В 2020 году Таджикистан отметил 90-летие Таджикского кино. Огромную роль в становлении и развитии «Таджикфильма» сыграли легендарный кинорежиссер, Народный артист Таджикской ССР, лауреат Государственной премии Таджикской ССР им А. Рудаки Борис Алексеевич (Ариевич) Кимъягаров; художник кино, Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР Давид Яковлевич Ильябаев и старейший работник кино, звукооператор дубляжа на киностудии Таджикфильм, Отличник кинематографии СССР, член Союза кинематографистов СССР Борухов Григорий Ильич.
В этой статье мне бы хотелось рассказать о Давиде Яковлевиче Ильябаеве, которому в этом году исполнилось бы сто лет. Будучи членом Союзов кинематографистов и художников СССР, он внёс огромную лепту в развитие театрально-декорационного искусства Таджикистана. Ильябаев, работая также художником-постановщиком, стоял у истоков кинематографии в Таджикистане. Он воспитал не одно поколение художников и кинематографистов республики. Давид Яковлевич пользовался огромным уважением и авторитетом среди художников, кинематографистов, писателей и творческой интеллигенции республики. Михаил Никитич Шипулин, народный художник Таджикской ССР, особенно ценил в Ильябаеве «честность творческой работы».
Ильябаев сумел средствами изобразительного искусства и кинематографии воссоздать визуальные образы прошлого и современной жизни республики. Работая в должности главного художника-постановщика на киностудии «Таджикфильм», он участвовал в создании 30 полнометражных художественных фильмов: «Дохунда», «Судьба поэта», «Лейли и Меджнун», «Смерть ростовщика», «Четверо из Чорсанга», «Дети Памира», «Измена», «Встреча в ущелье», «Семейные тайны», «Говорящий родник» и другие. Эти фильмы вошли в золотой фонд советского и таджикского кино.
Давиду Яковлевичу довелось работать с ведущими кинорежиссерами студии «Таджикфильм», включая Бориса (Бенсиона) Кимьягарова, Владимира Мотыля, Валерия Ахадова и Маргариту Касымову. Как художник-постановщик, он сделал сотни эскизов декораций к фильмам, которые имеют не только прикладной характер. Это законченные произведения изобразительного искусства, и лучшие из них вошли в музейные коллекции не только Таджикистана, но и России.
Художник работал также в области станковой живописи и графики, писал акварелью и занимался книжной иллюстрацией. В этих работах проявляется мастерство, талант и личность человека, влюбленного в свое дело. В своих пейзажах художник воспевает красоту Таджикистана с его уникальной природой, а в натюрмортах – щедрые дары природы Средней Азии.
Многие годы он также посвятил созданию иллюстраций к мировому литературному памятнику, поэме «Шахнамэ» Фирдоуси и создал целый цикл замечательных работ, выполненных темперой на бумаге и маслом на холсте. Многие произведения из этой серии Ильябаевым были переданы в дар Музею изобразительного искусства им. К.Бехзода, преобразованному позже в Национальный Музей Таджикистана.


Давид Яковлевич оставил нам бесценный дар – автобиографическую повесть «О времени. О кино», которая была издана в 2005 году в Израиле. Ильябаев был наделён талантом рассказчика и описал события целой эпохи через призму своей жизни.
Художник родился в Самарканде в 1924 году. По линии отца он из семьи купцов, владельцев мануфактурных магазинов. По материнской линии «из рода аристократов Фузайловых». Его дед владел хлопкоочистительным заводом в Катта-Кургане. Давид Яковлевич пишет: «Мать до революции училась в русско-туземной школе, знала русский язык, писала на нём… Воспитывалась в богатстве, но она не была белоручкой: придя в дом мужа, обходилась без прислуги».
По воспоминаниям художника, Самарканд вошел в его жизнь сказочным городом, «ярким, удивительным, необычным,театральным спектаклем».
Красочно и весело праздновался Иди Навруз (зороастрийский Новый год) с выступлениями канатоходцев, кукольников, музыкантов и с катаниями на каруселях. Эти события, описанные подробно в книге, нашли свое образное воплощение в произведениях художника ещё раньше, в 80-е годы («Карусели», «Навруз» и др.).


Родительский дом, где он рос, окруженный теплотой и любовью родных и близких, находился в еврейском квартале – махалле. В 1920-е годы этот район выглядел, как небольшой городок с добротными домами, синагогами, банями, магазинами и базаром. В своей повести Ильябаев пишет о дружеских и теплых отношениях с жителями Самарканда: «Я помню, в летнее время, когда наступала жара, отец со своими братьями погружали на фаэтоны свои семьи, провизию, посуду (всё кошерное) и ехали к своим друзьям — таджикам на несколько дней в их загородные сады».
В 5-летнем возрасте будущий художник стал свидетелем того, как мирная и стабильная жизнь стала на глазах рушиться: началась волна репрессий, власти конфисковали дом и имущество семьи. Его отцу пришлось спешно уехать из Самарканда в Душанбе. Счастливое детство оборвалось…
В Сталинабаде (так до 1961 года назывался Душанбе) мать с младшими детьми, включая Давида, добиралась с трудом и приключениями на товарном поезде. Здесь, после большого и просторного дома с удобствами в Самарканде, пришлось семье ютиться в одной комнатке. Столица Таджикистана в 20-е годы прошлого века был кишлаком с базаром по понедельникам. Повсюду здесь были разбросаны только глиняные кибитки.
Давид Яковлевич пишет: «До революции, во время правления эмира, центром горного Таджикистана являлся Гиссар, который был крупным населенным пунктом и, можно сказать, городом. Тут был большой базар, множество мечетей. Медресе, некоторые жилые дома в плане удобств не уступали жилью в Самарканде». Кстати, город Гиссар неоднократно станет киносъёмочной площадкой для многих фильмов, над которыми работал Ильябаев.
В Сталинабаде будущий художник учился в 1-ой Таджикской образцовой политехнической школе им. К. Маркса. В те годы это была единственная школа в городе, и обучение было на таджикском языке. Ему удалось с одноклассниками посмотреть один из первых советских фильмов Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», ставший для художника судьбоносным…


Ильябаев в 1930-е голодные годы был вынужден жить в интернате, и ему довелось посмотреть первые спектакли в Таджикском Академическом Театре им. Лахути: «Принцессу Турандот», «Халиму», «Алкасар». В школе самым любимым предметом у него было рисование. За участие в детской художественной олимпиаде Давид, как победитель, получил в подарок мраморный чернильный набор. В конце 1930-х годов он был принят в Художественное училище без экзаменов, как один из наиболее одаренных выпускников школы. Здесь он учится у замечательных педагогов Б. Шахназарова и Г.Тимкова – выпускников Ленинградской Академии художеств.
В июне 1941 года в училище началась мобилизация, и старшие по возрасту однокурсники были призваны в армию. Во время войны в Сталинабад эвакуировались несколько военных училищ, киностудия «Союздетфильм», Ленинградский театр музыкальной комедии.
В 1942 году Ильябаев был вызван в военкомат на службу, и ему было поручено писать лозунги и портреты Сталина для военной части. В конце войны он учился в Сталинабадском педагогическом институте, но через некоторое время понял, что педагогическая карьера не для него, и его предназначение в другом.
Ильябаев поступил в 1945 году на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии и стал одним из первых выпускников ВГИКа. С ним на одном курсе учился талантливый художник Перч Саркисян, который работал во время войны в «Окнах ТАСС», а после учёбы создал несколько прекрасных мультфильмов на киностудии «Союзмультфильм».
Кинодекорации Ильябаев учится у Иосифа Ароновича Шпинеля – главного художника фильмов Сергея Эйзенштейна и Бориса Дубровского – Эшке, работавших совместно с режиссёром Михаилом Роммом. Мультипликацию преподавал известный советский художник-постановщик И. Иванов-Вано. Живописи Ильябаев учился у больших художников – Юрия Ивановича Пименова и Фёдора Семёновича Богородского, целью которых было дать студентам знания, позволявшие им работать в кино, в театре, а также в станковой живописи и графике.
В это же время во ВГИКе преподавали и вели мастерскую режиссуры светила, в числе которых были Эйзенштейн, Пудовкин, Ромм, Довженко, Козинцев и Кулешов. Годы учебы Ильябаева во ВГИКе совпали с очень важными событиями в культурной жизни Москвы. После войны возвращаются из Америки скульптор С. Коненков и А. Вертинский – поэт, актёр, композитор и эстрадный певец, манера исполнения которого поразила Ильябаева. Студенческие годы во ВГИКе были отмечены событиями экстраординарными: посещением музеев, театров, мастерских ведущих художников и, конечно же, поездками на пленэр. Ильябаев в Москве встречается со своими земляками: Народным артистом СССР, хореографом, таджикским артистом Гафуром Рустамовичем Валамат-Заде, с которым в 1960 году будет работать над фильмом «Лейли и Меджнун», а также с таджикско-персидским поэтом Абулькасимом Лахути. Дипломная работа Ильябаева была основана на произведении таджикско-советского писателя С. Айни «Дохунда». Он защитил её блестяще в 1951 году с благословения легендарного режиссёра Л.В. Кулешова.
После окончания вуза Ильябаев возвращается домой и устраивается на работу в Художественный фонд, чтобы обеспечить себе заработок. Творчеством он занимался, выезжая весной и осенью на пленэр с С. Е.Захаровым и М.А. Зубреевой – замечательными художниками из Ленинграда, сыгравшими также огромную роль в дальнейшем формировании Ильябаева.
В 1954 году кинорежиссер Б. А. Кимягаров приглашает его на работу в качестве художника над фильмом «Дохунда» по одноименной книге С. Айни. Это была первая работа Ильябаева в кино, и он пишет с гордостью, что этот фильм «был нашим, таджикским». Ильябаев воссоздает историю создания ленты, подробно описывает съёмки в Бухаре, в Гиссаре, рассказывает, как строились декорации и павильоны на территории киностудии, как собирали реквизит, шили костюмы. Ему также довелось работать над оформлением иконографического фильма режиссера Б.А. Кимягарова «Судьба поэта» о жизни средневекового таджикского поэта, мыслителя и философа Абуабдулло Рудаки, который служил при дворе Саманидов. Ильябаев делал эскизы к экстерьерам и реквизиту, а его педагог по ВГИКу И. А. Шпинель, работавший над фильмами Эйзенштейна, занимался оформлением интерьеров. В Самарканде и Бухаре были приобретены резные колонны и двери, медная посуда и всякая утварь. Сад поэтов в этом фильме был воссоздан по талантливым эскизам Ильябаева. Как пишет автор, «всё утопало в цветах и зелени, удачно вписывался пруд. Над прудом мы сделали помост, на нём танцевали невольницы». Картина «Судьба поэта» на Международном кинофестивале стран Азии и Африки в Каире заняла первое место, и ей был присужден кубок «Золотой орёл».


Ильябаев в 1959 году в качестве художника-постановщика вместе с народным артистом СССР, балетмейстером и режиссёром Г. Р. Валамат-Заде принял участие в создании фильма-балета «Лейли и Меджнун» на музыку С. Баласаняна. Создавая декорации к фильму, конструируя павильоны и сцены, он работал в тесном контакте с оператором В.И. Юсовым, который в последующие годы снял все фильмы А. Тарковского. Картина получилась очень лёгкой, воздушной. На Международном кинофестивале в Джакарте этому фильму был присуждён диплом.
В 1961 году Давид Яковлевич вместе с режиссёром Владимиром Мотылём (режиссёр фильма «Белое солнце пустыни») работал над картиной «Дети Памира» на «Таджикфильме» по сценарию И. Филимоновой и Мирсаида Миршакара – известного таджикского поэта и литератора. «Дети Памира» –это один из первых детских фильмов в киностудии, рассказывающий о романтике 20-х годов, о жизни и культуре памирцев в экстремальных природных условиях.
Всё это нашло своё воплощение в прекрасных декорациях Ильябаева к фильму. Художнику был присуждён диплом за лучшее оформление на кинофестивале республик Средней Азии и Казахстана. Потом были и другие удачные фильмы о прошлом Таджикистана, о современной жизни республики.
После 30-летнего служения киноискусству республики Давид Яковлевич решил заняться творчеством в области станковой живописи и графики. Последние годы на родине были очень плодотворными. Он принимал участие в международных, всесоюзных и республиканских выставках. В 1984 году в залах Союза Художников Таджикистана состоялась персональная выставка Ильябаева.
В 1992 году в Москве прошла последняя, прощальная выставка художника в Киноцентре. В 1993 году Давид Яковлевич переезжает с семьёй в Израиль и продолжает творить на исторической родине. Художник внес свою лепту и в возрождение бухарско-еврейского театра в Израиле, работая в качестве художника-постановщика в оформлении спектаклей «Амнун и Тамар» и «Йосеф Хацадик».
Многогранное творческое наследие Д. Я. Ильябаева в кино и в изобразительном искусстве, автобиографическая повесть «О времени. О кино» представляют его, как необычайно талантливого человека, большого художника из среды евреев Средней Азии второй половины 20-го и начала 21-го века.
Зоя Борухова, искусствовед. Торонто