Юрий Календарев и Лев Леваев

Юрий Календарев – вице-президент Всемирного Конгресса бухарских евреев, лидер еврейской общины Узбекистана посетил США.
Рафаэль Некталов встретился с ним в Нью-Йорке, куда общественный деятель прибыл из Майами.

Рафаэль Некталов:
– Welcome to USA!
С приездом!
Юрий Календарев: – Спасибо. И вас с приездом, Рафаэль Борисович! Как поездка на родину? Выборы?


– Все прошло замечательно. Объездил пять городов, участвовал в качестве международного наблюдателя на выборах в парламент Узбекистана… Юрий, мой последний приезд в Узбекистан ошеломил меня теми громадными изменениями, которые происходят в глубинке, не в столице, не в Самарканде и Бухаре, которые посещают туристы, а в сельских районах, в городах Ферганской долины.

Я рад это слышать от вас!

Календарев Мишаэль Гавриэлович и Гадаева Роза Ашеровна — родители Юрия

Ты бизнесмен, можешь мне объяснить: как ты сам, лично, чувствуешь на себе реформы, провозглашенные президентом Шавкатом Мирзиёевым в стране?
– Понимаете, Рафаэль Борисович, то, что сделал наш президент Шавкат Миромонович Мирзиёев, является подлинной экономической революцией в нашей стране. И ее последствия ощущаем именно мы, бизнесмены. Нам стало легче работать, нас освободили от многих бюрократических препон, помех, препятствий, которых было предостаточно до 2016 года.
Сейчас лучшее время для того, чтобы каждый бизнесмен мог раскрыть весь свой потенциал и успешно развивать свое производство. Это особенно сильно почувствовали не только мы, узбекистанцы, но и наши соседи в Таджикистане, Казахстане, Туркменистане, Киргизии, так как межрегиональная политика Узбекистана, активное расширение сотрудничества между этими странами способствовали укреплению доверия бизнесменов друг к другу.
Каждый из нас может беспрепятственно перевозить свои товары из одной страны в другую и развивать собственные бизнесы в сопредельных странах региона. Посмотрите, сколько сейчас российских бизнесменов в Узбекистане!
– Да, но интересно и то, что не только в столице, но и в разных городах Ферганской долины многие молодые люди свободно говорят на английском, китайском, но хуже по-русски.
– Это связано с тем, что учащиеся получают хорошее образование как в стране, так и за рубежом. В школах иностранные языки преподаются на хорошем уровне.
– Даже на базаре продавцы произносят элементарные фразы на английском и других языках.
– Все условия для этого есть. Раньше, как рассказывают мои родители, многие учили иностранные языки в школе, но, кроме What is your name? My name is Yura, дальше никто не мог поддержать беседу. С иностранными туристами не позволялось общаться. А сейчас, пожалуйста, разговаривайте с носителями разных языков, прямо на базаре! Узбекистан открыт всему миру! И это на самом деле – Новый Узбекистан. Добавлю, что реформы носят концептуальный характер развития страны, поэтому их осуществление находится под постоянным контролем самого Президента.
– В этом я тоже убедился, читая прессу, как местную, так и зарубежную. Там стало больше критики.
Юра, расскажи о себе. Ты – человек публичный, но о тебе мало знают, мало выступаешь в печати, в новостях…

Рена Ибрагимова-Сулейманова (1915 — 2002 гг)


– Я очень занят. Работы много. Родом я из Коканда. Мне 52 года. Женат. У меня четверо детей. Предприниматель. Активист бухарскоеврейской общины. Вот так, если кратко.
– Откуда у тебя такая фамилия: Календарев. От бухарского «каландар» – или все-таки русского «календарь»?
– Это интересная история. Вообще-то мы со стороны отца из рода Авезбадала. Но в документах значились, как Авезбадал-Календарь. Когда мой предок пересекал границу Российской империи из Бухарского эмирата, он должен был доказать, что он «местный», как называли русские колониалисты евреев Туркестанского края. Ему выдали именно такой документ. Надо поискать в архиве. Так за нами сохранилась фамилия Календарев.
– К Каландаровым вы не имеете никакого отношения?


– Абсолютно никакого. Мой отец Михаил Гавриэлович, был выпускником Института связи и проработал в этой отрасли всю свою жизнь: курировал Ферганскую область. А мама, Роза Ашеровна Гадаева, была медицинской сестрой. Моя бабушка, Рена Ибрагимова, была высокообразованной женщиной, окончила два университета, преподавала в Коканде химию и биологию. Она приходилась близкой родственницей Рафаэлю Пателяхову.
– Чем она запомнилась тебе?
– Двумя факторами. Первый – по ее настоянию, я должен был получить обязательно высшее образование. И я окончил физико-математический факультет Кокандского педагогического института, получил диплом педагога и некоторое время проработал в своем институте. Очень недолго. Я не пошёл работать в школу. В 1996 году я открыл собственный бизнес, и мои дела шли успешно. Но полученные знания мне приходились.

Гостиница «Прага» и единственный глатт-кошерный ресторан в Узбекистане
Встреча с активистами общества дружбы
«Узбекистан – Америка»


– Второй?
– Она не была сторонницей эмиграции. «Эмиграция – это разорение», – сказала она и поставила точку на этом вопросе.
– Юрий, как долго ты жил в Коканде?
– До 2004 года. В Коканде после иммиграции в Израиль, США и Германию оставалось не так много евреев. Поэтому мы приняли решение переехать в Ташкент. Признаться, в Коканде я, собственно говоря, и не был активистом еврейской общины: посещал синагогу по праздникам, отец был коммунистом, мы были светскими людьми.
– В столице ты влился в новую бухарскоеврейскую общину. С чем это связано?
– Мне тогда было всего тридцать с лишним лет. Росли дети. Я подумал, что мне надо быть ближе к своим корням, стал посещать синагогу им. Эдуарда Некталова, что по улице Чкалова. В один день председатель общины Борис Шимонов сообщил, что покидает страну, так как в Германии лечится его супруга, и он должен находиться рядом с ней. Меня и Аркадия Исахарова он назначил своими заместителями. Мы в этом качестве были волонтёрами до 2007 года.
Потом он уехал, начались выборы, и председателем избрали Петра Бабаева. Мы вместе с Исахаровым и раввином Абрамчаевым перешли в другую синагогу, которая находилась по улице Второй Выборгской.
– Она была действующей в те годы?

Юрий и Ирина Календаревы


– Нет. Мы вместе с Аркадием Исахаровым провели реконструкцию и открыли организацию, которая называется Ташкентская еврейская религиозная община (ТЕРО), которая по сей день активно работает, став центром бухарских евреев Узбекистана.
– Надо отдать должное, у вас прекрасный тандем.
– Аркадий Исахаров занимается продвижением нашей общины в правительстве Узбекистана, выступает на международных конференциях, посвященных религиозной жизни в стране, является членом Совета комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан. А я в основном занимаюсь вопросами материальной поддержки общинной жизни.
– Как я понял, ты один из серьезных ее доноров, спонсор многих проектов, программ, которые осуществляются в общине.
– Я не стремлюсь, чтобы все знали об этом, но кто-то же должен этим заниматься. Это большая мицва, как учили меня мои дедушка и бабушка. В настоящее время у нас работает раввин Шломо Бабаев, который внес большую лепту в возрождение духовной жизни еврейской общины Узбекистана. Вы помните, в какое время он приехал к нам из Израиля?
– Да, конечно, была пандемия коронавируса.
– Это был настоящий подвиг, который совершили они вместе с ребецин Эстер во имя родной общины. Считаю своим долгом поддерживать родную общину в Коканде, активно сотрудничаю с Международным благотворительным фондом «Коканд», который вносит большой вклад в содержание еврейского кладбища.
– Я только что оттуда приехал. Кладбище, действительно, ухожено, проводятся работы по ремонту памятников, налажена охрана. Мы вместе участвовали в открытии его после масштабной реставрации и строительства.

Cандак сына Шимона Хаимова


– Для меня важно поступать так, чтобы традиции бухарских евреев не канули в прошлое и не стали только страницей в истории нашего народа. Они должны продолжаться и развиваться в Узбекистане. Хотелось бы сделать так, чтобы о нас больше знали в моей стране, так как растет поколение, для которых евреи – это только Израиль. Поэтому надо обратиться к ученым с предложением переводить многие научные работы о нашем народе на узбекский язык. Нам есть чем гордиться и порадовать своих земляков.
– Мне неоднократно приходилось тебя видеть в Израиле, Ташкенте, Баку, где проходили съезды Всемирного конгресса бухарских евреев. Тебя постоянно приветствовал президент Леви Авнерович Леваев, подчёркивая твой вклад в развитие общинной жизни Узбекистана. В прошлом году ты был также объявлен «Человеком года-2023».
– Я благодарен Леви Авнеровичу за признание моего скромного труда. Но я все это делаю в первую очередь из большой любви к своему народу, а во-вторых, из огромного чувства благодарности Леви Авнеровичу Леваеву за ту колоссальную работу, которую он проводит в еврейском мире. Он поднял авторитет нашего народа на небывалую в нашей истории высоту.
Поэтому к его предложениям я всегда отношусь с особым вниманием и стараюсь выполнить их. В частности, были организованы визиты в Узбекистан главного раввина Израиля Д. Лау, проведены мероприятия в связи с выездной сессией Всемирного конгресса бухарских евреев в 2017 году. Наша община по-прежнему нуждается в импорте мацы.
– А почему бы вам не выпекать мацу так, как это делали наши предки в Самарканде, Ташкенте?
– Мы посчитали, и получилось, что привозить ее экономнее для нашей небольшой общины.
– Юрий, в мае 2025 года в Самарканде состоится 25-й съезд Всемирного конгресса бухарских евреев. Ожидается приезд более 500 делегатов, гостей съезда со всего бухарскоеврейского мира.
– Это важное событие не только для бухарских евреев.

В кругу семьи


Сам факт проведения такого съезда в Узбекистане говорит о многом.
Моя родина – одна из самых толерантных стран мира. Здесь уважают каждого гражданина, гостей, просто транзитных пассажиров. Я с интересом жду этого дня.
И хочу заверить всех: еврейская община Узбекистана имеет серьезные перспективы. Были разные периоды в истории моей страны: нас было меньше, больше, но мы всегда, уже два тысячелетия, здесь. Все впереди!
Я рад, что, несмотря ни на что, не уменьшается туристический поток из Израиля, много еврейских туристов из Европы и Америки. Узбекская пословица гласит: Меҳмон – отангдан улуғ! (Гость превыше отца!).
– Да, на самом деле так!

Братья Календаревы

Рафаэль Некталов
Фото из архива Ю. Календарева