Моя поездка в Узбекистан в качестве международного наблюдателя за ходом выборов в парламент страны – Олий Мажлис – была в высшей степени важной и познавательной.
В течение трех десятков лет я участвовал в таких выборах сначала в качестве избирателя (когда имел узбекистанский паспорт до 1998 года), затем в роли журналиста и, наконец, международного наблюдателя. И за это время у меня накопился интересный опыт, который позволяет в некоторой степени судить о динамике развития гражданского общества в Узбекистане, об укреплении национального самосознания узбекского народа, который мне дорог, ибо чувствую собственную сопричастность к нему, к его истории, без которой немыслима и моя.
В отличие от Бориса Кандова, который, находясь в Узбекистане, решал многие вопросы на уровне правительства, передо мной стояла иная задача: побывать в глубинке и познакомиться с ходом выборов в западной части страны.
Кроме этого, надо было довести до конца сбор материалов об еврейских кладбищах, чтобы выпустить книгу «Узбекистан. Кладбища бухарских евреев». В ней прослеживаются исторические, социальные и культурные темы, связанные с жизнью нашего народа и его пребыванием в течение веков на этой земле, рассматриваются взаимоотношения иудеев и мусульман, евреев и узбеков, атеистов и верующих, представителей власти и духовенства.
Ташкент
Столица Узбекистана год от года становится краше и выше. Уже из аэропорта видно, как высотки новостроек, строительные краны окружают территорию главной гавани страны. Не за горами возникновение нового аэропорта, так как Ташкент становится одним из главных хабов Центральной Азии: через него проходят воздушные линии самолётов из Европы, Америки в страны региона и юго-восточной Азии.
Меня встретили коллеги из республиканской газеты «Хуррият» – главный редактор Абдурасул Джумакулов и его заместитель Дильмурод Киргизбаев, а также заместитель председателя общества дружбы «Узбекистан – Америка» профессор Гульчехра Назаровна Ахунова. Мы направились в отель Hayatt. Здесь я встретился с моими соплеменниками из Нью-Йорка, которые приехали в Коканд и Каттакурган, чтобы поклониться могилам предков.
Официально мы имели право начать работу в качестве наблюдателей с 24 октября.
Выдался свободный день, и я посетил расположенное в Чигатае еврейское кладбище, радующее чистотой и порядком. Я обратил внимание на то, что оно занимает большую площадь. За последние годы здесь проведены масштабные работы по реконструкции и строительству: на всех дорожках уложены плиты, участки пронумерованы, имеется Книга учета, которую в свое время сделал Санджарбек Эргашев, известный нашим читателям автор. Он активно занимается популяризацией истории и культуры бухарских евреев в Узбекистане.
– В наше время, когда многие евреи – бухарские, горские, ашкеназские, – иммигрировали, имеет смысл перевести на узбекский язык многие исследования, которые имеются в США, Израиле, Австрии о жизни этих людей, об их культурном наследии и вкладе в науку, экономику, здравоохранение, педагогику, музыку, искусство, литературу, – справедливо считает Санджарбек Эргашев.
Мои коллеги вместе со мной подходили к надгробным памятникам и с интересом разглядывали фотографии многих деятелей культуры, науки и искусства, похороненных в разные годы на кладбище: актриса Мариям Якубова, певица Берта Давыдова, хореограф Исахар Акилов, доктор экономических наук, профессор Юно Исхаков, композиторы Манас Левиев и Сулейман Юдаков.
Примечательно, что в хорошем состоянии находится любой участок кладбища, независимо от того, где и кто захоронен. Нет никакой избирательности.
Хочется от всей души поблагодарить руководство Благотворительного фонда «Ташкент» за прекрасную работу, которую они проводят на протяжении многих лет.
Симхат Тора
В дни моего пребывания в Узбекистане продолжались еврейские осенние праздники. Вместе с Абдурасулом Джумакуловым я отправился в синагогу ТЕРО, где встретился с общиной бухарских евреев города и поздравил от имени руководства нью-йоркской общины.
Симхат Тора – один из главных праздников еврейского календаря, поэтому собрались все прихожане. Как всегда, угощение – хотони – было организовано Юрием Календаревым и другими спонсорами общины.
Приветствуя всех, раввин Шломо Бабаев напомнил о важности проходящих в течение месяца Тишрей религиозных праздников, но при этом посетовал на то, что, к сожалению, не всегда был миньян в синагоге, во время утреней службы.
– Рав Шломо Бабаев – большой патриот бухарскоеврейского народа. Вместе с ребецин Эстер, они приехали на родину спасать общину во время эпидемии коронавируса и старались духовно поддержать людей, сохранить кашрут, достойно провожать в последний путь евреев не только в Ташкенте, но и во всем Узбекистане, – рассказал я своему коллеге историю нашего раввина.
– И он продолжает нести службу все эти годы? – поинтересовался журналист.
– Да, – ответил я. – Его предки были на этой земле раввинами. Он из Самарканда.
Государственный педагогический университет
На следующий день, 24 октября, я получил свой портфель с набором документов по инспектированию избирательных участков и направился в Чиланзар, где находится педагогический университет, с которым я был и прежде знаком.
Меня связывает с ним не только дружба с деканом факультета, профессором Анваром Лутфуллаевым, но и творческое сотрудничество. В прошлом году меня пригласили прочесть лекции для будущих педагогов музыки. Встреча со студентами оставила неизгладимый след в моей памяти.
За этот год главный корпус университета преобразился. Избирательный участок на его территории был полностью подготовлен к выборам.
Было приятно познакомиться с ректором Ташкентского государственного педагогического университета имени Низоми, профессором Абдугаффаром Каримжоновичем Кыргызбоевым. Он возглавляет университет с 2019 года. Историк, общественный и политический деятель современного Узбекистана он с ноября 2019 года руководит также департаментом Кабинета министров по развитию государственного языка.
На этом предвыборном участке все соответствовало стандартам.
Коканд
25-го утром я вылетел в Коканд. Самолёт приземлился в новом аэропорту, который открылся сравнительно недавно. Об этом писал наш корреспондент Улугбек Бегметов. Меня встретил представитель андижанского хокимията, проректор по учебной работе, доцент Эльбек Курбанов.
Так как Коканд я посетил по собственной инициативе, вне программы, то первым долгом отправился на еврейское кладбище, на котором встретил дорогих для меня друзей – поэта Манзура Абдуллаева и Улугбека Бегметова. Они принимали участие в торжественном открытии кладбища после реконструкции и строительства два года тому назад.
У входа стояла группа охранников. Еще недавно мы гордились тем, что в Узбекистане нет необходимости охранять кладбища от своих соотечественников. Но события после убийства 1200 израильтян 7 октября 2023 года повернули ход истории. И хотя в Узбекистане нет особых оснований для повышенных мер безопасности, но кто знает…
Затем мы посетили Дом-музей моего любимого поэта и писателя Хамзы Хаким-заде Ниязи, творчество которого так дорого мне социальной и политической направленностью, обострённым чувством справедливости и желанием преобразовать любимый край.
Кокандский университет
Кокандский университет (англ. Kokand University) – первый негосударственный университет в городе Коканде. Расположенный в центре города, он привлекает внимание своей архитектурой и своим социальным статусом. Поскольку это негосударственное высшее учебное заведение, в нём все не так, как принято видеть в других вузах.
Я его посещал сравнительно недавно, в прошлом году, когда мы находились в Ферганской долине в связи с проведением Международного фестиваля Shahsmaqam Forever. Но в этот раз я имел возможность детальнее познакомиться с аудиториями, встретиться со студентами и пообщаться с ними.
Все аудитории оборудованы по последнему слову техники, современный дизайн. Но на меня произвело впечатление не только это. В каждом классе имеются предметы, которые отражают национальную узбекскую культуру. Вот такой ненавязчивый патриотизм формируется у каждого студента, который переступает порог этого учебного заведения. К тому же на территории университета открыт Музей, где собраны не только уникальные артефакты, но и изделия, выполненные руками самих студентов: ювелирные украшения, музыкальные инструменты. Все это сделано за последние два-три года. Приятно было пообщаться с ректором, который ведет себя как абсолютно свой в студенческой среде и полностью лишен профессорского и административного апломба.
– Для меня важно, чтобы каждый студент мог раскрыть свой потенциал в стенах нашего университета. Наш долг создать для учащихся и преподавателей максимум комфорта, ощущение, что они у себя дома, – сказал ректор Кокандского университета, доктор экономических наук, профессор Гафуржон Захидов, который сопровождал меня по кампусу этого уникального учебного заведения. Мне казалось, что я нахожусь в Америке или Европе, где немало частных колледжей или университетов работают в таком же ключе.
Избирательный участок тоже создан с максимальным использованием современной техники и интернета.
Мы обсудили тему проведения совместных конференций, фестивалей, чтобы сблизить нашу молодёжь в США со своими сверстниками в Коканде.
Неслучайно зампредседателя Общества дружбы «Узбекистан – Америка» профессор Гульчехра Назаровна Ахунова с таким увлечением мне рассказывала в Ташкенте об этом университете, в котором недавно прошла крупная республиканская конференция.
– Этот университет воплощает те реформы в области высшего и среднего образования, которые осуществляются в Узбекистане под руководством нашего президента Ш. М. Мирзиёева, – с гордостью сказала она мне.
Рафаэль Некталов. Продолжение следует