Интервью с китайским евреем Уриахом Кормаком
17 августа общину бухарских евреев посетил молодой человек по имени Уриах Шамуэль Кормак Ли. Он – уроженец города Кашгара в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, расположенном на Западе Китая, на границе с Казахстаном. Ныне проживает в Сиэтле.
Он приехал Нью-Йорк по приглашению Славы и Эллы Мераковых, которые познакомились с ним во время шева барахот Моисея Меракова в Сиэтле несколько недель тому назад.
Мои племянники пригласили его в Нью-Йорк и дали ему мой телефон.
Мы договорились встретиться с ним в субботу утром, в Квинсе. Он меня предупредил, что соблюдает все предписания иудаизма, шомер шаббат, поэтому пойдет пешком, независимо от расстояния, которое придется преодолеть. По дороге я его знакомил с новейшей историей бухарских евреев Америки и с нашими успехами в новой стране, отметив, что благодаря бухарским евреям, во многих районах Квинса сохранилось ортодоксальное еврейство.
Рафаэль Некталов: – Расскажи мне о себе: какие у тебя корни, где ты родился? Как оказался в Америке?
Уриах Кормак: – Я знал, что моя бабушка – дочь бухарской еврейки, из Кашгара, города, входившего раньше в Восточный Туркестан. Там проживали не только уйгуры, но и казахи, узбеки, таджики, киргизы. Была небольшая община бухарских евреев. Потом они разъехались в Эрец Исраэль, Америку, Европу.
Мне 24 года. Мое китайское имя Цхаовей. Хотя я всегда в Китае назывался Кормаком. Бабушка по пятницам зажигала свечи, благословляла нас. Но мы не понимали ничего в этом и не задавали вопросов.
– Почему?
– Мы жили в государстве коммунистов. Воинствующий атеизм был государственной доктриной.
– Я сам родом из СССР, помню, как все было под контролем и запретом. Атеизм был религией коммунистов.
– Семейные предания моей мамы стали фактором, который связывал нас с историей евреев Центральной Азии.
– Уриах! Ты прошел гиюр, серьёзно относишься к выполнению заповедей, соблюдаешь Шаббат, кашрут! Почему ты решился на такой сложный и ответственный шаг: вернуться в лоно иудаизма?
– Потому что я чувствую себя частью еврейского народа. Понимаете, в мире много людей, которые и не подозревают, что в их жилах течет еврейская кровь. Однако когда они узнают историю своего происхождения, в котором есть и еврейство, они задумываются над вопросом: кто они? Быть евреем или не быть? Но уж если приходят к решению быть, то потом не отступают.
– Когда ты принял решение жить по законам Торы?
– Еще в Китае. Но это там было невозможно сделать. Все, кто не разделяет идеологию коммунизма, воинствующего атеизма, подвергаются перевоспитанию. Особенно после волнений мусульман в Синьцзян-Уйгурском автономном округе в 2016 году.
– Что там случилось?
– Уйгуры хотели получить больше религиозных прав. Но всех бунтующих, которые требовали свободы религии и хотели жить в соответствии с законами ислама, отправили на перевоспитание в специальные лагеря в Синьцзяне. Но на этом репрессии не закончились. Их интенсивность с каждым годом увеличивается. Сейчас примерно миллион заключенных.
– А ты мог посещать синагогу?
– Нет. Я китаец по паспорту. Нам строго запрещено. Однако, как появилась такая возможность, я начал действовать и двигаться вперед к намеченной цели. В 2019 году я приехал по образовательной программе в США, жил в городе Валла Валла (Walla Walla, Washington). Стал студентом Whitman College. Моим раввином, наставником стал рабби Бенджамин Хассан из конгрегации Бикур Холим (Bikur Holim Congregation). В 2023 году я отправился в Иерусалим. Посетил синагогу Aish Yeshiva, которая была расположена в столичном районе French Hill.
Когда в 2022 году я приехал в Сиэтл, познакомился с еврейской общиной, с молодым адвокатом Моисеем Мераковым. Я стал посещать с марта 2022 года небольшую синагогу, прошел гиюр. Я придерживаюсь ортодоксального иудаизма, шомер шаббат! – с гордостью подчеркнул Уриах.
– Когда прошла твоя встреча с бухарскими евреями Сиэтла?
– Я обрадовался, когда узнал, что в городе живут и бухарские евреи. Их немного, но они есть. Моисей Мераков – из ортодоксальной семьи бухарских евреев, выходцев из Самарканда, женился на ашкеназской девушке. Они меня пригласили на шева барахот. Там я увидел, как они выглядят, живут по канонам иудаизма и радуются. Я словно попал к своим. Так долго ждал этого дня! За ужином познакомился с его дядей Соломоном и тетей Эллой Мераковыми. Они любезно пригласили меня в Нью-Йорк. И теперь с вами направляюсь в Главную синагогу бухарских евреев Америки помолиться.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
– Можно задать тебе еще один вопрос? – не унимался я. – Тебе известно, что в наше время быть евреем, тем более ортодоксальным, непросто: зашкаливающий антиизраилизм, переходящий в антисемитизм, дороговизна кошерных продуктов, ресторанов, обучения детей в еврейских частных школах! Не везде есть синагоги, миквы. Одним словом, трудности на каждом шагу! Зачем тебе, человеку с ярко выраженной китайской внешностью, это нужно?
– Понимаете, – вдруг, став не по годам очень серьезным, начал Уриах. – Вы говорите, что трудно, опасно!.. Согласен! Но я твердо убежден и считаю, что именно в это время, когда Израиль в опасности, еврейский мир окружен толпами ненавистников, прибавьте сюда и ассимиляцию, как раз именно сейчас и надо быть истинным евреем! Ортодоксальным иудеем, чтобы молиться Богу за Израиль, за еврейский народ и спасать страну!
В мае 2024 года, в День Иерусалима – Yom Yerushalayim, – я прошел гиюр и впервые в жизни окунулся в воды миквы, получив желанное еврейское имя Уриах Шамуэль (Uriah Shemuel).
— Извини за вопрос, а что с обрезанием?
– Мне его сделали на восьмой день, но в госпитале. Поэтому мне произвели заменяющий ритуал – извлечение капли крови путём укалывания. Теперь все позади. И я полноправный член миньяна и могу подниматься к Торе.
– Почему из огромного сонма библейских имен, ты выбрал именно это имя? С ним связано множество коннотаций.
– Потому что это имя воина Уриа хa-Хитти (командира). Он был храбрым воином, служившим в войске израильского царя Давида. Хетт, живший в Ханаане, он был первым мужем Вирсавии…
– Да, царь Давид написал командиру армии, Иоаву, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступить от него, чтоб он был поражен и умер». Так написано в Торе.
– Что и случилось. Он погиб. Я тоже готов принять смерть за Израиль! Поэтому намерен совершить алию и посвятить себя военной карьере в ЦАХАЛ.
Мы вошли в синагогу Канессои Калон. Уриах взял цицит, сидур, прочитал благословения и начал со всеми молиться.
В этот день мы отмечали Шаббат моей покойной мамы и оба с племянником были вызваны к Торе, прочитав соответствующие главы Священного Писания.
После молитвы мой гость был поражен щедро накрытым столом в фойе, на котором были традиционные блюда бухарскоеврейской субботней кухни: вареные яйца с картофелем, салаты, яхни, оши сабо, вино для благословения.
Мы возвратились к Соломону, где нас ждали к субботней трапезе моя сестра Светлана, сноха Соня. Из Сиэтла приехала жена Гавриэля Меракова, Стелла Абрамова, которая тоже знала Уриаха. Соня приготовила рыбу в чесночном соусе, баклажан с чесноком, оши боимджон (мясной и рисовый фарш с баклажанами), каламфури (с болгарским перцем), оши сабо.
– Я восхищен песнопениями бухарских евреев и хотел бы научиться петь, как ваш раббай! – признался Уриах. Ему особенно пришлись по вкусу баклажаны, которые он уплетал с нони токи.
Позже мы с ним отправились в Музей наследия бухарских евреев, и Арон Аронов провел прекрасную экскурсию, которая, по словам Уриаха, укрепила в нем сознание своей идентичностия, как бухарского еврея, еврея из Центральной Азии, представителя народа с богатейшей историей, традициями и культурой.
Вместо
заключения
Вечером позвонил Юхан Беньяминов. Его племянник Авраам в это время находился в Израиле, куда он специально полетел, чтобы поддержать два батальона солдат ЦАХАЛ, с которыми он давно связан.
Юхан неоднократно, при мне, звонил Аврааму, и просил его вернуться быстрее в Нью-Йорк, так как они вместе работают над многими проектами. Но племянник почти месяц в Израиле, и я не удивлюсь, если он примет решение тоже отслужить в рядах ЦАХАЛ…
История солдата ЦАХАЛ, героя войны в Газе, внука Рахмина Некталова Йеремия Софиева нашим читателям известна.
Хазак барух, Уриах Шамуэль!
Пусть Хашем поможет тебе свершить благородные деяния и подарит тебе долгую и счастливую жизнь в Государстве Израиль!
Рафаэль Некталов. Фото Аллы Ароновой
ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ КИТАЯ
Евреи Китая представлены двумя очень разными общинами. В первую общину входят так называемые кайфынские евреи (ютай, или ютайжэнь), которые на протяжении по крайней мере 700 лет были сосредоточены в китайском городе Кайфын (провинция Хэнань).
Термин «китайские евреи» возник в XVII — XVIII вв., когда христианские миссионеры впервые столкнулись с представителями этой общины. Сами китайцы называли иудаизм «тяоцзинь цзяо» (挑筋教), что значит «религия вытягивания жил» (намёк на определённые требования кашрута).
К началу 1980-х гг. свыше 200 потомков членов этой общины, ассимилировавшихся в религиозном, культурном и даже антропологическом отношении, продолжали называть себя евреями. Некоторые впоследствии выехали в Израиль.
Позднее в общине Кайфына начался подъём самосознания, и считается, что сегодня около тысячи местных жителей знают о своих еврейских корнях. Гораздо более многочисленная еврейская община возникла в Китае после его «открытия» в XIX веке из числа переселенцев, прибывших в страну из европейских государств. Она была особенно многочисленна в Маньчжурии, где евреи селились вместе с русскими в полосе КВЖД с начала XX века. В отличие от кайфынских евреев, представители этой общины почти не смешивались с китайским населением.
История кайфынской
общины
Надпись на местной стеле (1489 год) утверждает, что 70 еврейских семейств прибыли некогда с запада (Индия или Персия), преподнесли в дар императору хлопчатобумажные ткани и получили разрешение поселиться в Кайфыне. Поскольку Кайфын был столицей империи Северная Сун в 960 -1127 гг., то это событие могло произойти не позднее 1127 г., когда Кайфын был захвачен чжурчжэнями и двор бежал на юг, за реку Янцзы. Возведение синагоги стела относит к 1169 году. Более поздние стелы подчёркивают верность евреев императору и их доблестную службу в войсках Юэ Фэя. Видимо, первоначально разговорным языком китайских евреев был новоперсидский, они занимались изготовлением, крашением и украшением узорами хлопчатобумажных тканей. По одной из гипотез, китайские евреи пришли из Бухары и постепенно прибывали в Кайфын небольшими группами. Вероятно, община в дальнейшем принимала выходцев из других стран Востока, так как её литургия (известная по молитвенникам китайских евреев) отражает влияние не только персидских, но и йеменских евреев]. Рукописные тексты на древнееврейском свидетельствуют о том, что переписчики не имели представления о действительном произношении слов. О существовании китайских евреев европейцам стало известно от иезуитского миссионера Маттео Риччи, который встретил в 1605 г. молодого кайфынского еврея по имени Ай Тянь (艾田) и узнал от него, что тот верит в единого Бога. Изображение Богоматери с младенцем он принял за Ревекку с Иаковом.
Из дальнейших расспросов и визитов в Кайфын иезуитам стало известно о том, что тамошние евреи посещают синагогу и воздерживаются от употребления свинины.
(Материал из Википедии)