
Архитекторов в общине бухарских евреев семеро. Хочу рассказать об одном из них – Борисе Абдурахманове из Душанбе, «выброшенном» из родной страны межклановой войной. Познакомился я с ним в Нью-Йорке, когда собирал материал для книг «Связь времён, связь поколений» и «Родословное древо Моше Москови». Он оказался моим родственником.
Отца Бориса, Якова Акбаровича, инженера, мостостроителя и дорожника, в период перестройки в Таджикистане убили.
Эмигрировал Борис с семьёй в Нью-Йорк с пятью долларами и плохим английским. Уже тогда, при первой встрече, я посоветовал ему активно, не стесняясь, включиться в жизнь, не изменять любимой профессии. На моих глазах Борис освоился, сейчас имеет много клиентов и его творения – оригинальные учебные, религиозные и производственных здания – красуются во всех районах Нью-Йорка.

Расскажу о моей второй поездке к Борису. Вначале он ютился в тесном, неприглядном строении, а сейчас арендует офис у главного архитектора города.
В компании Абдурахманова царит деловая творческая тишина. Чертёжники сидят в отдельно разгороженных секциях за компьютерами. Стены увешаны фотографиями фасадов зданий, недавно спроектированных на этих столах.
В чём особенность его творений? Это торжественность порталов с входом в здания по нескольким ступеням, обрамлённым красивыми поручнями; сводчатость оконных и дверных проёмов, обилие подсветки, делающей здания «лёгкими». И если, отступив на несколько шагов, ваш взгдяд охватит всё здание, то вы увидите и парапеты, обрамляющие крышу, – обязательный элемент безопасности, упомянутый ещё в Торе.
Размер газетной статьи не позволяет подробно описать интерьеры в проектах архитектора Бориса Абдурахманова. Но не могу не отметить яркую мозаику витражей, пропускающих все цвета радуги!
Борис Абдурахманов – не только архитектор, но и художник. Как же иначе? Ведь при приёме в ВУЗ на эту специальность абитуриенты обязательно представляют приёмной комиссии рисунок. Его работами увешаны все стены комнат его дома в Квинсе.

И ещё она эстетическая деталь. Моя кандидатская диссертация была посвящена биологии красиво цветущих водных растений. И только у Бориса и Светланы во дворе я увидел мои любимые кувшинковые – водяные лилии в небольшом, с любовью построенном бассейне. И это ещё больше приподняло Бориса в моих глазах.
Человека ценят по его делам. На каждом этапе знакомств с трудами моего родственника убеждаешься, что это скромный, не чванливый, не кичащийся титулами труженик, и красят его только плоды неустанной работы, которые делают честь нашему небольшому этносу, богатому талантами.
Дорогой Борис, мы Вами гордимся!
Юзеф Мурдахаев. Доктор биологических наук