К 25-летию Конгресса бухарских евреев США и Канады

Первый раз я услышал об идее создания Конгресса в редакции газеты «Бухарско-еврейский мир» 25 лет назад, в конце 1998 года. Незадолго до этого я познакомился с Ефимом Фатаховым, и он представил меня сотрудникам редакции, которая тогда ютилась в двух больших комнатах, на втором этаже синагоги «Бинат Хаим».
Я тогда встретился с Рафаэлем Некталовым, главным редактором газеты, хотя и раньше заочно знал о нём, как об общественном деятеле, от своих сыновей.
Благодаря усилиям Некталова, юрист-международник Хелен Шварц-Кенвин добилась для нас, отказников, получения визы из посольства США в Москве, и мы смогли объединиться с семьями сыновей. В редакции познакомился также с Реной Елизаровой и Борисом Кандовым.
Шла беседа о создании Конгресса. Рафаэль обосновал необходимость этой общественной организации для объединения членов общины и нескольких синагог-центров в Квинсе.


Мы, все присутствовавшие, поддержали эту идею, а Б. Кандову, издателю газеты, она очень понравилась, и он не мог скрыть своего восторга, так как эта идея его окрыляла и могла стать новой точкой отсчета в его жизни. Он был 20 лет «в отказе», и, приехав в Америку намеревался осуществить свои планы и состояться в новом бухарскоеврейском сообществе Нью-Йорка.
После публикации в газете статьи о целях создания Конгресса бухарских евреев США, начались настоящие баталии: критика за критикой. Вся пишущая «интеллигенция» и состоятельные бизнесмены стала придираться к названию «Конгресс» и к названию должности «Президент».
Обратились лично ко мне и к моему другу Ефиму Фатахову с претензией, что кандидатура Кандова выбрана необдуманно, что нам Конгресс нужен, но возглавлять его должен авторитетный, высокообразованный интеллигент, тогда его поддержат все, а бизнесмены еще и финансово. По-видимому, эта должность нравилась многим состоятельным бизнесменам и членам клуба «Рошнои».


Наша группа (назовём её оргкомитет) стала яростно защищать будущий Конгресс и ее будущего президента. Но когда бизнесмены финансово не поддержали Конгресс, мы поняли, что кандидатура Бориса Кандова выбрана правильно. Он взял инициативу в свои руки, возглавил оргкомитет, мы стали писать в газету статьи в защиту своей идеи. Помню, тогда я с Ефимом опубликовали большую статью и получили отпор от скандальных оппонентов.
Стали обдумывать создание различных секций-отделов Конгресса по всем актуальным проблемам эмигрантов. Мне и Ефиму поручили написать устав и программу. Я посетил несколько библиотек с надеждой получить нужную информацию. Написанные нами устав и программа были переданы в редакцию. Оргкомитет с несколькими поправками утвердил и опубликовал эти документы в газете «Еврейский мир».
Борис Кандов совместно с Рафаэлем Некталовым, раввином Ицхаком Иехошува серьезно готовились, проводили много встреч с различными организациями, объездили все города, где стали образовываться новые общины бухарских евреев – Атланта, Денвер, Лос-Анджелес, Сан-Диего, Финикс, Филадельфия, Сиэтл, Бостон, Торонто. Одним словом 2-3 мая 1999 года организовали и успешно провели Первый съезд Конгресса бухарских евреев США и Канады, на котором единогласно был выбран президентом Борис Эфраимович Кандов, приняты и утверждены Устав и Программа организации.


Из оргкомитета только я и Ефим сидели на съезде на задворках, вместе со случайными людьми, а в президиуме для нас места не нашлось, хотя мы с ним подготовили доклад. Некталов тоже бегал по залу, чтобы все прошло нормально.
В президиуме восседали в основном бывшие противники Конгресса бухарских евреев США и Канады и избранного президента. Но, выходя на трибуну, эти люди хвалили идею создания организации и выбор направлений деятельности секций.
Мы с Ефимом, затаив дыхание, ожидали продолжения баталий, но, неожиданно для нас, съезд прошёл мирно и дружелюбно.
Создание Конгресса почти совпало по времени с началом строительства Центральной синагоги, его возглавили Б. Кандов и инженер-строитель И. Аронов.
Б. Кандов нанимал художников для создания витражей, оформления арон ха кодеша и внутреннего дизайна всех пяти этажей здания. Надо отдать должное его художественному вкусу, он высоко оценён специалистами и прихожанами, которые по сей день не перестают восхищаться Главной синагогой, ставшей украшением Квинса.
Собранных в общине средств на покрытие банковского займа не хватило, и дополнительно Борис Кандов из своих личных средств выделил немало средств.
Многие бизнессмены хотели поддержать и тем не менее, из-за большой задолженности, банк решил поставить здание на продажу.
Вопрос был урегулирован только после внесения крупной суммы евреев Леви Леваевым.
Большое спасибо нашим славным спонсорам!
Леви Леваев в свое время тоже поддержал наш Конгресс и затем, через год, создал и возглавил Всемирный конгресс бухарских евреев в Иерусалиме.
Учитывая высокий авторитет Л. Леваева, его идею финансово поддержали многие, и даже наши бизнесмены.
Вновь меня и Ефима попросили написать устав и программу, но теперь для Всемирного Конгресса. В Иерусалиме текст нашего устава и программы не приняли (причину не сообщили) и работают по своим документам. Отмечу, что их работа отличается ориентацией на еврейское образование и поддержку духовной жизни синагог, но самое главное – ежегодно проводятся съезды, на которых собирают средства для покрытия расходов на образовательные программы.
Завершая статью, напомню Борису Кандову, что он мне обещал поднять следующие вопросы:

  1. Безвизовый въезд в Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан, Казахстан по программе зиёрат, чтобы мы могли навестить могилы предков.
  2. Восстановление законных пенсий эмигрантам, проработавшим в республике многие годы.
    Безвизовый въезд в Узбекистан решился отчасти, для граждан Америки, переступившим 55-летний рубеж. Спасибо Мирзиёеву за это.
    Результаты переговоров по поводу пенсий мне неизвестны. Но хочется, чтобы дожили до этого дня те, кто отдал свои лучшие годы СССР и Узбекистану.
    Устав и Программа Конгресса бухарских евреев США и Канады ждут своего практического осуществления, хотя, надо признать, многое заявленное в этих документах воплощено в жизнь.
    Поздравляю Конгресс бухарских евреев США и Канады, и лично президента Бориса Кандова с 25-летним юбилеем!
    Благодаря Конгрессу, нас стали узнавать, уважать, приглашать на важные мероприятия в стране и за рубежом, особенно в Узбекистане и Таджикистане.
    В этом большая заслуга тандема Бориса Кандова и Рафаэля Некталова, сподвижников, хотя внутриобщинные проблемы решаются, на мой взгляд, в недостаточном объёме.
    Надеюсь, мои замечания будут учтены и пойдут на пользу делу.

Юзеф Мурдахаев, Делегат Первого съезда Конгресса бухарских евреев США и Канады