10 июля друзья и родственники Игоря Авнеровича Дабакарова, председателя правления еврейской культурной автономии города Ульяновска, исполнительного вице-президента Федеральной Еврейской Национально-Культурной Автономия России, съехались в Израиль из России, Америки, Германии, Италии, чтобы отпраздновать бар-мицву его сына Моше-
Ашера. В это время я находился в Испании и поэтому, к сожалению, не смог лично поздравить своего земляка, сына моей одноклассницы Риты Малаевой и Авнера Дабакарова, с этим радостным событием. Я поговорил с ним по телефону.

Рафаэль Некталов: – Игорь Авнерович, мазал-тов! Бар-мицва сына в Израиле! В святом Иерусалиме, в такое непростое время! Молодцы!
Игорь Дабакаров: – Спасибо! Исполнилась моя давняя мечта: мы отпраздновали бар-мицву моего сына на Святой Земле, в Израиле, у Стены Плача. А началась эта история очень давно: ещё в 90-х, когда после падения железного занавеса вся наша семья уехала из Самарканда. Часть её отправилась в Америку, часть – в Израиль, и только мы, так уж вышло, оказались территориально отрезанными от остальных: в Ульяновске, в России. И вот теперь мне очень хотелось организовать такое семейное мероприятие, чтобы вся моя семья и друзья смогли оказаться вместе. И, конечно, самым удачным местом мог быть Иерусалим, который является не только столицей Израиля, но и сердцем всего еврейства мира. Кто мы все, без Иерусалима?
Р. Н.: – Согласен! Сам всегда туда стремлюсь, по поводу и без. Но в это время Израиль переживал не самые лучшие дни своей истории. Война, террористы.


И.Д.: – Знаете, Рафаэль Борисович, чувствовалась напряженность, но без паники, тревоги, страха. Люди живут своей жизнью, полагаясь на Бога и ЦАХАЛ. У всех в душе вера в победу над террористами и внешними врагами страны. По настроению израильтян казалось, что словно ничего и не происходит. И находясь у Стены Плача, куда съехались мои родственники и друзья (которым удалось приехать в это неспокойное время), мы танцевали, веселились и торжественно повязали Моше-Ашеру тефелин.
Р.Н: – Теперь он сам несет перед Б-гом ответственность за все свои поступки. А он танцует по-бухарски?
И.Д.: – Конечно! Еще как! Он же самаркандец! Во время подготовки для меня было важно сделать акцент на бухарскоеврейскую культуру, обычаи и традиции. После церемонии у Стены Плача мы направились в ресторан, на банкет. Там весь вечер нас радовала привычная нашим сердцам музыка, еда, родная речь. Мы оделись в бухарские джома и стали танцевать «Шаст шасту чор». А самым главным сюрпризом стало появление ансамбля танцоров имени народного артиста Узбекистана, великого хореографа и танцора Исахара Акилова, которым руководит в Израиле его дочь, Гала Акилова. Они произвели два года назад фурор в Казани, и я вам благодарен, Рафаэль Борисович, за рекомендацию пригласить этот коллектив к нам, на Еврейский фестиваль, с их прекрасной и яркой программой.


Р.Н.: – Спасибо, они достойны этого! Я помню их отца, замечательного дойриста Малкиела Алишаева, который так много уделял внимания музыкальному воспитанию своих сыновей. Они выросли и, несмотря на то, что имеют разные профессии, все свое свободное время посвящают танцевальному коллективу, носящему имя их выдающегося деда.
И.Д.: – Это, действительно, феноменальная танцевальная группа. Мои дети остались в абсолютном восторге! Поэтому я, пользуясь случаем, хочу поблагодарить семью Акиловых, и лично Галину Исахаровну, за этот подарок. Здорово, что они, находясь в Израиле, уже на протяжении тридцати лет занимаются возрождением, сохранением и развитием бухарскоеврейской культуры.
Но самое главное, это духовный рост моего сына Моше Ашера, его стремление познать основы иудаизма, следовать вековым традициям еврейского народа и почувствовать сопричастность к Эрец Исраэль, земле Израиля и вечному Иерусалиму.
Р.Н.: – Вы посетили Шхунат Бухарим?
И.Д.: – Конечно! Теперь мой сын знает, какой яркий след в истории и великого Иерусалима оставили наши предки.


Р.Н.: – Какое впечатление от поездки?
И.Д.: – Мощное! Незабываемое! Я до этого тоже неоднократно был в Израиле. Но эта поездка запомнится на всю. жизнь! Что может быть важнее, чем родные и близкие люди, которые всегда помогут и поддержат? Поездка прошла замечательно и, надеюсь, она будет напоминать мне и моей семье: неважно, что мы разбросаны по всему свету; неважно, где мы и чем занимаемся, – важно то, откуда мы пришли и куда идём.
Р.Н.: – Ты уже вернулся в Россию?
И.Д.: – Да, мы в ставшем мне родным Ульяновске!
Р. Н.: – Родина Володи Ульянова, еврейского потомка Моше Бланка. Сделали бы ему бар-мицву – изменился бы ход всемирной истории.
И.Д.: – Поэтому мы в Иерусалиме (смеется).
Р.Н.: – Но благодаря тому, что ты живешь в России, мы имеем возможность знать не только о московской еврейской общине, но и об ульяновской, в которой ты являешься заметной фигурой. Расскажи, как тебе живется в этом городе?


И.Д.: – Я здесь с 1995 года. В 1996-м создал Ульяновскую городскую общественную организацию – еврейский молодежный клуб «Мишпаха Гдола», и до сих пор остаюсь его президентом. С 2000 года и по сей день являюсь председателем правления Ульяновской еврейской культурно-просветительской общественной организации «Шалом». В 2004 году избран председателем правления Ульяновской региональной еврейской национально-культурной автономии. С 2010 года являюсь президентом Российского еврейского молодежного конгресса. За успешную работу по организации еврейской жизни неоднократно награждался премиями Американского Еврейского распределительного комитета «Джоинт», «Банчер», Федерации еврейских общин России, награжден премией Чарльза Хоффана, как лучший руководитель еврейской общины.
Р.Н.: Мы гордимся тобой, дорогой Игорь Авнерович! В этом году, по предварительным данным, юбилейный, 25-й съезд Всемирного Конгресса бухарских евреев пройдет в Самарканде, и надеюсь, ты тоже окажешься там вместе с российской делегацией.
И.Д.: – Конечно! Это же мой родной город!
Р.Н.: – До встречи в Самарканде! В следующем году, в первую очередь, буду снова в Иерусалиме.