К 80-летию Победы

Идея поделиться с читателями историей тех членов нашей семьи, которые прошли войну, возникла не случайно. Само время подтолкнуло меня написать об этом. Вирус ненависти к Израилю и евреям распространяется по всему миру, как когда-то, в 30-е годы в Европе, что и привело ко Второй мировой войне. Мир показал своё истинное лицо и тогда, и в наше время, повернувшись спиной к настоящей трагедии в Израиле 7-го октября 2023 года. Подвиги солдат Израиля вызывают восхищение и вселяют надежду на то, что силы добра вернут в нашу жизнь благоразумие и свет, так же, как 80 лет тому назад, когда война закончилась Победой над фашистской Германией.
Мы выросли в такой атмосфере, когда с самого раннего детства тема войны занимала огромное место в жизни общества и нашла своё отражение в культуре и литературе. Нам были знакомы имена героев по кинофильмам, книгам и произведениям искусства.

К этой победе были причастны и наши близкие и родные герои – деды и отцы, дяди и тёти. Многие из них заплатили за это своей жизнью, оставшись лежать на полях сражений. К счастью, те, кто уцелел, возвратились и подарили жизнь не только нам, но и нашим детям и внукам. Почти в каждой семье были воины, которые, как правило, не рассказывали о своей боевой жизни. Скромность не позволяла им, а также житейская мудрость: они не желали ворошить прошлое, да и не принято было это. Даже в День Победы, считавшийся святым для них, за застольем ветераны праздновали мирную жизнь, не бравируя своими военными подвигами. Они жили, создавали семьи, работали и растили детей.
К счастью, остались фронтовые фотографии, ордена, воспоминания детей и родственников, основанные на рассказах бывших фронтовиков уже в конце 80-х и начале 90-х годов.
Эту войну справедливо называют народной: на защиту страны поднялся весь народ: юнцы, молодёжь, женщины, мужчины и даже старики, у которых уже были внуки.
Дедушка по маминой линии Мулло (Раввин) Эфраим Юсупов бен Исо-Борух (1896–1960) был известен в еврейских общинах Самарканда и Душанбе. Он учился в Самарканде в религиозной школе у знаменитого хасида и раввина Шломо-Лейба Елеазарова (родом из Польши, входившей в то время в состав Российской Империи). В 1913 году женился на бабушке, Мазал бат Борухи Малак и Маргит (1900–1970). В их семье росло 9 детей, из которых двое – Авраам и Ицхак – сражались, защищая страну, но об этом ниже.
После революции дед работал в торговле и секретно обслуживал нужды общины в отправлении религиозных обрядов – сначала в Самарканде, а потом в Душанбе. В 1942, в разгар войны, он в возрасте 46 лет был призван в армию и отправлен в Челябинск для службы в качестве штабного работника. Был переводчиком и писарем, так как свободно владел несколькими языками: русским, узбекским и таджикским, а также ивритом и арамейским. Начальником деда оказался человек, осведомленный в вопросах еврейской религии, и узнав, что многодетная семья осталась без кормильца, комиссовал его по семейным обстоятельствам.

Младший брат деда, Менаше бен Исо-Борух Юсупов (1909–2006) служил во время войны в противотанковых войсках Западного фронта, который был создан 22 июня 1941 года во главе с генералом армии Д.Г.Павловым.
Менаше Исакович был командиром отделения связи штабной батареи 31-го артиллерийского полка и принимал участие в стратегических операциях под Москвой, Смоленском и др. В одном из боёв он отличился тем, что подбил вражеский танк, и за это был награждён Орденом Красной звезды.
М. Юсупов участвовал в освобождении Белоруссии и Польши. Дядя Менаше был женат на Соне Таджиковой (1917–2010), с которой вырастил и воспитал прекрасных детей, ставших известными специалистами в медицине не только в Таджикистане, но и в Израиле, куда семья эмигрировала в начале 90-х годов.
Младший брат бабушки Мазал Менахем Муллоджанов бен Борухи Малак пошёл на войну и не вернулся – он до сих пор числится в списках пропавших без вести.
Старшие сыновья деда Эфраима Юсупова, Авром – Абрам (по совету отца дядя поменял имя на Ибрагима в документах в целях безопасности) и Ицхак Юсуповы были высокими и стройными. Они оба мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
Из воспоминаний Роберта Абрамовича – сына Аврома Юсупова (1920– 1987), бывшего сотрудника Академии наук Таджикской ССР:
«Мой отец родился 15 февраля 1920 года в Самарканде. В 30-е годы он окончил Кокандское педагогическое училище и преподавал в школе историю и географию. Вместе со старшими сёстрами, Саррой и Ривкой, он участвовал в театральных постановках, играл ведущие роли в спектаклях Еврейского театра в Самарканде. Был молод, красив и обладал хорошим голосом.

Отец в 1938 году был призван в Красную армию, и через некоторое время его отправили на Финский фронт. Он участвовал в Советско-Финской войне 1939–1940 годов. По окончании службы в 1941 году он получил отпуск, но до дома так и не добрался, так как началась Великая Отечественная война, и отец вернулся в свою часть и воевал на Воронежском фронте, переименованном в 1943 году в Первый Украинский фронт под командованием И.С. Конева. Во время войны папа вступил в Коммунистическую партию, получил звание старшины и был командиром орудия. Во время одного из боев погиб весь его расчет, только папа подбил вражеский танк и чудом остался жив. За этот героический поступок он получил орден «Красной звезды». Во время войны подразделение отца дважды попадало зимой в окружение, но бойцы с боями вышли из вражеского кольца. В одном из боев была потеряна связь, и никто не мог ее восстановить. Отец и его товарищ, несмотря на шквальный огонь врага, были посланы для восстановления связи, и им это удалось. За этот подвиг папа был награжден медалью «За отвагу». За образцовое выполнение своих обязанностей, за отличное несение службы он был направлен для обучения в Томское артиллерийское военное училище в марте 1945 года. Но тут у него открылось внутреннее кровотечение, он был госпитализирован и комиссован раньше времени по состоянию здоровья.
В общей сложности отец прослужил в Советской армии почти восемь лет и очень сожалел, что не смог стать офицером, так как здоровье подвело его. В конце 1945 года папа познакомился с моей мамой, Калантаровой Тамарой Рафаэловной (1923–2007), санитаркой, призванной в ряды Советской армии ещё в начале войны и прошедшей военную подготовку.
В годы войны в Самарканде были организованы военно-полевые госпитали, куда привозили раненых с фронтов. Мама выхаживала больных, иногда их приходилось нести на себе. Не хватало бинтов, и мама должна была стирать их вручную для многократного использования. Однажды привезли тяжело раненного забинтованного воина, в котором она признала знакомого из семьи певцов Толмасовых. Мама побежала к родным больного сообщить о том, что он нуждается в хорошем уходе. Толмасовы до сих пор помнят и благодарят нас за поступок мамы. За трудовую доблесть в Великой отечественной войне она была удостоена медалей.

Поженившись, родители начали семейную жизнь в Самарканде, а в 1948 году переехали в Душанбе вслед за семьёй папиных родителей. Тогда же папа поступил на работу в Таджикский горпромторг. Он служил на самых ответственных должностях, и по его инициативе и при его непосредственном участии были открыты самые большие торговые предприятия города Душанбе: мебельные магазины в районах Зеленого базара и Мостопоезда, а также наш любимый «Детский мир».
Папа был отправлен на учебу в Высшую партийную школу при ЦК КП Таджикистана. Там он познакомился и завязал дружбу с Борисом Кимягаровым, известным кинорежиссером и одним из основателей Таджикфильма, и Абрамом Юнусовым, который стал впоследствии заместителем министра коммунального хозяйства Таджикистана. До последних дней папа работал на руководящих должностях».
Небольшой уютный дом тёти Тамары и дяди Авраама на улице Азизбекова, где росли и воспитывались шестеро детей, был открыт для всех.
Далее Роберт Юсупов продолжает рассказ о своём деде по линии мамы – Рафаэле Калонтарове (1894–1964), потомке Моше Калонтарова.
Р. Калонтаров был известен в Самарканде, как умелый резчик по камню, мастер по памятникам. Его надгробные памятники на кладбище в Самарканде, созданные в традициях прошлого, производят неизгладимое впечатление. Они сделаны с большим вкусом и отличаются эстетическими качествами, утраченными, к сожалению, в наше время.
Возвращаемся к рассказу Роберта: «Деда призвали во время войны на службу, и он был отправлен в трудовую армию в Сибирь, на лесоповал. С ним случилась беда, в результате аварии он был ранен. Как-то дед молился и произнёс известную молитву «Шма Исроэль…», которую доктор случайно услышал, и он заинтересовался, откуда родом пациент. Оказалось, что семья доктора была среди беженцев из Украины в Самарканде и нуждалась в помощи. Дед написал письмо моей маме с просьбой поддержать эту семью, что и было сделано. Вскоре дед был отправлен назад домой».
Здесь хочется заметить, что Яков Савзон в своей талантливой повести «Хлеб изгнания» описывает ситуации, когда на призывной пункт являлись с повестками пожилые или же хронически больные люди. Врачи возмущались набором таких призывников, при медицинских осмотрах проявляли мужество и милосердие и отправляли обратно домой людей, непригодных к службе.
О втором сыне мулло Эфраима Юсупова Ицхаке Ефремовиче (Эфраимовиче) (1922–1985) рассказывают его дочери, Шушана (Роза) Бараева – Юсупова и Лиза Шамалова:
«Наш отец родился в 1923 году в Самарканде. Был очень смышлёным. После школы окончил бухгалтерские курсы и устроился счетоводом в колхозе под Самаркандом. В 1941 году, в самом начале войны, прямо с работы его забирают в армию, поменяв в военном билете дату его рождения на 1922 год. Папа попадает в военно-воздушные войска, так как был высоким и красивым парнем. При прохождении медицинской комиссии один из докторов спросил его: «Кто ты, такой беленький, и рыженький, имя еврейское, а фамилия у тебя узбекская?». Наш папа ответил, что он еврей, и ему пришлось в доказательство прочитать молитвы на омовение рук и и благословение хлеба. Доктор перевёл его на службу в мотострелковую часть, где он сражался храбро и с достоинством.. Нужен был человек возить на мотоцикле командира части, и папу сажают на трехместный мотоцикл «Урал».
Как-то они попали под обстрел, и папа был ранен в колено. Это случилось в 1943 году. Пролежав какое-то время в госпитале, он возвращается на фронт. В конце войны папа воевал в рядах Первого Белорусского фронта, участвовал в освобождении Польши, дошел до самого Берлина. Он был награждён орденами и медалями. После окончания войны в 1945 году возвращается домой в Самарканд. А в 1947 году он приезжает в Душанбе, где встречает свою будущую супругу, нашу маму Марию (Марус) Соломоновну Юсупову — Бабаеву (1930–2015).
Отец многие годы занимал руководящие посты в ряде учреждений в Душанбе».
Дядя Ицхак был яркой, неординарной личностью с антрепренёрскими задатками, унаследованными от его деда Исо-Боруха Юсупова, известного в народе, как Даллор, – филантропа, построившего школу для детей в Самарканде. На швейной фабрике «Гулистон» дядя Ицхак руководил отделом комплектования и упаковки, а также отделом отправки одежды по всему бывшему Советскому Союзу. Там же с ним многие годы работала наша мама, которая рассказывала, что дядя с уважением относился к рабочему – ветерану войны, таджику по имени Нур. Его дочь из Душанбе до сих пор поминает Ицхака Ефремовича (Эфраимовича) добрым словом. На фабрике он пользовался всеобщим уважением у сотрудников и начальства. Веселый нрав дяди Ицхака, его интеллект снискали ему любовь и уважение в общине города Душанбе.

В его доме собиралась творческая интеллигенция из среды бухарских евреев, включая писателя, журналиста и этнографа Исхака Мавашева, Народную артистку Таджикской ССР Барно Исхакову, Рену Галибову и др. Cупруга дяди Ицхака, тётя Маруся, была улыбчивой и гостеприимной хозяйкой, и многие события в семье Юсуповых проходили в их доме на улице Азизбекова. По рассказам нашей мамы, Рохели Юсуповой, дядя Ицхак, проявив доброту, одолжил моему отцу свой костюм во время свадьбы моих родителей. В семейном архиве сохранились фотографии, на которых сняты Аврам и Ицхак Юсуповы с нашим отцом в день Победы 9-го мая, когда они собрались как-то в нашем доме за скромным столом с душистым пловом, приготовленном мастерски нашей мамой, и самогоном домашнего приготовления. Душой этого общества, конечно же, был дядя Ицхак Юсупов. Его юмор и рассказы были главным украшением любого застолья в большой семье Юсуповых.
Супруг тёти Сарры Юсуповой, Илову Мушеев, тоже героически воевал на фронтах Великой Отечественной войны.
Дедушка по папиной линии, Алаев Абохай Мататович Бен Сара (1898 – 1987), в 1924 году женился на Битиё бат Борухи Малак ва Маргит (1906 –1958) (сестрёнке моей бабушки Мазал). В их семье росли и воспитывались 8 детей. Дедушка был очень религиозным человеком, знатоком Торы и Зоара. К сожалению, моя бабушка Битиё, красавица, ушла из жизни в 54 года, и дед женился на другой, образованной и мудрой женщине – бабушке Хано, которая вырастила младших дочерей в семье, став верной спутницей деда.
Дедушка Абохай также был призван в армию в 1942 году, хотя его старший сын Бахор Абохаевич Алаев (1925–2002) еще раньше добровольцем пошёл в армию в надежде, что отца, единственного кормильца в семье, не заберут. Деда Абохая, так же, как и деда Эфраима, отправляют из Самарканда в Челябинск, на работу в трудовую бригаду. Требовались рабочие на военных заводах, перебазированных из западной части страны. В семье Алаевых ходят рассказы о нём, как о здоровом и сильном человеке, который в юности вместе с младшим братом перегонял лошадей из Монголии в Бухару.
В субботу дед просыпался в четыре утра и из старого города пешком шел на службу в синагогу, которая находилась в новом городе в Самарканде. Он был глубоко религиозным человеком и мечтал о жизни на Святой Земле.
В 70-е годы дед эмигрировал в Израиль и прожил там долгую и счастливую жизнь. Его тело покоится на кладбище на Масличной горе.
О моём отце, Бахоре (Борисе) Абохаевиче – участнике Великой Отечественной войны, я получила информацию от моего брата Аркадия (Арона) Алаева и супруга Валерия Борухова, которым он рассказал о некоторых интересных эпизодах из своей армейской службы. Наш отец был первенцем в семье – светом в окошке для моей бабушки Битиё. В возрасте 8 лет он стал батрачить в советских колхозах и полюбил работу на земле. Спустя годы он вырастил красивый сад в нашем доме на улице Куприна, 26, в Душанбе. Окончив школу, сразу же, в 1942 году, в 17-летнем возрасте добровольно пошел в Советскую армию защищать страну. Был рядовым солдатом 3-го Украинского фронта, сформированного на юго-западном направлении под началом командующего Фёдора Ивановича Толбухина.
Из воспоминаний Аркадия Алаева: «Отец участвовал в освобождении Румынии, Венгрии, Болгарии и Австрии. Во время Ясско-Кишинёвской операции в апреле 1944 года отец был ранен в ногу и руку. Его рота оказалась в окружении и потеряла связь с командованием. И только к концу лета, когда наши
войска начали новое наступление, рота присоединилась к своей армии».
Валерий Гавриэлович Борухов имел особые дружеские отношения с тестем, обращаясь к нему «Отец». Он рассказывает:
«В Венгрии отец участвовал в составе Третьего Украинского фронта в Будапештской стратегической операции. В 1945 году, в конце войны, когда все с нетерпением ждали мира, произошёл такой случай. Уцелевшие вражеские части решили прорваться через линию фронта ночью, чтобы сдаться американцам. Неприятель стал обстреливать пехотинцев, и по приказу командира солдаты стали рыть окопы, чтобы скрыться в них от огня противника. Но случилось невероятное. Командир, спасаясь от пуль, бросился в траншею, накрыв своим телом отца и приняв огонь на себя.
Отец отделался легкими ранениями, но получил контузию, от которой страдал много лет».
Во время войны дважды прерывалась связь отца с семьёй. Моя бабушка Битиё получила две похоронки, но её материнское сердце не хотело верить тому, что она потеряла сына. Её любовь и вера были сильнее смерти, она продолжала ждать сына. Несмотря на то, что война закончилась в 1945 году, отца оставили в армии восстанавливать Симферополь и Севастополь, и только в 1950 году он смог вернуться домой. Он был награждён орденами и медалями за боевые заслуги и участие в Великой Отечественной. И среди них высокая государственная награда – Орден Отечественной Войны I степени. Также получил медаль «За доблестный труд».
Все эти годы, начиная с 1942 -го, моя мама, Рохель Эфраимовна Юсупова (1926–2012) помогала своей тёте Битиё переписываться с ним. Бабушка была неграмотной, племянница читала ей письма от отца и под диктовку отвечала ему. Папа прилежно откликался на все письма и посылал фотографии, адресованные Рохель с нежными и трогательными словами вроде: «Верной подруге Раечке от друга Бориса».
Когда отец вернулся домой в 1950 году в Самарканд, сбылась мечта моей бабушки – соединить жизнь сына Бахора и племянницы Рохель. После свадьбы молодая пара переехала в Душанбе (Сталинабад). Здесь отец обратился в бюро по трудоустройству, где ему дали направление на работу в Министерство внутренних дел. Сталин был еще жив, и в стране продолжался террор. Отец, посоветовавшись с тестем, нашим дедом Эфраимом Юсуповым, нашёл работу в системе торговли у Михаила Ильича Каганова (в народе он был известен, как Коган – Коэн), также фронтовика, тестя кинорежиссёра Бориса Кимягарова.
Отец не любил свою работу, был молчаливым и бесконечно скромным человеком. Любовь к земле, занятия садоводством приносили ему большую радость. Фруктовые деревья (черешня, гранат, инжир, хурма и др.) росли в саду благодаря отцовскому трудолюбию и его знаниям, полученным в детстве в еврейском колхозе под Самаркандом. Розы и ирисы были его любимыми цветами. Они каждую весну и лето украшали наш двор, над которым высилась мощная виноградная лоза, дававшая огромные гроздья винограда. Из него осенью делали вино для освящения субботы и праздников. А когда появились внуки, отец посадил клубнику и малину, чтобы детки могли лакомиться ягодами.
У отца был очень тонкий вкус, он любил красивые вещи, которые привозил из своих поездок: китайское ручной работы изысканное шелковое покрывало, гравированные подсвечники из Индии, чайный фарфоровый сервиз с мелким цветочным рисунком.
Отец был и остаётся для меня примером лучшего человека, супруга, родителя. Он, пережив все круги ада, был воплощением скромности и душевной красоты, источал своим присутствием свет.
В 1990 году наша семья эмигрировала в Израиль. Для него началась новая эра в жизни. Он был бесконечно влюблен в эту страну, стал изучать в ульпане иврит, с радостью принимал участие в воспитании внуков.
Я знала всех наших героев, как самых мирных людей, созидателей. Но когда нужно было защищать свою страну, они становились воинами. И все мои родные, вставшие на защиту Света, сами были Светом! Они были потомками наших предков — героев.
Всем ушедшим в иной мир Героям Великий поклон и Светлая Память!
В заключение я хочу выразить свою благодарность дяде Моше бен Эфраим Юсупову, двоюродным братьям по линии дяди Аврома, Роберту и Биньямину (Борису) Юсуповым, сестрам Шушане Бараевой и Елизавете Шамаловой, Роману Менашевичу Юсупову, Елене Юсуповой, Аркадию (Арону) Алаеву и Валерию Борухову.
Зоя Борухова, искусствовед