Тот, кто дает милостыню, должен задать себе вопрос и оценить себя: почему именно мне Бог дал деньги и возможности? Почему я нахожусь на стороне дающего, а не на стороне получающего? Почему у меня есть, а у других нет? Ведь всё могло быть совсем наоборот.

Когда-то жил богатый человек, который никогда не давал милостыню беднякам. Он всегда говорил, что готов помочь лишь тому, кто полностью отчаялся и больше не надеется на успех в жизни. Каждый раз, когда кто-то просил у него милостыню, богач спрашивал: «Ты отказался от надежды выбраться из своей ситуации и достичь лучшей жизни?»
«Ни в коем случае», — отвечал бедняк. «Нельзя терять надежду».
«Тогда я не могу тебе помочь», — отвечал богач.
Лишь очень немногие бедняки признавались, что потеряли всякую надежду, и только тогда богач давал им деньги. Но это происходило крайне редко.
Однажды, прогуливаясь, богач увидел на улице бездомного, лежащего в куче мусора. «Вот человек, который, без сомнений, полностью отчаялся,» — подумал он и протянул ему монету: «Я вижу, что ты уже потерял всякую надежду.»
Бедняк удивил его, ответив: «У меня-то как раз есть надежда. Но вот ты, похоже, полностью отчаялся…»
Ошеломленный богач сказал: «Я даю тебе милостыню, а ты так со мной разговариваешь?»
Бедняк ответил: «Я верю, как сказано в псалме царя Давида: «Он поднимает бедного из праха и возвышает нищего из грязи». Творец может вывести любого из самого глубокого падения.»
«Тогда кто же действительно лишен надежды?» — спросил богач.
«Пока человек жив, у него есть надежда, — ответил бедняк. – Только у мертвых нет больше никакой надежды в этом мире.»
Услышав это, богач, не отличавшийся особой мудростью, решил: «Тогда буду давать милостыню только мертвым.» Он отправился на кладбище и закопал там крупную сумму денег.
Прошли годы, и колесо судьбы обернулось: богатый человек потерял все свои состояния и сам стал нищим. В отчаянии он вспомнил о том бедняке и о деньгах, закопанных на кладбище. Он поспешил туда, чтобы забрать их. Но, до того, как бывший богач успел найти деньги, его задержал охранник кладбища, и спустя несколько дней он предстал перед судом. Бывший богач рассказал судье всю историю и попросил разрешения пойти на кладбище, чтобы достать деньги, которые когда-то там закопал.
Судья, выслушав его, спросил: «Ты меня помнишь? Я тот самый бедняк, которого ты встретил на улице среди мусора. Видишь, никогда нельзя терять надежду. И на имущество и деньги полагаться нельзя.»
Он разрешил бывшему богачу забрать деньги, но добавил: «Так не должен еврей давать милостыню. У нас, евреев, понятия «цдака» и «правосудие» идут рука об руку. Тот, кто дает милостыню, должен спросить себя: почему Бог дал именно мне деньги и возможности? Почему я дающий, а не получающий? Почему у меня есть, а у других нет? Ведь всё могло бы быть наоборот. Когда еврей дает милостыню, он должен помнить, что больше того, что он отдает, он получает.»
Бывший богач нашел свои деньги, снова разбогател, но на этот раз он усвоил урок и больше не искал только отчаявшихся людей, чтобы помочь им. Теперь он давал щедро и с открытым сердцем.
О морали этого рассказа…
Пусть этот год будет годом прорыва для Конгресса.
5785 год — это 25-й год с момента основания Всемирного Конгресса бухарских евреев. Почти целое поколение прошло с тех пор, как наша община объединилась под одной крышей. Сотни состоятельных евреев, лидеров общин, людей с видением, возможностями и большим сердцем собрались вместе для исторического проекта, который, без сомнения, меняет будущее общины.
Любавичский Ребе всегда требовал от нас смотреть вперед, задавая вопрос: что мы еще не сделали? Но раз в 25 лет допустимо оглянуться назад и подвести краткие итоги — итоги, которые дают силу и энергию двигаться дальше. Это также призыв ко всем, кто еще не присоединился, кто искал возможность, но не нашел её, а также к тем, кто еще не задумывался об этом.
Давайте не будем похожи на того несчастного богача, который заблуждался в своем подходе. Если Бог поставил нас в определенное место, мы должны использовать свои силы во благо других. Для того, чтобы помочь, не обязательно быть богатым. Милостыня и помощь — это не только о деньгах. Конечно, если Бог благословил человека имуществом, его помощь должна быть щедрой, в соответствии с его возможностями. Но даже те, кто не может дать деньги, могут помочь другим через волонтерство, доброе слово, совместное обучение, совет или наставление. У каждого есть, что дать этому миру.
Давайте воспользуемся этим священным моментом — наступлением нового года, чтобы обновить себя изнутри и посвятить этот год увеличению добрых дел: исполнению заповедей, безвозмездной помощи, любви, воспитанию детей, почитанию родителей и поддержке тех, кто нуждается в нашей помощи.

Пусть наступит год шагов к победе.
5784 год начался с тяжелого траура. Трагедия, подобной которой не было со времен Катастрофы, поразила народ Израиля. Этот год завершается с ощущением горечи и радости одновременно. С одной стороны, 101 заложник все еще находится в Газе, что не дает нам вернуться к нормальной жизни. С другой — великая радость за многочисленные успехи, которых Израиль добился на всех фронтах.
Когда народ Израиля един, никто не может нас победить. Господь видит наше единство и дарует нам Свои благословение и помощь. Его поддержка критически важна для победы в войне.
Когда Израиль проявляет инициативу, а не просто защищается, его враги падают перед ним. На прошлой неделе, когда израильские ВВС нанесли удары по Ливану, чтобы уничтожить одного из самых злейших врагов Израиля, в Нью-Йорке состоялась встреча премьер-министра с представителями еврейских общин, среди которых были главы Всемирного Конгресса бухарских евреев в США и моя семья. Они сопровождали супругу премьер-министра на молитву в священный Оэль Ребе Любавичского. Молитва к Господу и Божественная помощь — это ключи к спасению Израиля. Это огромная честь — участвовать в таком важном духовном соединении израильского руководства с молитвой и просьбой к Творцу помочь Израилю в это судьбоносное время.
Я молюсь Господу, верю, надеюсь и полагаюсь на Него, я верю, что мы все, осознавая величие этого момента, объединимся перед наступающим годом и попросим у Всевышнего благословений на добрый и сладкий год. Как объясняет Любавичский Ребе, год должен быть не только хорошим, но и таким, чтобы мы сами почувствовали его добро. Пусть он будет и добрым, и сладким.
Желаю вам многих лет, наполненных радостью и добром!

Лев Леваев, Президент Всемирного конгресса бухарских евреев