Рубену Исааковичу Борэ (Борухов), известному художнику, в марте этого года исполнилось 75 лет. Он принадлежит к поколению советских художников Узбекистана, пришедших в искусство в 70-е годы.
А его достижения за последние 30 лет в области живописи и галерейного дела в Нью-Йорке стали феноменом и получили общее признание.
Впервые я услышала о художнике Борэ в 1999 году в Нью-Йорке на международной художественной выставке в конференц-центре Джейкоба Джавитса (Art Expo at the Jacob Javits Convention Center). В галерее Ruben Bore & Son FineArts, принадлежащей художнику, моё внимание привлекли копии его картин, напечатанные малым тиражом на холсте в технике жикле. Это были виды Венеции и уличные сцены Парижа.
Целью моей поездки было познакомиться с современным искусством и выбрать картины для галереи Contemporary Art Gallery в Канаде. С автором мне не удалось встретиться, но его картины вошли в коллекцию частной галереи в Торонто. Прошло 15 лет. В 2014 году, работая над альбомом «Художники бухарские евреи», я связалась с Борэ по телефону и узнала, что он мой земляк. Рубен Исаакович рассказал о себе и своём творчестве и отправил фотографии своих работ по электронной почте.


В сентябре этого года я лично познакомилась с самим художником, побывала в его мастерской, увидела его картины на Второй выставке произведений художников, бухарских евреев. Эта выставка была организована в Нью-Йорке в рамках «Дней культуры общины».
Рубен Исаакович родился в Ташкенте в 1949 году в семье Исаака Михайловича Борухова и Рены Юабовой. В доме вместе с ним воспитывались старшая сестра Лариса, впоследствии ставшая преподавательницей игры на фортепиано, и младший брат Иосиф, музыкант, учившийся в консерватории и окончивший Институт культуры в Ташкенте. Родители всячески поддерживали творческие устремления детей.
В ранние детские годы он занимался лепкой из пластилина, любил делать фигурки разных животных. Он страстно увлекался изготовлением масок из папье-маше. Для этого использовал бумагу, картон и клейстер, изготовленный в домашних условиях.


Сильное впечатление на Рубена произвела работа двух художников, которые в традициях среднеазиатской орнаментальной росписи оформляли потолок и стены в родительском доме.
В школьные годы Рубен осознанно решил, что станет художником. В 14 лет он устраивается на работу на Ташкентский фотокомбинат ретушёром. Три года спустя, в 1966 году, Рубен поступает в Республиканское художественное училище им П. Бенькова в Ташкенте. Здесь Рубен получил основы академического образования в традициях русской и европейской школ изобразительного искусства: академический рисунок, анатомия человека, построение перспективы и так далее.
Учился он у известных педагогов: художника кино и театра, народного художника Узбекистана и лауреата Государственной премии им. Хамзы Э. Калонтарова (1932–1984) и заслуженного деятеля искусств, академика Академии художеств Республики Узбекистан Н. Шина (1928–2006).
После успешного окончания училища по рекомендации преподавателей и по направлению от республики Рубен с однокурсником Шевченко едет в Ленинград продолжить своё образование в Академии художеств.


Но «пятая графа» помешала, и ему пришлось вернуться в Ташкент и поступить в Театрально-художественный институт имени Н. Островского. Рубен учился на факультете театрально-декорационного искусства у известных художников театра и кино, таких как лауреат Государственной премии СССР и Узбекистана, заслуженный деятель искусств Узбекистана Г. Брим (1935–1999), Э. Калонтаров и О. Апухтин. В этом вузе преподавал опальный Айзек Аронович Голдрей, обвинённый в буржуазном космополитизме.
С благодарностью и с уважением Борухов вспоминает своих педагогов:
«Я всегда старался подражать им, не манере письма, а прежде всего их подвижнической любви к искусству, умению жить искусством и даже выжить благодаря ей в любых условиях».
Будучи студентом выпускного курса, Рубен принял участие в республиканской выставке художников театра и кино Узбекистана. Два эскиза декорации к спектаклю «Ночь лунного затмения» по произведению башкирского писателя и драматурга Мустая Карима были приобретены Министерством культуры СССР для коллекции Третьяковской галереи.


После окончания вуза Рубен Исаакович всё-таки вернулся в Ленинград, в Академию художеств для учёбы в аспирантуре. Научными руководителями его диссертации на тему изображения света в живописи были профессора Кястутис Петраускас и Янина Казлаускас.
В начале 80-х годов Борухов возвращается домой с намерением устроиться на работу художником в театре или в кино, но вакантных мест не оказалось. Он поступает на работу в Художественный фонд Узбекистана, где работает оформителем, пишет портреты вождей революции, деятелей партии и государства. Впоследствии переходит в художественно-производственный комбинат «Рассом» и руководит бригадой художников-оформителей, которая занималась созданием плакатов, вывесок, скульптур, оформлением зданий в Ташкенте и по всей республике. Одним из самых больших проектов, выполненных под руководством Рубена Борухова в Ташкенте, было праздничное оформление головной колонны парада, посвящённого празднованию Первого мая.
Годы жизни на Родине в Ташкенте были стабильными, хотя художнику приходилось много времени тратить на организаторскую и административную работу. Обладая знаниями и навыками академической школы, он проникся традициями среднеазиатской культуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Местная среда оказала огромное влияние на его творчество.
Подспудно в его душе тлела надежда на то, что придёт время и он сможет выразить себя кистью на холсте.
Во второй половине 80-х годов с началом перестройки появилась возможность для путешествий в Европу и Америку, а также для переезда на постоянное жительство в другие страны. Рубену Исааковичу хотелось открыть для себя новые горизонты, воочию увидеть знакомые ему по альбомам и книгам архитектурные памятники, живопись старых мастеров в музеях Парижа, Рима и Флоренции.


Попав в Европу, в совершенно другой мир, художник не растерялся и ощутил себя в своей стихии. Он проводит время в музеях перед шедеврами любимых авторов, пытается проникнуть в секреты творчества художников возрождения и классицизма. Полтора года Рубен живёт в Италии, занимается живописью, пишет портреты, уличные сцены. Его холсты заполняются изображениями улиц Вечного города с крутыми подъёмами и спусками, венецианскими каналами под синим небом.
В те годы многие художники из бывшего Советского Союза заполонили улицы Рима, Парижа, Берлина, Вены и других городов. Их можно было встретить на площадях, в скверах, на улицах за работой с мольбертами. Но только единицы были замечены, и среди них оказался Рубен Исаакович. В Риме он написал портрет служащего Ватикана, а позже и членов его семьи. Информация о художнике дошла до руководства города-государства, которое предложило ему остаться жить в Италии. Через несколько лет в Нью-Йорке он напишет «Автопортрет» (1996 г.) – символ уважения художника к культуре Италии. Он изобразил себя на фоне скульптурной композиции в Капелле Медичи (усыпальница рода Медичи), созданной выдающимся художником эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.
Америка стала вторым домом художника. Здесь, пройдя путь духовных исканий, связанных с самопознанием и верой предков, он сумел в полной мере выразить себя.
Впервые Рубен показал свои картины на выставке художников, организованной еврейской ассоциацией для новоприбывших NYANA и проходившей в центре общины в Нью-Йорке. Его работы привлекли внимание посетителей, а известная коммерческая галерея Andrew Kolib & Son в Нью-Йорке пригласила Рубена Исааковича на работу. Он занимался созданием реплик, копируя произведения старых мастеров живописи, импрессионистов и модернистов, пользовавшиеся большим успехом у клиентов галереи.
Сам художник придаёт большое значение искусству копирования старых мастеров и говорит: «Я отношусь к копиям с большим трепетом, в процессе работы я разделял переживания старых мастеров, которые в свою очередь тоже когда-то копировали работы художников предыдущего поколения». Этот опыт дал ему возможность отточить своё мастерство, работая в разных стилистических направлениях, а также познакомиться с тем, как функционируют галереи в Америке.
В 1995 году живописец участвует в первой выставке художников-бухарских евреев, организованной по инициативе музыковеда Рафаэля Некталова.
Борэ становится членом Американская Ассоциация профессиональных художников (AAPL) и получает заказ на серию картин с уличными сценами Парижа. Написанные в стиле ретро, эти работы и по сей день пользуются популярностью у зрителей. Художник применяет метод кадровости в композиции произведения, объединяя разные временно-пространственные события. В изображения парижских улиц, по которым бродил сам автор, он включает картинку театральной афиши «Мулен Руж» столетней давности или знаменитый в прошлом ресторан в районе Монмартра, где собиралась богемная молодёжь.
Его фигуративные композиции, пейзажи и натюрморты выставлялись в галереях Сохо и Челси на Манхэттене. Со второй половины 90-х годов Рубен Исаакович стал принимать участие в ежегодных международных художественных выставках Art Expo в Нью-Йорке. Художник подписывал свои картины Рубэн Борэ – сокращение от фамилии Борухов (на иврите «создатель»), и с тех пор он известен под этим именем.
В 1998 году Рубен Исаакович открывает свою галерею Ruben Bore & Son Fine Arts в Розлин Хайтс (Roslyn Heights), в Лонг-Айленде, в ней были представлены живопись, графика и скульптура художников преимущественно из бывшего Советского Союза. В Нью-Йорке она приобрела известность, как русская галерея. Видный коллекционер античного искусства Саймон Зарел, поклонник творчества Борэ, стал его главным клиентом. В одном из своих интервью он сказал: «Рубен Борэ сумел собрать в своей галерее по-настоящему интересные работы талантливых художников…но главное – я под впечатлением творчества самого Рубена. Это замечательный живописец». Ruben Bore & Son Fine Arts на протяжении ряда лет успешно участвовала на выставках Art Expo, на которых картины Рубена Исааковича приобретали арт-дилеры из разных стран для галерей Парижа, Рима, Торонто, Яффы, Тель-Авива и других мест.
Легендарный Евгений Ребров, живописец, организатор и участник первой независимой выставки молодых художников «Арбатр» (1987 год) в Москве, выставлялся в «Галерее Борэ». Он сказал: «Рубен Борухов – человек удивительных возможностей. Бог наградил его огромным талантом, его живопись мощная, сочная, смелая. Поражает и скорость, с которой он работает, – это результат большого мастерства».
Рубен Исаакович – по образованию театральный художник, которому на родине не пришлось работать в театре и кино. В Америке его приглашали работать художником-постановщиком спектаклей. Прочитав сценарий, он не раз отказывался, но, познакомившись с драматической поэмой «Певец Его превосходительства» Ильяса Маллаева, посвящённой Леви Бобоханову, согласился.


По признанию художника, работа над этим проектом дала ему ощущение сопричастности к своим корням, и он «до того увлёкся работой над спектаклем, что проникся чувством соприкосновения с гением устода Левича». На основе выполненных Борэ театральных эскизов были сделаны декорации к спектаклю, которые произвели большое впечатление на зрителей.
Борэ также продемонстрировал себя и как прекрасный художник-график и иллюстратор при оформлении поэтического сборника Ольги Збарской. В этом издании каждый лист, сделанный в сюрреалистическом стиле, свидетельствует о многогранности творчества художника и воспринимается, как бесценное дополнение к стихам поэтессы.
Центральное место в творчестве Борэ занимают фигуративные живописные произведения, выполненные в стиле магического реализма, в котором соединены полёт фантазии художника и изображение объективного мира. В этой манере написаны картины на темы истории еврейского народа: «В пустыне», «Моисей и Скрижали Завета» и др. Поиски своих корней привели художника к созданию полотен рембрандтовского масштаба: «Молитва», «Дети в Ешиве», «Зажигание свечей в пятницу», «Старик», «Софер» и другие.
Рубеном Исааковичем создана целая серия работ на тему Торы. Некоторые написаны в жанре натюрморта: Священное Писание изображено на столе рядом с вином, чашей и халой для освящения субботы и праздников. А другие смотрятся, как живописное панно, где условность и обобщённость изображения Торы достигнуты художником разноцветными вибрирующими мазками, придающими картине большую динамику и экспрессивность. Произведение «Старинные Свитки из Бухары» было написано, как признался художник, под большим впечатлением: «Живопись – процесс импульсивный и зависит от настроения в период создания вещи и от сюжета. Вид старинных свитков Торы в бухарских синагогах вызывал у меня необъяснимое волнение. Когда работал над ними, у меня было ощущение, что моей кистью повелевает интуиция».
Каким же образом Борэ добивается глубины и многозначности в своих произведениях? Художник использует метод многослойной живописи – лессировки, которая даёт возможность поверхности холста светиться изнутри и создаёт ощущение мистицизма. Этот приём он также применяет и в создании картин, посвящённых прошлому евреев Средней Азии. Неуёмное стремление художника понять прошлое увенчалось созданием цикла картин о традиционной жизни народа. В живописных полотнах «Чеканщик», «Мастер обувных дел», «Портной» и «Брадобрей», изображающих сцены из жизни ремесленников, он сумел выразить духовную красоту простых людей. Образы прошлого опоэтизированы видением художника. Борэ с этнографической точностью изображает героев в традиционной одежде конца XIX и начала XX веков в интерьерах мастерских (дуконов) с приметами быта. Герой картины «Брадобрей» изображён за работой под навесом во дворе, откуда виден древний город. Возможно, что это в еврейском квартале в Самарканде или же в Бухаре. В этом произведении наиболее ярко проявились способности художника театра создавать многоплановые композиции: они смотрятся, как театральная сцена.
Рубеном Исааковичем создана галерея портретов известных людей еврейской общины Нью-Йорка в традициях реалистического искусства. Художник в портретах уделяет большое внимание не только достижению сходства с натурой, но и передаче психологического состояния портретируемого.
Групповой портрет деятелей искусств посвящён солистке Таджикского государственного академического театра оперы и балета имени С. Айни, народной артистке Шоисте Муллоджановой; эстрадной певице и народной артистке Узбекистана Мухаббат Шамаевой; солистке ансамбля «Гульшан» Тамаре Катаевой и руководителю театра «Бухара на Гудзоне» Любови Пилосовой. Художник изобразил их в национальных костюмах, подчеркнув красоту и индивидуальный характер каждой героини. Ему удалось мастерски передать переливчатый блеск шёлковых платьев с витиеватым орнаментом, а также красоту бархатных головных уборов, расшитых золотом. Костюмированный портрет «Созанда», талантливо написанный художником, входит в коллекцию музея Арона Михайловича Аронова.
«Портрет Женщины» – одно из лучших произведений Борэ, его репродукция была включена в альбом «Художники бухарские евреи». В этой работе ему удалось создать собирательный образ бухарской еврейки. Автор изображает героиню в традиционном старинном платье с воротником-стойкой, на голове шапочка тупи тос в форме пилотки. Национальные ювелирные украшения, серьги халкаи марворид, браслет дастпонаи софиги на запястье и золотое ожерелье тапиши дил со звездой Давида дополняют костюм, красиво гармонируя со светло-розовым в мелкий цветочек шёлком, и подчёркивают красоту образа молодой женщины.
Источником вдохновения Рубена Исааковича стало медресе – знаменитое архитектурное сооружение конца XVIII века в Бухаре. Оно запечатлено художником в картине «Чор Минор» (с таджикского «четыре минарета»). В этой работе, созданной в 80-е годы, минарет написан в манере авангардистов смелыми, широкими и энергичными мазками. И это не случайно. Борэ был свидетелем того, как в 1966 году И. Савицкий открыл Нукусский музей, сохранив для истории целый пласт искусства, не входивший в рамки соцреализма. Художник также был знаком с творчеством авангардистов А. Волкова, Усто Мумина (А. Николаева), М. Курзина и С. Мальта, влияние которых ощущается в некоторых его работах.
Перед отъездом Рубен Исаакович написал прощальную работу «Виноградник. Задний двор», но уже в другом ключе – соблюдая академические традиции. Залитый среднеазиатским солнцем двор с виноградником, источником тени и прохлады, написан калейдоскопом мазков и выражает радостное видение мира.
Поездки на историческую родину, Святую землю, знакомство с Иерусалимом стали мощным стимулом в самопознании художника, и еврейская тема становится в его творчестве главной. Борэ создана серия пейзажей, в которую входят картины «Старая синагога», «Стена Плача», «Хайфа». В этих работах, написанных с трепетом и любовью, художник использует мягкие пастельные тона в изображении улиц, кварталов и архитектуры, выбеленных средиземноморским солнцем. Следы мазка почти невидимы на поверхности холста, что придаёт изображению необыкновенную лёгкость и прозрачность.
В одном из своих интервью Рубен Исаакович сказал, что у него есть мечта о создании еврейской школы изобразительного искусства. Его творчество и есть подтверждение тому, что он уже основал эту школу. В добрый путь, Маэстро Борэ!

Зоя Борухова, искусствовед