Во время одной из поездок в Израиль меня пригласили на радио, чтобы я рассказала о жизни еврейской общины в Нальчике (Кабардино-Балкария, Россия). Можете удивляться, но фамилия моего собеседника тоже оказалась Нальчик! Он ярко и образно рассказывал о жизни черкесов в Израиле. Беседа получилась интересной, неожиданной: знакомство с жизнью черкесов позволило сделать вывод об их верности традициям и обычаям предков, понять, что именно эта верность дала им силу для того, чтобы, подобно горским евреям, выдержать испытания, выпавшие на их долю при Исходе. Именно тогда я решила издать книгу “Черкесы в Израиле”.
Совместно с журналистом М. М. Хафицэ мы бережно собирали материал об уникальной общине на Ближнем Востоке — сохранившей свое культурное наследие, избежавшей ассимиляции, выработавшей модель цивилизованных отношений между диаспорой и Родиной.
…Так распорядилась история, что в результате Кавказской войны (1864 г.) черкесы оказались вдали от земли предков, расселившись на земле израильской. (Судьба данной диаспоры в Израиле чем-то напоминает судьбу моего горско-еврейского народа, который около двухсот лет проживает в Кабардино-Балкарии – С.Д.)
В 90-е годы, в период перестройки, потянулась ниточка живой связи: черкесы Израиля стали приезжать в город Нальчик. Они посещали еврейский центр “Товуши”, некоторые вообще почувствовали, что готовы совершить «алию наоборот» – а после распада СССР желание многих израильских черкесов вернуться на историческую родину укрепилось.
Я встречалась с некоторыми из таких отважных, будучи в Израиле. Приехав на свои исконные земли на территории бывшего СССР, они поспешили купить себе дома — но после того, как новоприбывших просто-напросто ограбили, те поспешно вернулись обратно в Израиль. В это смутное время одна из девушек, кабардинка, вышла замуж за черкеса: эта пара тоже нашла свою судьбу в Израиле. Я беседовала с мамой новобрачной, которая была на свадьбе и много интересного рассказала о построении молодой семьей новой жизни.
Черкесы Израиля живут в основном в трех поселениях: Кфар-Кама и Рейхания находятся в Галилее на севере Израиля, а Абу-Гош — по дороге в Иерусалим. Всего на Святой Земле проживает около пяти тысяч черкесов — потомков двух субэтносов: шапсугов и абадзехов. Их языки различаются, но они понимают друг друга и осознают себя частью единого этнического мира.
В Кабардино-Балкарии побывала группа учителей черкесского языка из израильских деревень Кфар-Кама и Рихания. Им тоже показалась вполне живой идея рассказать об уникальной черкесской общине на исторической родине евреев. Сказано – сделано: Центр еврейской культуры «Товуши» обратился в посольство Государства Израиль и в американский комитет «Джойнт» за помощью. Будущим авторам предоставили соответствующие книги, журнальные статьи на иврите и английском языке. Учителя из Израиля, которые преподавали историю Израиля еврейским учащимся государственной школы в Нальчике, помогли перевести статьи об израильских черкесах. Материал собрался богатый!
В новом сборнике рассматриваются исторический, социально-экономический, политический и культурный аспекты жизни черкесской диаспоры, которой не только удалось сохранить свое духовное наследие, но и избежать ассимиляции.
Черкесы бережно хранят свои язык, традиции, культуру. В их школах в Израиле дети учат четыре языка: адыгейский, иврит, английский и арабский. Свой исконный алфавит из 64 букв они не знают, поэтому с 19-го века пользуются кириллицей.
Израильские черкесы, как пишет израильский ученый Хен Брам, высоко ценят свое положение в демократическом Израиле. Они отнюдь не чувствуют себя «меньшинством» — и шаг за шагом вырабатывают и применяют на практике модель развивающихся отношений между диаспорой и Родиной — Северным Кавказом.
В книге рассказывается еще об одном выразительном факте. Проживающие на территории Израиля черкесы не были военнообязанными до середины 1950-х годов. В 1957-м году совет старейшин черкесского народа обратился к правительству страны с просьбой дать возможность черкесским юношам служить в ЦАХАЛе на общих основаниях. Такое разрешение было получено, они стали военнообязанными – в том случае, если мужчина не женат и у него нет ребенка. При этом черкесские женщины не подлежат призыву – в отличие от израильтянок.
Многие из черкесов стали офицерами ЦАХАЛа. Черкесы служат во всех подразделениях Армии Обороны Израиля. Из их рядов вышли многие офицеры высшего ранга, которые на поле боя не раз доказывали свою преданность еврейскому государству.
Недавно начальником северного округа полиции Израиля назначен генерал-черкес…

Светлана Данилова, Бруклин