Рафаэль Некталов и Давид Пинхасов у стенда
с артефактами из жизни бухарских евреев Вены

Он наверняка известен читателям. Когда Давид Пинхасов узнал, что я нахожусь в Вене, то сразу же позвонил мне и пригласил посетить Парламент Австрийской Республики. Несмотря на то, что я находился в цейтноте, я с удовольствием принял предложение и за несколько часов до своего отлета в Америку пришел к зданию, где меня ожидал Давид.


2 декабря стало для меня поистине историческим днем. Я вошел в парламент Австрии в сопровождении бухарского еврея, Давида Пинхасова, уроженца Ташкента, советника по вопросам образовательной политики президента Австрийского национального совета Вольфганга Соботки (нижняя палата парламента).
Наша газета писала о нём во время официального визита в ООН делегации Австрийской Республики главе с господином Соботкой. В тот раз мы познакомились с молодым (тогда ему было чуть за 30), высоким брюнетом, который великолепно владеет английским, русским, и, естественно, немецким. Понимает и по-бухарски. Уроженец Вены, Давид Пинхасов получил блестящее образование в Австрии и Австралии.


Возвращаюсь к нашей недавней встрече. Пинхасов стоял у входа в здание, построенное в классическом стиле, у его огромных, массивных дверей.
Я обратил внимание на то, что у него на лацкане пиджака желтая ленточка – международный символ борьбы за возвращение заложников, находящихся в плену у террористов Хамаса.
– Я так каждый день иду на работу, и мне никто не сделал никакого замечания: ни на улице, ни в парламенте, – сказал Давид, опережая мой вопрос по поводу того, как относятся к этому знаку коллеги и прохожие.
Здание Парламента является одним из самых впечатляющих сооружений в Австрии, настоящей жемчужиной архитектуры. Давид рассказал мне, что до начала 2023 года оно прошло обширную реконструкцию и теперь сияет в новом блеске.
Еврейская жизнь в Австрии существует уже много веков. Евреи внесли огромный вклад в развитие и процветание этой страны в разные периоды её существования, и мы безусловно этим гордимся. Хотя, как известно, в разные века периодически наступали времена мракобесия, включая Холокост. К счастью, сегодня в этой стране евреи имеют возможность свободно исповедовать свою религию, следовать традициям, иметь иешивы, собственные СМИ, детские сады, политическое представительство во власти.
Я писал в предыдущем номере об этом. Под эгидой IKG (Исраилише культурсгемайнде) объединены все еврейские общины и организации Австрии. Еврейская жизнь становится все более заметной, в том числе и в общественно-политической сфере.

Уроки истории

В этот день в парламентском здании вместе с нами было много учащихся школ и студентов университетов, которые тоже пришли сюда, чтобы познакомиться с работой парламента Австрии. Много детей иммигрантов.
– Мне часто приходится проводить экскурсии для наших зарубежных гостей, раскрывая им страницы еврейской истории в Австрии. Я показываю им наши достопримечательности, часто рассказываю об уникальной судьбе бухарских евреев в Вене, – сказал мне Давид, показывая залы с экспонатами.
– Австрия не была иммиграционной страной, что изменилось? – спросил я своего спутника.
– После выступления Австрии в Европейский Союз правила были пересмотрены и соответствуют сейчас всем новым стандартам, в том числе и касающимся приема иммигрантов.
При Парламенте есть своеобразный музей. В нем собраны многие артефакты из прошлого Австрийской Республики, включая то позорное время, когда страна находилась под оккупацией фашистской Германии.


На фотографиях представлены те страшные перемены в социальной жизни евреев, с которыми им пришлось столкнуться: унижения, издевательства, антисемитизм, возведённый в ранг государственной политики.
– Я интересовался этим, изучая художественную культуру Вены первой трети 20 века, и понял, что после Второй мировой войны австрийцы дистанцировались от злодеяний германского фашизма. Дескать, да, мы немцы, но мы австрияки…
– Было такое. В первые послевоенные годы местные политики утверждали, что есть существенная разница между пришлыми немцами из Германии и местным населением, которое якобы не участвовало в истреблении и травле евреев, – рассказал мне Давид, демонстрируя кадры фотохроники тех лет. – Но потом были обнаружены существенные доказательства их сопричастности и антисемитизма. Это привело к колоссальным сдвигам в политической жизни. Руководство страны было вынуждено признать эти неприглядные страницы истории австрийцев тех лет.

Бухарская кипа

– А что есть о нас, бухарских евреях, которые стали жителями Вены, в начале 70-х годов прошлого века? – поинтересовался я, уверенный в том, что ничего подобного в парламенте Австрии мне не покажут. В принципе, в Вену приехали евреи из разных стран Европы, так как почти все еврейское население города было почти уничтожено или депортировано в лагеря смерти.
– Вот поэтому я и здесь, Рафаэль Борисович! – широко улыбаясь, ответил мой гид, направив меня к другой экспозиции, которая была открыта совсем недавно, в апреле 2024 года. С видеоэкрана смотрел на меня бухарскоеврейский юноша.
– Кто это? – спросил я.
– Габриэль Абрамов, потомок самаркандских евреев. Ему всего 17 лет, и он поведал историю своей семьи на немецком языке. Скоро Габби заканчивает школу и намерен поступать в университет. – сказал Давид, включив запись с рассказом Гавриэля. – А рядом это мезуза, которую подарила Наоми Кайкова, моя родственница, внучка Малкиэля Кайкова. Субботние свечи от Сепоры Малаевой.
Я смотрел и слушал эти факты присутствия бухарских евреев в новейшей истории Вены, и мое сердце наполнялось гордостью за наших молодых венцев, моих соплеменников, которые, достигли впечатляющих успехов в Австрии. Среди них много молодых ученых, юристов, фармацевтов, биологов, врачей, ставших в один уровень со своими еврейскими сверстниками из ашкеназских общин, чьи дедушки и бабушки приехали в Вену одним поколением раньше нас, бухарских евреев.
– Удается ли тебе, Давид, стать связующим мостиком между членами парламента Австрии и общиной бухарских евреев? – спросил я.

Давид Пинхасов и Вольфганг Соботка на встрече
с лидерами еврейской общины Вены, 2023 г.

Несомненно. Ведь бухарские евреи тоже голосуют в местах своего проживания во Втором, Двадцатом, Первом, Третьем районах Вены. К примеру, в начале этого года я организовал в Парламенте встречу лидеров общины бухарских евреев Вены с президентом нижней палаты Вольфгангом Соботкой. Встреча произвела большое впечатление на всех нас. Он, в частности, выразил свое восхищение итогами полувековой иммиграции бухарских евреев в Австрию. Они сумели интегрироваться не только в еврейское, но и в австрийское общество, не потеряв при этом свою культуру, язык и искусство.
– А как он сам, господин Соботка, воспринимает прошлое своей семьи? Она была связана с нацистами? – поинтересовался я.
– Серьезный вопрос, — сказал Давид и призадумался. – Он мне рассказывал, что был потрясен, когда прочитал письма своего отца, тогда проживавшего в Чехии, где тот пишет, что «евреев нельзя спасать, ни в коем случае. Одна надежда на Гитлера!». После этого Вольфганг стал ярым антифашистом, поставив перед собой цель – бороться со всеми видами расизма, ксенофобии и антисемитизма.
В прошлом году, во время праздника Суккот, президент Австрийского национального совета господин Соботка был в русскоязычной синагоге, где молятся евреи – беженцы из Украины. А на празднике Хануки министр Эдтштадлер была в гостях у бухарских евреев в нашем общинном центре на Темпельгассе 7.
Я уже упоминал, что мне часто приходится проводить экскурсии для наших зарубежных гостей. Я рассказываю им об уникальной истории общины бухарских евреев в Вене, которой исполнилось 50 лет.
– Поздравляю. Это уже и лично твоя история!
– Несомненно! Я здесь родился.

Интерактивный парламент

Я подошёл к стенду, на котором изображены все ведущие политики Австрии. Они представлены во весь рост, и такое ощущение, словно они находятся рядом с тобой. Ты им можешь задать вопрос, и они тебе ответят сразу же, если свободны, или позже.
Кроме этого, есть специально приготовленные бланки для писем, в которых посетители, независимо от гражданства, тоже инициируют продвижение новых законов, чтобы улучшить гражданское общество.
На другом этаже специальная группа специалистов обучает тех, кто интересуется правами человека и их продвижением в жизнь Австрии.
Мы незаметно подошли к залам австрийского Парламента, где принимаются важные решения страны.
– В этом здании ведутся дебаты с 4 декабря 1883 года, – пояснил Давид Пинхасов. – Ежегодно здесь проводится 280 заседаний, часть из которых приходится на Национальный совет, а часть – на Федеральный совет. Отремонтированный зал заседаний Национального совета впечатляет огромной стеклянной крышей и современным оснащением, выполненным по историческим образцам.
Затем мы перешли в исторический Зал заседаний, спроектированный по образцу античного театра.
Колонный зал площадью почти 1000 квадратных метров служит местом для приема посетителей и проведения мероприятий. В нем расположены 24 мраморные колонны, каждая из которых сделана из цельного куска мрамора. Все это, безусловно, производит впечатление на каждого, кто переступает его порог.
Но самое сильное мое впечатление – это экскурсия Давида Пинхасова, который является первым посланником бухарских евреев Вены, и его голос, интонация, доверительный тон и высочайшая культура общения, знания истории еврейского и австрийского народов, останутся навсегда в моей памяти, ибо такими, как Пинхасов, – я горжусь!

adminИзменить профиль

Встреча с доктором Арианой Саджет

Моя экскурсия по парламенту завершилась, когда мы встретились с ожидавшей меня Арианой Саджет (Ariane Sadjet). известным учёным, специалистом по языку и культуре персидских евреев.
А. Саджет – магистр психологии и антропологии Венского университета, доктор философии на факультете культурологии Берлинского университета имени Гумбольдта.
Мы знали друг друга заочно. Но встретились первые в Вене.
– Я конечно же интересуюсь бухарскими евреями. Между нами много общего, я тоже по отцу иранская еврейка. Меня заинтересовал ваш проект, посвящённый поэме Ибрахима Абулхайра «Ба ёди Худойдод», и я надеюсь получить этот сборник, – сказала она. – Моя специализация– современная история Ирана, историческая антропология, еврейская история в Иране, Афганистане и Центральной Азии, религиозная идентичность и обращение, религиозные меньшинства и торговые сети (19-20 вв.), миграция и биографические методы исследования.
Ариана Саджет с 2018 года руководит исследовательскими проектами по еврейской истории Ирана и мусульманским странам с еврейским меньшинством. С 2015 по 2019 год преподавала в Институте европейской этнологии и востоковедения Венского университета. С 2018 года научный сотрудник Австрийской академии наук (ÖAW). Она участвовала в проекте по сбору материалов устной истории бухарских евреев, проживающих в Вене.
Я был рад пообщаться в стенах Парламента Австрии с очаровательной женщиной, говорящей со мной на языке, который сблизил с нас с первой же минуты. Давид с его яркой внешностью еврея Ирана, говорил на других языках, но пообещал начать практиковать бухарскоеврейский.