл Липин.
Эти принудительные меры включали создание иранскими властями специальных избирательных участков для евреев, чтобы они могли проголосовать на президентских выборах, и организацию беспрецедентного предвыборного мероприятия для евреев, чтобы встретиться с представителями кандидатов в президенты.
Иранские евреи, как и другие религиозные меньшинства, подвергаются дискриминации и преследованиям с 1979 года, когда радикальные шиитские священнослужители, выступающие против существования еврейского государства Израиль, захватили власть в стране. В последнем ежегодном отчете Госдепартамента о международной религиозной свободе, опубликованном в прошлом месяце, цитируется Тегеранский еврейский комитет, который заявил, что в Иране с населением 89 миллионов человек насчитывается около 9000 евреев. В сообщениях указывается, что общину принудили принять участие в президентских выборах, состоявшихся в два тура 28 июня и 5 июля. Победителем выборов был объявлен бывший министр здравоохранения Ирана Масуд Пезешкиан, сторонник авторитарного верховного лидера Исламской республики аятоллы Али Хаменеи.
Официальная явка в двух турах составила менее 50%, поскольку большинство электората Ирана бойкотировало выборы, в которых единственными кандидатами были сторонники Хаменеи. В своем заявлении для «Голоса Америки» Государственный департамент заявил, что ему известно о принуждении евреев к участию в голосовании. «Поведение, описанное в этих сообщениях, прискорбно, — заметил пресс-секретарь Госдепартамента. – Мы никогда не ожидали, что президентские выборы в Иране будут свободными или справедливыми, поэтому эти сообщения о принуждении, хотя и ужасны, неудивительны».
Представительство Ирана в ООН в Нью-Йорке не ответило на запрос «Голоса Америки», отправленный по электронной почте 26 июля, с просьбой прокомментировать, почему Тегеран предпринял беспрецедентные шаги по привлечению евреев к выборам.
Основной шаг заключался в том, что иранские власти создали избирательные участки исключительно для евреев, чтобы они могли голосовать в пяти еврейских учреждениях в Тегеране, где проживает большинство евреев страны. Основная организация, отстаивающая интересы евреев в Исламской Республике, Тегеранский еврейский комитет, заявила в сообщении в своем телеграм-канале от 20 июня, что это был первый случай, когда евреям были выделены специальные избирательные участки для президентских выборов. Иранские власти ранее создавали еврейские избирательные участки только для парламентских выборов, на которых евреи могут голосовать за единственного депутата – еврея иранской ассамблеи, представляющего меньшинство, а также за своего провинциального представителя.


Пять еврейских избирательных участков для президентских выборов, перечисленных Тегеранским еврейским комитетом, находились в государственных учебных классах еврейских синагог и образовательных комплексах. Среди них были средняя школа имени Мусы Бен Амрана при синагоге «Абришами», образовательный комплекс синагоги «Эттефаг», школа для девочек «Фахр-э-Данеш», школа для мальчиков «Рухи Шад» и школа Альянса при синагоге «Заргарян». Единственный иранский депутат – еврей Хумаюн Самех Йех Наджафабади, использовал свой телеграм-канал для размещения фотографии себя, известного иранского раввина Юнеса Хамами Лалехзара и других евреев, голосующих в школе имени Мусы Бен Амрана во втором туре выборов 5 июля. На снимках они опускали свои бюллетени в урны, а мусульманский персонал избирательного участка наблюдал за этим.
Ранее Наджафабади опубликовал в своем телеграм-канале фотографии, на которых он и другие евреи голосуют на избирательном участке в городе Исфахан в первом туре выборов 28 июня.
Еще одним беспрецедентным шагом стало то, что иранские власти организовали 26 июня, за два дня до первого тура выборов, встречу между представителями кандидатов в президенты и членами еврейской общины в главной синагоге Тегерана «Юсеф Абад». Тегеранский еврейский комитет и Наджафабади призвали евреев посетить мероприятие в сообщениях, опубликованных в их телеграм-каналах 23 и 24 июня соответственно. Они не опубликовали никаких фотографий самого мероприятия. Иранские государственные СМИ опубликовали фотографии евреев, участвующих в президентских выборах. Евреи были сфотографированы улыбающимися перед камерами, когда они опускали бюллетени в мечети Исфахана 5 июля. Другие евреи были сняты на видео голосующими в Ширазе 5 июля, и двое мужчин рассказали журналисту, что они демонстрируют преданность Исламской Республике.


Эксперт по Ирану в Центре Эзри Хайфского университета Тамар Гиндин заявила «Голосу Америки», что давление на евреев с целью заставить их проголосовать на президентских выборах в Иране является частью модели принуждения со стороны Исламской Республики. Она привела в пример сотни иранских евреев, организовавших беспрецедентную серию антиизраильских митингов в пяти иранских городах 30 октября, в то время как многочисленные иранские государственные информационные агентства снимали их на видео. «Иранских евреев обычно запугивают, заставляя их быть хорошими, лояльными гражданами, которых используют для пропаганды», — заметила Гиндин. Она заявила, что один из их страхов — это то, что их зачислят в инакомыслящие, если они не примут участие в выборах. «Не голосовать — это сильное заявление, сродни заявлению, что этот режим украл страну у иранского народа, и я не буду с ним сотрудничать. Еврейская община не хочет делать такое заявление. Они могут согласиться с ним, но они никогда не будут его выносить на всеобщее обозрение», — отметила она.
Гиндин заявила, что Исламская Республика вознаграждает своих граждан – евреев за их пропагандистскую роль, давая им чувство собственной значимости. Но, по словам активста общины иранских евреев в США Джорджа Харуняна, исполнение этих ролей на президентских выборах в Иране несет новые опасности для еврейского меньшинства.
В интервью «Голосу Америки» Харунян рассказал, что создание еврейских избирательных участков предоставит иранским властям доступ к данным, показывающим, сколько евреев проголосовало и за каких кандидатов в президенты они голосовали. «Это еще одна форма дискриминации, — заявил Харунян. – Это также напоминание о том, что иранские евреи — заложники, на которых можно напасть и арестовать в любой момент и под любым предлогом, так же как режим поступает с другими, кого он хочет запугать и заставить подчиниться».