Вместе с Эльбеком Курбановым, ранее встретившим меня в Коканде, мы сели в машину и отправились в Андижан. В последний раз я был здесь в 2013 году. Город очень изменился, похорошел: широкие трассы, высотные дома и отели, парки…
Когда-то здесь жили наши соплеменники. Но далеко не все из них могут порадоваться новым архитектурным красотам: разметала судьба…


Вспоминаю свой приезд тридцатилетней давности: тогда здесь проживала небольшая и – разумеется! — дружная община бухарских евреев. Если кто-то скажет, что они были только сапожниками и парикмахерами, не верьте: среди «наших» имелось более чем достаточно высокообразованных людей, которые внесла свой вклад в развитие экономики, науки, культуры, педагогики Андижанской области. Учитывая невозможность пробыть в Андижане долго (всего-то и времени — с пятницы по субботу…), я первым делом отправился на местное кладбище. Туда надо было успеть до начала Шаббата — выяснить, все ли в порядке на месте упокоения наших соплеменников.
Еще в Нью-Йорке я созванивался со смотрителем кладбища и председателем еврейской общины города Славой Бруком: договорились встретиться прямо там, в тихой обители. Но он опаздывал, и мы решили увидеться позже, в областном хокимияте, по-нашему, резиденции губернатора.
У истоков бухарскоеврейской общины Андижана стояли серьезные значительные люди – по сей день помнятся имена Моше (Яхшибай) Аронова, Якова (Намангони) Исакова, Рахмона (Чорсад) Завулунова, Гавриэля Илатова.


На почетном месте, в правой части кладбища, установлен монумент в честь героев Второй мировой войны – бухарских евреев-андижанцев. Наряду с бухарскими евреями покоится немало наших ашкеназских братьев. И никому не было тесно под среднеазиатским небом…
Находящийся в Узбекистане в то же время, что и я, вице-президент американского фонда «Андижан» Жора Зулунов сообщил мне, что во время своего посещения кладбища Андижана он передал в дар более ста саженцев хвойных деревьев, которые были им отправлены из Самарканда. Рабочие кладбища их уже посадили: вот, вижу, зеленеют!


…По современным меркам, сторож Адыл Абдурахманов – человек не старый: пятьдесят восемь. Тихий, почтительный. На вопрос «как дела» он начинает обстоятельно рассказывать, как они, грустные кладбищенские дела: приезжают гости из Израиля, США, Австрии, Германии – но не просто погулять, а привести в порядок надгробья близких. Для этого имеется все: инструменты, строительные материалы, есть склад мраморных плит. Желающие могут заказать новый надгробный памятник. Гуманно, человечно.
Я осмотрел построенные хокимиятом Андижана складские помещения, увидел нормальную душевую, чистые туалеты — не замызганные, как обычные «общественные».

Эти помещения построены на средства государства, — подчеркнул сторож.
Кладбище явно реконструировали, заградительная стена по периметру выглядела новой.

Ее длина – шестьсот метров, полностью обновлена в 2004-м, начиная с фундамента и кончая забором, который выложен жженым кирпичом и бутовым камнем, — добавил Адыл строительных подробностей.
От моего взгляда, однако, не укрылось, что у ограды сложено много дров: странно, зачем они здесь? Адыл, чуть потупившись, признался, что дрова идут на отопление его дома, который был построен в 2002-м году на средства фонда «Андижан» (официально называется «Ассоциация евреев — выходцев из Средней Азии»).

Дом находится прямо на территории кладбища: удобно, на работу ехать не надо. Я здесь живу с супругой и единственным сыном. К сожалению, газификация до нас не дошла…

ВСТРЕЧА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

В областном хокимияте нас ожидал серьезный человек – Комилжон Собирович Камилов, председатель Андижанской окружной избирательной комиссия №2.

Он является заместителем областного хокима (губернатора) по молодежной политике, социальному развитию и духовно-просветительским вопросам. Интересно и познавательно будет пообщаться!
Я ему рассказал о его земляках в Нью-Йорке, о той огромной работе, которую эти люди бескорыстно делают в течение тридцати лет для сохранения и благоустройства местного еврейского кладбища: оно, по сути, стало сейчас музеем истории евреев Андижана под открытым небом.


Передал привет от Бориса Якубова, президента благотворительного фонда «Андижан», а также президента Конгресса бухарских евреев США и Канады Бориса Кандова, который тоже находился в это время в Ташкенте, и попросил меня обязательно быть в Андижане.
Мы обсудили ряд вопросов, касающихся возможного сотрудничества между Конгрессом бухарских евреев и Андижанской областью в русле народной дипломатии: участие певцов-макомистов в фестивале Shashmaqam Forever, развитие еврейского туризма, поддержка экономических контактов между бизнесменами Нью-Йорка и Андижана… Кстати, вышеупомянутый уроженец города Жора Зулунов давно и активно работает с Узбекистаном.
Было за что поблагодарить руководство области: за внимание и заботу об охране памятников материальной культуры бухарских евреев, за щедрую благотворительность местных крупных бизнесменов и филантропов. Особой признательности заслуживает Икрам Ибрагимович Ибрагимов – председатель Совета АКБ «Hamkor bank», благодаря усилиям которого было отреставрировано и отстроено священное для бухарских евреев место — хонако.


Доброта вознаграждается: за большую помощь в деле строительства и реконструкции еврейского кладбища в Андижане господин Ибрагимов удостоился специальной награды президента Всемирного конгресса бухарских евреев Леви Леваева. Она была вручена в 2017-м в Ташкенте: на церемонии присутствовали Министр иностранных дел Узбекистана А. Камилов, президент КБЕ США и Канады Борис Кандов и вице-президент фонда «Андижан» Жора Зулунов.
Не удержусь – скажу о том, что имеет отношение ко мне лично: филантроп Икрам Ибрагимов по-доброму отозвался на просьбу и спонсировал мою книгу об интереснейшей художнице, работы которой выставлены в знаменитом музее Савицкого в Нукусе: «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре». Книга вышла в Москве в 2021-м: благодарность моя безмерна… Когда отмечалось 30-летие банка в Ташкенте, я торжественною вручил ему экземпляр книги в присутствии большой делегации из Германии и России.
Почему я пишу об этом? Потому что имел место социальный парадокс: в СССР, стране декларированного всеобщего равенства и директивной дружбы, представители разных национальностей дружили по-настоящему, по-человечески! Средняя Азия объединяла всех, образ и внешние приметы жизни мусульман и бухарских евреев были похожими.


А потом колосс на глиняных ногах рухнул — но выпестованные веками дружба и взаимоуважение между узбекским и еврейским народами сохранилась, несмотря на перемену исторических декораций. Она принимает новые формы сотрудничества в области народной дипломатии и охватывает ряд стран, где проживают еврейские иммигранты из Узбекистана. Это – надежда, перспективы!
Слава Брук – наконец-то встреченный… — тоже выразил благодарность хокимияту области за поддержку общины, а еще за отсутствие антисемитизма и уважение ко всем малочисленным народам, которые проживают на территории города и области. Вот времена пошли: за отсутствие враждебности и звериных инстинктов приходится благодарить…
Господин К. Камилов умен и все понимает. Он заинтересованно спросил, с какими проблемами сталкивается еврейская община Андижана…
Слава Брук ответил, что все нормально, и добавил:

Мы стараемся все делать сами, есть много интересных планов, которые в скором времени должны осуществиться.
«Планов громадье» — прекрасно, но ведь есть и отдельно взятый маленький человек. И я обратился к господину Камилову с деликатной просьбой помочь сторожу, который охраняет андижанское еврейское кладбище. Ведь узбек Адыл Абдурахманов более двадцати лет служит верой и правдой еврейскому народу — как же получилось, что его дом, единственный в этом районе, не подключен к газопроводу?
Господин Камилов внимательно все это выслушал, сделал быструю запись в своем блокноте и обещал передать информацию в соответствующее ведомство, занимающееся газификацией города. Как же полегчало у меня на душе!
Собеседник выразил благодарность за визит нашей делегации в Андижан, за трепетное отношение к родине, еврейской общине города и Узбекистана в целом, сказал, что ему было приятно встретиться с представителем Конгресса бухарских евреев США и Канады, приглашенным в Узбекистан в качестве международного наблюдателя за выборами в парламент Республики. Он уверенно отметил, что в Андижанской области всем предоставлены равные права для участия в выборах в парламент и местные советы — всем партиям и избирателям! Он пожелал мне успешной работы во время инспектирования избирательных участков Андижанской области.

А сторожу мы обязательно поможем! – заверил он на прощание.
Да, зимы в этой части страны суровые…

ПЛОВ ПО-АНДИЖАНСКИ

После встречи Слава Брук пригласил нас с Эльбеком в местный ресторан, который специализируется исключительно на приготовлении плова. Здесь, за дастарханом, мы встретились с его сподвижниками — активистами еврейской общины: Робиком Ароновым и потомком польских евреев Маратом Камбаровым.
Это был Шаббат накануне праздника Симхат Тора, и мне, оказавшемуся вдали от дома, было необыкновенно приятно быть в этот вечер рядом со своими соплеменниками.
Кстати, Слава Брук носит ашкеназскую фамилию отца, но по матери он — бухарский еврей, сын Бэллы Юсуповой, внук известного в городе человека Захара Юсупова. Семья у него большая, Слава — отец девятерых детей! Они уже повзрослели, живут в разных странах – кто в Израиле, кто в США, в Узбекистане. А отец любит только Узбекистан — и не видит себя нигде, кроме родного города.
Он большой поклонник Мухаббат Шамаевой, Малики Калонтаровой и Эзро Малакова. Я позвонил им, и он смог выразить свой восторг.

У нас, слава Богу, нормальная жизнь, все идет своим чередом, — сказал он. — Мы рады, что живем в стране, где нет грызни и вражды, где созданы все условия для существования полноценной еврейской общины. Мы планируем построить синагогу, собрать историю евреев Андижана, показать вклад нашего народа в социальную, экономическую и культурную жизнь города…
Роберт Аронов — один из лучших специалистов Андижана по оптике: очки нужны многим, он делает их прекрасно, оттого пользуется большим уважением в городе. Он с грустью вспомнил, как мирно и благополучно когда-то жили евреи Ферганской долины, и посетовал на то, что, к сожалению, о былом величии общины свидетельствуют только синагога и кладбище.
Марат Камбаров – метис, который помнит свои еврейские европейские корни – и дедушку-араба, прибывшего в Андижан из Аравии:
– Для меня память о еврейской бабушке много значит, и я всегда помню о ней и знаю трагическую историю европейского еврейства. Как известно, Узбекистан в годы Второй мировой войны принял немало еврейских беженцев.
– Скоро Симхат Тора, будем праздновать в общине, — поддержал разговор Слава. – Жаль, что Вам так скоро уезжать, побыли бы еще…Кстати, в настоящее время большая часть евреев города – это ашкенази! — неожиданно констатировал он.
И слава Богу, что они есть в замечательном Андижане!
Мы с Эльбеком поблагодарили Славу, Марата и Робика за оказанное гостеприимство, и я отправился в отель – назавтра отдыха не предвиделось.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ: САЙЛОВЛАР ХУДУДЛАР?

На следующий день мы все с сопровождающим меня Эльбеком Курбановым — доцентом кафедры английского языка Андижанского института иностранных языков, отправились с инспекционной миссией по избирательным участкам. Мне, бывшему преподавателю Самаркандского пединститута имени Садриддина Айни, хотелось побывать в университетах, школах, техникумах именно как педагогу: любопытно было получить представление о состоянии высших и средних учебных заведений Узбекистана сегодня.
Сейчас могу с уверенностью сказать: состояние их весьма неплохое. Эльбек добавил информации:

В современном Узбекистане серьёзно поставлено изучение иностранных языков, в школах и вузах, кроме западноевропейских, преподают японский, китайский, корейский, хинди, у нас функционируют целые университеты из Юго-Восточной Азии и Европы.
Состоявшаяся позже в Ташкенте встреча с министром высшего и среднего образования Узбекистана Конгратбаем Авезимбетовичем Шариповым подтвердила: возможности для освоения языков в государстве практически неограниченные — только учись! На нас с Борисом Кандовым это произвело неизгладимое впечатление: в советском прошлом ничего подобного нельзя было себе даже представить… Об этой встрече я напишу позже.
Мы прошлись по избирательным округам в Государственном университете, на музыкальном факультете государственного пединститута, в школах города. А потом путь лег в город Асаку — автомобильную столицу Узбекистана.
По дороге мы зашли в профессионально-техническое училище. И опять воспоминания: в мой юности ПТУ были пугалом для двоечников – а сейчас это вполне достойное учебное заведение. Именно там, на избирательном участке, я разговорился с толковыми, образованными женщинами-педагогами, которые, как оказалось, прекрасно разбираются в социальных и политических аспектах жизни страны, видят себя активными, осмысленными участницами созидания будущего! Пафосно прозвучало, но именно так. Я обратился к ним с вопросом, который обсуждал в Ташкенте с моими коллегами из газеты «Хуррият»:

Как вы думаете, можно вместо слова «участкаси», производного от русского «участок», применить узбекский эквивалент?

Можно! – сходу, уверенно, на чистом русском языке ответила одна из них. – «Худуд». Будет звучать так: сайловлар худудлар.
Я спросил у Эльбека, лингвиста: как он воспринимает такую перемену?

— Нормально, — ответил он. – Наверное, есть смысл об этом подумать, обратиться в комиссию по государственному языку Узбекистана с рекомендацией. Они обсудят и примут соответствующее решение. «Участкаси» — это термин который использует Центральная избирательная комиссия.
По дороге я глянул в спасительный Google. Всезнающая система выдала два варианта: «O’tkaziladigan joy» и все тот же «Сайловлар участкаси». Предложим специалистам третий – «saylovlar hududlar». Пусть скажут свое веское слово.
Едем. По трассам и центральным улицам города вывешены портреты будущих кандидатов в парламент и местные городские и областные советы депутатов. Отрадно, что среди них немало женщин!

ГОРОД АСАКА

На улицах Асаки — автомобильной столицы Узбекистана, — я с большим интересом общался с молодыми людьми. Порадовало, что многие свободно говорили на английском, а также итальянском языках (последним владеет студент-вокалист Ташкентской консерватории). Убедился, что все они имеют возможность не только изучать грамматику и фонетику иностранных языков, но и владеют живой разговорной речью.
В других городах Узбекистана, особенно туристических центрах – Ташкенте, Самарканде, Бухаре с иностранными языками дела обстоят тоже неплохо!
Мой путь пролегал в Фергану.

Продолжение следует
Справка:

АО UzAuto Motors — предприятие по производству и сеть по продажам легковых автомобилей и сверхмалых микроавтобусов марки Chevrolet, успешно работает в этом городе с 1993 года. До 2019-го конгломерат был частью General Motors — крупнейшей американской автомобильной корпорации, на протяжении 77 лет основным производителем автомобилей в мире.
Появление этого совместного узбекско-американского предприятия в корне изменило регион и стало символом постсоветского Узбекистана.

Справка:
Евреи Андижана

Официально, по переписи 1979 года в городе Андижане проживало 4033 бухарских евреев, почти два процента от общего населения. В 1989-м это число возросло до 5360.
Потом наступили непростые времена, когда Ферганскую долину захлестнули межэтнические столкновения и гражданские войны. После чего бухарские евреи – один из коренных народов Узбекистана – иммигрировали в Израиль, США, Германию, Россию, Австралию…
В 1894-м власти официально разрешили открыть синагогу в Андижане, а с 1910-го действует еврейское кладбище, — рассказал мне активист благотворительного фонда «Андижан» Жора Зулунов, потомок одного из его основателей из авлода Чорсад (дословно – «четыре по сто»).
В этом городе имелись заводы семейства Давидбаевых, среди которых известен первый издатель газеты «Рахамим» (1908-1916). Его сестра Эстер Шоломоновна Давидбаева владела двумя хлопкоочистительными заводами.
В Андижане в начале ХХ века функционировало отделение «Потеляховского торгово-промышленного товарищества на паях», в правление которого входили Э.Ш.Давидбаева и Р.Ш.Потеляхов; товарищество имело паровую мукомольную мельницу, что позволяло бухарским евреям иметь кошерную муку в дни Песаха.
Большая часть бухарских евреев, которые переселились сюда из других городов Бухарского ханства, занималась крашением тканей и мелкой торговлей — как и во всех городах, где компактно проживали представители общины.
В 1926-м году в Андижанском округе была организована еврейская сельскохозяйственная артель «Кзыл-Дехкан» (122 чел.), в 1927-м — две артели: «Надежда» (100 чел.) и «Мадат» (23 семьи).
В конце 1920-х годов в Андижанском округе действовали две еврейские кустарно-промысловые артели — «Буяхчи», «Биргиум»; три туземно-еврейские школы.
Во второй половине 1920-х — начала 1930-х годов в Андижане проходила кампания по закрытию синагог. В 1945-м Советом по делам религиозных культов было отклонено ходатайство иудеев Андижана о возвращении им здания одной из двух бывших синагог.
В 1946-м году еврейская община Андижана заключила договор на 10 лет на аренду частно владельческого дома. Раввином города был Нисим Сулейманов (1905—1989), исполнявший также обязанности шохета и моэля.
По будням синагогу посещало 80-100 чел., по праздникам — более 300.
В 1990-х гг. миньян в синагоге собирался не чаще трех раз в неделю. На еврейском кладбище в зале прощания находится доска с портретами бывших председателей общины.
Старый еврейский квартал в Андижане не сохранился.
В настоящее время, по мнению проживающих в Нью-Йорке андижанцев, в городе осталось всего несколько бухарских евреев и проживает около 70 ашкеназим.

(По материалам «Еврейской энцилопедии»)