«Если путь твой к познанию мира ведёт,
Как бы ни был он долог и труден – вперёд!»
(А.Фирдоуси)

Большим событием в моей жизни стало знакомство и творческое содружество с Давидом Калонтаровым – учёным, историком, публицистом, софером, исследователем и комментатором рукописей бухарских евреев 18 -19 веков.
Прежде чем состоялась наша встреча, я изучил многие документы и его научно-исследовательские труды, свидетельствующие о незаурядных способностях и об особом подходе ко многим жизненно важным проблемам. После такого заочного знакомства Давид Калонтаров стал мне еще более интересен.


9 октября 2024 года Давид Калонтаров любезно согласился встретиться со мной в нашем доме и ответить на мои вопросы. Он привёз мне диплом-сертификат о награждении меня премией имени Ицхака Мавашева и чек из Америки, за что я очень ему благодарен.
Приход в наш дом этого большого учёного и замечательного человека стал событием. После трапезы и благословения на еду мы начали беседу, которая длилась более 3-х часов.
Этот человек с яркой судьбой и аналитическим мышлением был в общении абсолютно прозрачен, чист душой и сердцем. С ним было легко и просто. Он дружелюбно и открыто рассказывал всё о себе и о своём творческом пути. Лучшие человеческие качества – доброта и отзывчивость, трудолюбие и терпение, усердие и ответственность, дружелюбность и высокая нравственность, культура во всём, верность своему делу и общине, бескорыстие и искренность, честность и уверенность в себе, интеллект и рассудительность, целеустремлённость и практичность – диалектически переплелись в нём с человечностью и простотой.


Всё это располагало к непринуждённой, интересной беседе. Я начал её с вопроса о корнях династии Калонтаровых и, в частности, о его родителях. Сразу же подтвердилась истина: «Яблоко не падает далеко от яблони». Их знаменитый род известен, как «Авлоди Калонтариё». Отец Давида, Авраам (Аркадий) Калонтаров, был инженером — нефтяником, а мама, Елена Якубова, – преподавательницей английского языка и патентоведом. Давид Калонтаров вдохновенно, с любовью рассказывал о своих дедушках и бабушках. Дед по его отцу, уважаемый Давид Калонтаров, был талантливым математиком. Он денно и нощно продвигал своего любимого внука Давида в страну конкретного и аналитического мышления под названием «Математика». А бабушка, Яшуа (Шура), была сказительницей и прекрасной рассказчицей. Она — то и познакомила внука Давида со всеми героями Танаха и Торы. Благодаря её рассказам, Давид всем сердцем полюбил наших праотцов и праматерей, царей Давида и Шломо, пророка Моше Рабейну и многих других героев Священного Писания.


Давид окончил среднюю общеобразовательную школу в Ташкенте на русском языке. С раннего детства его интересовали и притягивали к себе буквально все науки. Юные годы Давид Калонтаров провёл в стенах иерусалимского Политехнического Института, где учился на факультете электроники и технологии. Любознательный и хваткий по своей натуре Давид, изучая иврит, одновременно стал интересоваться иудаизмом, его основами. Читая и изучая тексты в книгах на коренном еврейском языке, а также знакомясь вплотную с арамейским языком, Давид поднялся на вершины знания Священного Писания.
Не закончив этот институт, он поступил в религиозную школу-ешиву и проучился там некоторое время. Но позже пришёл к выводу, что должен жениться и обеспечивать семью всем необходимым. Ведь питаясь только духовной пищей, невозможно было претворить в жизнь все его мечты и чаяния. Конечно же, в ешиве его уговаривали остаться и продолжить учёбу, уверяя, что, мол, Б-г поможет обеспечить его семью всем необходимым. Но трезвомыслящий Давид выбрал другой, более прогрессивный и оптимальный путь учёбы.
Сегодня он – знаменитый софер, известный учёный, историк, публицист, комментатор рукописей бухарских евреев 18-19 веков, большой знаток Священного Писания. Его мечты сбываются, слава Б-гу!
Разговор с Давидом Калонтаровым захватывал меня всё больше и больше. Никому из нас не хотелось прерваться даже на одну минутку. Атмосфера напоминала костёр, в который постоянно подбрасывают дрова. Беседа становилась всё более интересной, так как мы нашли друг в друге много общего и объединяющего, и прежде всего склонность к позитиву.
Твёрдая убеждённость и рациональный порядок в аналитическом мышлении Давида Калонтарова просто покорили меня. Он откровенно признался о том, что никогда не идёт ни на какие недостойные сделки со своей совестью и на компромиссы с теми, кто искажённо толкует иудаизм и его законы. Это и побудило Давида изучать книги Священного Писания самым доскональным образом. Поэтому он сегодня и является одним из лучших толкователей Торы и всех её законов.
Начиная с «Недели языка бухарских евреев, литературы и музыкальной культуры», которая успешно прошла с 15-го по 22-го сентября 2024 года в Америке, мы с Давидом Калонтаровым претворяем в жизнь наш первый совместный проект по транслитерации и переводу всего текста поэмы «Ба ёди Худойдод» с букв древнего иврита, на котором писали свои бессмертные литературные произведения поэты и писатели из нашей общины в древности, на кириллицу, оснащённую буквами таджикского алфавита: Ҷ, Ӯ, Ӣ, Қ, Ҳ, Ғ, без которых речь бухарских евреев просто невозможна.
Б-г даст, в наших будущих проектах осуществится создание словаря-разговорника, который станет основой естественного возвращения общины бухарских евреев на письменность прошлых времён.
Мы с Давидом Калонтаровым однозначно согласились с тем неопровержимым фактом, что существуют разные еврейские языки: в странах востока – МУГРАБИ, в странах Европы и России – ИДИШ, в странах Средней Азии – БУХАРИ, в странах Испании и других испаноязычных странах – ЛАДИНО, на Кавказе – язык ДЖУУРИ. Но никто и никогда не посмеет утверждать, что у бухарских евреев нет своего самостоятельного языка, на котором в древние времена были созданы шедевры литературного творчества.
Уважаемому Давиду Калонтарову я очень признателен за искренность, открытость и дружеское отношение. И я хочу пожелать этому уникальному учёному и замечательному человеку крепкого здоровья и долголетия, благополучия и настоящего семейного счастья! Амен вэ амен!

Рафаэль Бангиев