Продолжение.
Начало в №№1187-1193

Самарканд

Вместе с Азизханом и сопровождающим нас мы отправились в Самарканд и сравнительно быстро приблизились к моему родному городу, хотя я, как ни странно, заблудился. Развилка у Ташкентской трассы показывала по навигатору иное направление, и нам пришлось проделать огромный круг. В результате мы попали в отель, расположенный на углу Титова и Гагарина, не через пять минут, а через 20!
В отеле «Oltin Samarkand» нас ждало совершенно неожиданное для моего друга Азизхана событие: президент общины бухарских евреев Илья Мулоджанов вместе с владельцем отеля Аликом Джаффаровым устроили во дворе гостиницы праздничный прием! Нас встречали, как самых дорогих гостей, одетые в золотошвейные бухарские халаты карнаист, кларнетист, давалист, дойрист! Все это происходило на глазах представителя хокимията, который тоже встречал нас.
Нас пригласили на ужин, и там – новый сюрприз: из Душанбе приехала талантливая поэтесса Шоирабону Рахимджон, и мы все вместе провели очень интересный, наполненный поэзией и музыкой вечер.
Утром мы посетили кладбище и мавзолей Ислама Каримова, который для моего друга Азизхана так много значит.
Затем вместе с сопровождающим мы отправились на избирательные участки.
Первыми делом я посетил школу №8, где работали в разные годы мой отец, преподаватель истории Борис Некталов, физик Юрий Захарович Некталов, Ханан Юнаевич Кайков, Еир Захарович Некталов. Школа находится в центре города, рядом с СамГУ им. Ш. Рашидова, на бульваре.
Войдя в школу, я обратил внимание на большие изменения после моего предыдущего посещения в 2022 году.
Нас приветливо встретила директор Суярова Нигора Турсуновна, которая здесь сравнительно недавно, но провела огромную работу по улучшению санитарно-гигиенического состояния школы, реновации и придании всему учебному комплексу достойного вида.


В это время журналисты из таджикоязычной газеты и телеграмм-канала «Овози Самарканд» – «Голос Самарканда» тоже работали на избирательном участке. Узнав во мне своего земляка, они стали задавить мне вопросы, на которых яс удовольствием ответил.
Затем мы обошли избирательные участки, расположенные в главном здании СамГУ, а после этого поехали в Железнодорожный район. Там раньше находился корпус музыкального факультета Сам ГПИ, который теперь стал частью университета.
Я не узнал учебный корпус, где проработал 12 лет. Здание укоротили на один этаж, и сам факультет перенесли в другой корпус. В центре двора установлен памятник выдающемуся таджикскому поэту и писателю Садриддину Айни. Я спросил по-русски у проходящего мимо меня работника, где избирательный участок. Он ответил, что не знает русского языка, но может общаться на английском.
Дальше мы беседовали на языке Шекспира, и Ахрор говорил так, словно всю жизнь прожил в Лондоне.
–Я учился в узбекской школе, потом отправился в Манчестер и окончил там колледж и магистратуру. Я математик, – пояснил он, радуясь встрече с англоязычным гостем.
В избирательном участке я не встретил ни одного из педагогов, с которыми работал более 30 лет тому назад. Прошло столько времени!
Мы отправились в микрорайон и по дороге заглянули в избирательный участок, расположенный в дорогом моему сердцу, Русском драматическом театре им. А.П. Чехова.
Мы вошли в фойе. На улице громко звучала эстрадная музыка, в фойе сидели члены избирательной комиссии и представители различных партий. Я начал инспекцию и заметил среди наблюдателей человека, который сильно отличался внешне от всех, кого я до этого видел на других избирательных участках страны. Я чувствовал, что он человек искусства, не сдержался и спросил:
– Вы связаны с театром?
– Да, – ответил он, – Я Ахмат Ниязов, главный режиссер Русского драматического театра.
– Как интересно! Я с десяти лет ходил в ваш театр, на улицу Ленина, еще в советские годы, когда режиссером был А. Гринберг. Потом вы переехали сюда, в микрорайон. И тоже продолжал посещать ваши спектакли.
– Ну, и какие ваши воспоминания?
– Добрые, хорошие! Профессиональный был театр, и мы его любили.
– Кто был ваш наставник?
– Мне повезло, я учился театральной режиссуре в классе народного артиста Узбекистана Шухрата Аббасова.
Нас окружили другие работники театра. Завязался разговор о роли русского театра в современном Узбекистане, о перспективах его развития.
Меня провели в зал и показали декорации последнего спектакля, успешная премьера которого состоялась несколько дней назад, – «Маленькие трагедии».


Режиссёр А. Ниязов обещал мне послать видеозаписи спектаклей, и не исключено, что мы сможем показать некоторые из них во время возможных гастролей театра в Нью-Йорке, где проживает немало выходцев из Самарканда.
Я покидал театр с большим волнением, и вдруг меня узнал музыкальный работник, который оказался моим студентом, выпускником музфака Сам ГПИ Алиевым.
Мы не виделись более 35 лет, и встретились, как родные братья! Оба были взволнованы и сразу же предались воспоминаниям, которые перенесли меня в конец 80-х годов прошлого века, когда я начал свою педагогическую деятельность на кафедре теории и истории музыки.
Вспомнили и его сокурсника, моего студента, с которым я всегда работал индивидуально, заслуженным артистом Узбекистана Рустамом Ходжимамедовым, которого я назвал «Самарканди», когда организовывал его первый концерт в Нью-Йорке.
Вместе с Алиевым мы отправились на кладбище, и я отдал должное памяти своего студента, друга и коллеги.
В целом выборы прошли в Узбекистане на высоком уровне, и мое личное присутствие на многих избирательных участках в Ташкенте, Коканде, Андижане, Фергане, Сырдарьинской области и Самарканде показали какие изменения прошли в Новом Узбекистане, где осуществляются реформы президента Мирзиёева.


Ташкент

Последний день пребывания в узбекской столице был очень насыщенный. Мы здесь встретились с Борисом Кандовым и приняли участие в интересных дискуссиях, связанных с нашей деятельностью по развитию народной дипломатии между США и Узбекистаном.
28 октября мы направились на организованную заместителем председателя Общества дружбы «Узбекистан–Америка», профессором Г.Н. Ахуновой встречу с министром высшего образования, науки и инноваций Узбекистана Конгратбаем Авезимбетовичем Шариповым.
Мне доводилось с ним общаться и ранее, когда К.А. Шарипов занимал пост ректора Ташкентского государственного экономического университета. Я писал о своей встрече с ним на страницах BukharianTimes, и меня сразили его открытость, самокритичность, большая, непоказная, любовь к родине и стремление развивать в стране технический прогресс, чтобы поднять на новый уровень экономический потенциал Узбекистана.
Министр тепло встретил нас и провел в приемную, где собрались мы вместе с Борисом Кандовым, профессором Г.Н. Ахуновой. доцентом Наргиз Шамшиевой, Закиром Обидовым.
Открывая встречу, К. А. Шарипов отметил активно развивающиеся узбекско-американские отношения, которые достигли за последние годы нового, более высокого уровня.
– Мы рады приветствовать наших земляков, которые, проживая ныне в США, относятся с большой любовью и теплотой к своей родине, стремясь внести свой вклад в развитие дружбы между нашими странами, – сказал министр. – Мы готовы участвовать в проектах, которые будут направлены на то, чтобы молодые наши соотечественники в Америке проявляли интерес к истории, культуре Узбекистана, глубже знакомились с архивными материалами, и писали серозные научные исследования. И ы готовы оказывать содействие им в этом, — заверил на господин Шарипов.
Заместитель председателя Общества дружбы «Узбекистан–США» Гульчехра Назаровна Ахунова подробно рассказала о деятельности, целях и задачах этой международной организации, которая на основе народной дипломатии развивает отношения дружбы и сотрудничества между Узбекистаном и США. Созданное в 1998 году общество сыграло в этомделе важную роль. Проведено множество международных мероприятий, конференций, круглых столов, концертов, обменов делегациями и мер по поддержке наших соотечественников. Конгресс бухарских евреев США и Канады является давним партнёром общества и также вносит большой вклад в развитие дружественных отношений между двумя народами и странами.
Борис Кандов выразил благодарность профессору Г.Н. Ахуновой, благодаря которой мы имеем личные и дружеские связи с господином Шариповым, а также с другими организациями в Узбекистане. Она напомнила, что в настоящее время есть несколько молодых людей, которые намерены защищать своим научные диссертации в области истории и культуры в академических научных институтах Узбекистана.
– В частности, мы отправили письмо министру иностранных дел Узбекистана с просьбой оказать содействие в поступлении в заочную аспирантуру перспективного молодого исследователя истории бухарских евреев Имонуэля Рыбакова, преподавателя, автора ряда интересных книг, среди которых «Купеческое сословие бухарских евреев», учебник «Easy Bukharian» и др. Мы просили доктора исторических наук Рахбархон Хамидовну Муртазаеву стать его научным руководителям и получили ее согласие.


В свою очередь автор этих строк, обращаясь к Конгратбаю Авезимбетовичу, предложил вместе с Фондом им. Ицхака Мавашева – Институтом по изучению наследия бухарских евреев в диаспоре, посоветовать студентам писать курсовые и дипломные работы на тему истории и культуры бухарских евреев, которые будут спонсированы вышеназванным фондом.
– Было бы интересно, в перспективе, открыть в Узбекистане кафедры иудаики, изучения иврита, еврейской истории, так как в этой стране жили бухарские, европейские (ашкенази), горские, иранские евреи, которые внесли существенный вклад в развитие науки, экономики, культуры и искусства Узбекистана, и таким образом Ташкент станет первым на территории стран Центральной Азии, где будут изучать и преподавать дисциплины, связанные с иудаикой, –сказал я. – В Бухаре есть школа №36, где наряду с английским, изучается также и иврит, и эти ученики могли бы иметь возможность продолжить свое образование на созданных кафедрах данного направления.
По всему миру есть множество такого рода научных центров, особенно в США, и они могли бы получать дальше свои знания уже в Нью-Йорке, в стенах Колумбийского университета, Иешива университета. Кроме этого, есть серьёзные исследовательские институты в Израиле, России, Австрии, Англии, Канаде и Аргентине.
Министр Конгратбай Авезимбетович Шарипов с интересом выслушал наши предложения и пообещал оказать возможное содействие.
– Сам факт, что наши соотечественники намерены совершенствовать свои знания в стенах наших академических вузов говорит сам за себя, –сказал он. – И мы надеемся, что задуманные проекты обязательно осуществятся.
Ранним утром, 29 октября мы вместе с Борисом Кандовым вернулись в Нью-Йорк.

Рафаэль Некталов, фото автора

Ташкент – Нью-Йорк