Утром 9-го Ава, то есть 13 августа 2024 года, тысячи бухарских евреев, по сложившейся традиции, посетили кладбища, где покоятся их родные и близкие. В Большой синагоге Центра бухарских евреев с ночи 9-го Ава и утром (до полудня) прихожане, согласно предписаниям, сидели на полу, чтобы посвятить весь этот траурный день мольбам Хашему во спасение Израиля и еврейского народа.


Мы уже писали о том, что 9-го Ава запрещается изучать Тору, потому что это радует сердце. Однако разрешается изучать главу Веэлу мегалхин («Нижеперечисленные обривают…») из Трактата Талмуда Моэд катан, обсуждающую законы траура и законы об отлученных, равно как и Мидраш Эйха, Книгу Эйха и относящиеся к ней комментарии, а также Книгу Йова, ибо все эти тексты повествуют о печальных вещах.


Кроме того, разрешается изучать главы из Книги Йирмеягу, в которых пророк упрекает еврейский народ за совершенные им прегрешения и предсказывает различные бедствия. При этом следует пропускать фрагменты, в которых пророк утешает еврейский народ. Разрешается также изучать Мидраши из Трактата Гитин, рассказывающие о разрушении Храма.


Как всегда, у центрального входа на кладбище Wellwood (49 — й экзит) стояли Мошиях Исхаков и (позже укажу имя) волонтеры организации «Хевра кидуша», которую возглавляет создатель этого кладбища, аксакал нашей общины Рахмин Мордухаевич Некталов.


– Мы постоянно участвуем в сборе средств для «Хевра кидуша», и все деньги идут на нужды тех, кто не в состоянии сам похоронить своих родных или близких, кто вообще не имеет никого, – подчеркнул Мошиях Исхаков. – Мы благодарны всем, кто оставляет пожертвования для нашей благотворительной организации, а также дай Бог здоровья и долголетия Рахмину Мордухаевичу, который столько лет помогает общине в самые трудные минуты жизни бухарских евреев.


– Я пришла на этот раз со своими внуками, которым еще нет 10 лет, – сказала Мира Заргарова. – И я благодарна своему сыну, который поднял их так рано, чтобы они направились почтить память своей прабабушки, мой свекрови, в этот великий день скорби. Не знаю, правильно ли это, но полагаю, что надо с детских лет прививать эту практику памяти: рассказывать и показывать им конкретное место захоронения предков, чтобы, войдя на территорию кладбища, они точно знали: где похоронены их прадеды, деды, бабушки и дедушки.

Мерик Рубинов