Год спустя после нападения ХАМАС 7 октября многие в Израиле продолжают задавать трудные вопросы о самом кровавом дне в истории страны: почему ее мощная армия была застигнута врасплох, а сопротивление баз возле Газы быстро подавлено? Мы перепечатываем с некоторыми сокращениями материал, подготовленный корреспондентом Би-би-си в Иерусалиме Эллисом Кадди.
База Нахаль-Оз была захвачена боевиками ХАМАС утром 7 октября. Как сообщалось позже, более 60 израильских солдат были убиты, другие – взяты в заложники.
Израильская армия пока не опубликовала официальный отчет о том, что произошло в тот день, но уже проинформировала о результатах родственников погибших.
Это наиболее близкая к официальной версия событий того дня от израильской армии, которой мы располагаем.
Что удалось выяснить Би-би-си?

Примерно в 07:20 боевики атаковали бомбоубежище перед командным центром.
Среди тех, кто укрывался внутри, было несколько наблюдателей, которые были не на смене. Их защищали четыре вооруженные женщины
ЦАХАЛ сообщила семьям, что эти женщины были единственными среди находившихся в укрытии, у кого было оружие, и они, открыв огонь, какое-то время удерживали боевиков ХАМАС на расстоянии. Но потом взрывом гранаты одна из командиров была убита, а остальные бывшие в бомбоубежище люди ранены.
В этот момент около 10 солдат смогли выбраться из укрытия и запереться в казармах. Все остальные в убежище были либо убиты, либо захвачены ХАМАС.
Вдоль всего сектора Газа тысячи вооруженных людей пересекали границу с Израилем.
Незадолго до 08:00 появился израильский беспилотник «Зик», но ему, как говорится в отчете ЦАХАЛ, было трудно отличить израильских солдат от боевиков ХАМАС, из-за чего он медленнее выбирал мишени для атаки.
Примерно в это же время начался штурм командного центра, сопровождавшийся ожесточенной стрельбой. Те, у кого было оружие, сражались у дверей, отбивая попытки боевиков ХАМАС ворваться внутрь. Бой продолжался около четырёх часов.
Тем временем, говорит Шимон, он и другие солдаты, защищали базу от сильно превосходящих сил противника. Признаков, что им пришлют подкрепление, не было: «Было неясно, как все обернется».
Примерно в 09:00 солдаты из бригады «Голани» направились к столовой базы, где, как сказали им «тацпитаниот», укрылось большинство боевиков.
Позже родственникам сообщат в ЦАХАЛ, что на каждого из военнослужащих на базе Нахаль-Оз в тот день приходилось по шесть боевиков.
«То, что ХАМАС делал тем утром, было тактикой роя, – говорит генерал Зив. – Было более 70 прорывов… более 3000 террористов… Они знали, что у них не очень с качеством бойцов, поэтому им пришлось полагаться на количество».
На видео, которое, как сообщают израильские СМИ, было снято в это время, показаны молодые женщины из группы наблюдения в Нахаль-Оз, которые были захвачены боевиками ХАМАС.
«Вы собаки, мы вас затопчем», – слышен голос одного из них. У девушек были связаны руки, их поставили лицом к стене.
Девятнадцатилетняя Наама Леви, которая только накануне поступила на службу на базе, говорит, что у неё есть друзья в Палестине. Её лицо залито кровью.
На видео видно, как женщин тащат в автомобиль и увозят.
Для матери Наамы смотреть на это ужасно. «Эти раны, кровь, что она говорила, что террористы говорили им– ужас этих моментов непередаваем», – говорит доктор Айелет Леви.
Генерал Зив считает, что девушки из группы наблюдателей в Нахаль-Оз вели себя потрясающе: «Ошибка была в системе, в командирах, а не в них».
Шимон и еще шесть человек, включая их командира, вырвались с базы на своей машине, а затем спешились и заняли позиции. Он говорит, что по ним стреляли со всех сторон.
Среди грохота автоматной стрельбы раздавались одиночные выстрелы снайпера ХАМАС, которого они не видели.
«Каждый раз, когда он стрелял, один из моих друзей получал пулю в голову», – говорит Шимон.
Выжил он один, и то чудом: «Пуля прошла прямо рядом с головой… Я слышал, как пули попадали в бетон вокруг меня, и от них отдавало жаром».
К этому времени, вспоминает он, его рация уже перестала работать.
Генерал Зив описывает этот день как «идеальный шторм».
«Подмога не приходила на протяжении стольких часов, потому что никто не знал точно, что происходит и куда отправлять подкрепление», – объясняет он.
Шимон смог выбраться с места боя и присоединиться к солдатам из другого подразделения, которые направлялись на защиту кибуца.
Примерно в 12:30 семь человек, находившихся в бункере, включая Шарон, смогли наощупь добраться до окна туалета и выбраться наружу.
Шарон и другие выжившие ждали, пока подтянутся остальные. Но больше никто не пришёл. Шарон оказалась единственной из группы наблюдателей, дежуривших в тот день, кто смог избежать смерти или плена. Спаслась еще одна девушка из ее подразделения, но она в то утро не дежурила.
К концу дня 7 октября армия восстановила контроль над базой, но многие из тех, кто там находился там, не пережили этот день. Семь «тацпитаниот» захватили в заложницы и увезли в Газу, где одна из них была убита, другая спасена, а пять по-прежнему находятся в плену.
В тот день в районах Израиля, прилегающих к Газе, было убито около 1200 человек, включая более 300 солдат, и 251 человек был захвачен в заложники..
Среди погибших в Нахаль-Оз были Альрой, оператор аэростата, и четверо его товарищей.
Как говорит его отец, ссылаясь на информацию, предоставленную ему ЦАХАЛ, они долго вели бой с отрядом ХАМАС. По его словам, им удалось убить около 10 боевиков, но силы были неравны. В 14:30 пятерых израильтян нашли мертвыми внутри мобильного укрытия.
Командный центр, спроектированный как безопасное укрытие для подразделений базы, был полностью разрушен. На фото и видео видно, что помещение сгорело, а экраны, за которыми внимательно наблюдали «тацпитаниот», стали черными. Среди пепла были найдены фрагменты костей.
Выжившие и семьи погибших и похищенных остаются с вопросами без ответов о том, что же все-таки пошло не так.
В подготовке материала также участвовали Джон Доннисон и Наоми Скербель-Болл.
https://www.bbc.com/news/articles/cg7825rk8j9o

Элис Кадди, Би-би-си, Иерусалим