
С героем этого интервью меня познакомил Юра Даниэлов, руководитель благотворительного фонда «Эмет ве эмуна», который горячо и искренне уверял, что я не пожалею о потраченном времени. Юра оказался прав: я не пожалела и, более того, очень рада этому знакомству.
Надеюсь, мои дорогие читатели, вы разделите со мной радость и гордость от общения с этим интересным человеком.
Зовут его Михаил Лобовиков. Майор Армии обороны Израиля, военная специальность – инженер-спасатель, главный архитектор Израильского национального спасательного подразделения. Многократно принимал участие в различных спасательных операциях самой высокой сложности как в самом Израиле, так и за рубежом.
После известных трагических событий 7 октября 2023 года 430 дней и ночей провёл на войне «Железных мечей» и в Израиле, и в секторе Газа. Соучредитель и член правления движения «Резервисты – поколение Победы».
Тавриз Аронова: Михаил, я знаю, что вы здесь, в Нью-Йорке, выполняете особую миссию, связанную с будущим 39-м Всемирным сионистским конгрессом. Однако, прежде всего я хотела бы задать вам несколько вопросов, которые мучают практически всех членов нашей общины и да в Израиле, уверена, множество людей тоже.
Михаил Лобовиков: Готов ответить на все ваши вопросы, если они в моей компетенции.
Т.А.: Как так могло случиться, что Армия обороны Израиля оказалась в таком оскорбительно-обидном положении, когда 2500 террористов-хамасовцев устроили массовый террор и побоище мирных израильтян – женщин, детей, стариков в самом Израиле? Как могло случиться, что Армия оказалась неспособной не только защитить свои границы, но и утратить контроль, пусть и временный, над несколькими израильскими военными базами? Что это было: разгильдяйство, беспечность или, того страшнее, предательство?
М.Л.: Мы сами до сих пор не оправились от того шока, хоть и прошло полтора года. И этот же вопрос бередит наши души и сердца. Скажу вам одно: я тридцать лет в армии и очень хорошо знаю все плюсы и минусы нашей Армии. И потому заявляю: мы не могли оказаться в таком положении ни при каком раскладе. Однако, оказались.
Т.А.: Вывод простой – предательство?
М.Л.: Но у нас нет ни одного факта предательства.
Т.А.: Ну, отсутствие фактов может свидетельствовать только о тщательной подготовке и умении заметать следы.
У меня создалось впечатление, что кто-то из тех, кто принимал решения, пошёл на предательство, не предполагая, что дело примет такой жуткий оборот. Подобных последствий предатели не ожидали. Им важно было устроить какое-то движение несогласных с Нетаниягу и под шумок заставить уйти его в отставку. А получилась трагедия, равной которой не было со времён Холокоста.
М.Л.: Всё это время и Армия, и граждане Израиля ищут ответа на этот тяжелейший вопрос. Наша страна переживает сейчас очень тяжёлый драматический период: леволиберальное движение изо всех сил стремится ослабить правительство Нетаниягу, создать условия для его, по существу, свержения. И наш главный враг не за пределами страны, наш враг внутри страны – те, кто думает не о государстве, а о захвате власти.
Т.А.: Другими словами, леволиберальные политики намеренно раскачивают лодку, абсолютно не задумываясь о том, что, обостряя политическую ситуацию внутри страны, они работают на врагов Израиля!
М.Л.: Вы совершенно точно ухватили суть проблемы. Стремясь убрать нынешнее правительство, это движение не останавливается ни перед чем. Их не беспокоит, как и что будет дальше в стране и со страной. Главная задача – свергнуть Натаниягу и его соратников, вероятнее всего, заключить некий мирный договор с врагами Израиля на неприемлемых для нас условиях. Эти раскольнические силы ни на мгновение не задумываются о том, что прощённый враг не то что другом, даже сторонним наблюдателем не станет. Убийцы и подонки просто возьмут передышку, соберут новые орды злобствующих антисемитов и снова нападут на нашу страну.

Т.А.: А что, левые либералы этого не понимают? Или они пребывают в святой уверенности в своих возможностях остановить орды палачей и патологических душегубов увещеваниями и бесконечными постыдными уступками? А как же заповедь в книге «Исход» – око за око как мера взаимной справедливости? Это же в нашей Торе сказано!
М.Л.: Так они отвергают всё еврейское в принципе. Они не хотят быть евреями, хотят быть свободными от еврейства, от чуждой им религии, от всех принципов, что евреи сохраняли и сохранили тысячелетиями. Ни национальной, ни духовной, ни религиозно-этнической принадлежности к еврейству. Это их сверхзадача, к которой они стремятся, прилагая неимоверные усилия, не гнушаясь предательством веры и отечества.
Т.А.: Ну, что сказать, я шокирована. И потому, прошу вас, вспомните и расскажите нам что-нибудь утешающее и дарящее надежду.
М.Л.: (задумываясь и вспоминая): Не знаю, сумею ли вас утешить вот таким рассказом.
Есть такой человек, зовут его Итай Асман – майор Армии обороны Израиля, глава организации «Торат Лехима», занимающейся правилами ведения войны с точки зрения иудаизма. Итай Асман возит по военным частям и базам свиток Торы, сооружает палатку, вносит туда свиток, и солдаты перед походом заходят в палатку помолиться. И заметил он, что заходят в палатку даже те, кто не считают себя религиозными, но перед боем всё же как-то приближаются или даже приобщаются к чему-то, дарящему надежду.
Итай Асман — человек довольно известный в Израиле. И вот как-то в конце октября 2023 года, собираясь опять туда, где воевали наши солдаты, он получает звонок по телефону, и старческий надтреснутый голос просит его заехать к нему перед выездом на фронт. Сначала Итай решил, что не поедет из-за какого-то каприза старого человека. Но потом застыдился своих мыслей и заехал к старику. Глубокий старик совсем преклонных лет вынес ему старый свиток Торы и сказал: «Этот свиток моя семья с огромным риском для жизни сохранила во время Холокоста и привезла его в Израиль. Так что свиток пережил Холокост. Возьми его и отвези нашим ребятам. Пусть он их вдохновляет, помогает и спасает».
Тот был потрясён и ошеломлён до глубины души. Старика обнял, свиток взял и привёз его в военный лагерь.
Установил палатку, занёс этот уникальный свиток, и потянулись туда солдаты и командиры, прослышавшие историю этого драгоценного свитка Торы.
Теперь он возит по всем воинским частям и базам именно этот свиток Торы, переживший Холокост, и солдаты перед боем заходят в палатку и молятся о победе над врагом.
Т.А.: Красивая, бесконечно трогательная и вдохновляющая история. Это правда или красивый вымысел?
М.Л.: Абсолютная правда! Вот этот человек на фотографии рядом со мной. Жаль нет фото старика-дарителя, хотя, вероятно, он, сделав великую Мицву, сам захотел остаться неизвестным.
Т.А.: Ну что ж, у ваших и наших левых либералов граждан нет шанса победить еврейство! Антисемиты на протяжении тысячелетий убивали, сжигали, пытались стереть с лица земли историческую память о евреях, и не добились своих целей, а уж доморощенным либералам лучше и не пытаться справиться с этой непосильной задачей.
В свете всего сказанного как-то очень усиливается и усложняется задача Всемирного сионистского конгресса, вы не находите?
М.Л.: Именно! Сейчас, как никогда, роль и значение Всемирной организации сионистов становится буквально исторической. Именно в наши дни идёт борьба за умы и сердца наших соплеменников. Только в сохранении нашей идентичности, истории и приверженности к истинным еврейским ценностям — беспримерная духовная мощь народа.
Сионизм – это объединяющая, консолидирующая и одухотворяющая сила, которая цементирует все наши усилия в борьбе с общим врагом.
Т.А.: Сильно, верно, правдиво! Остаётся только добавить наш призыв: «Голосуйте за наших кандидатов в списке за номером 15, куда, кстати, входят и представители нашей бухарскоеврейской общины из фонда «Эмет ве эмуна». Если наши сумеют набрать достаточное количество голосов, тогда бухарские ребята будут представлены в Мировом сионистском движении».
Лично мне эта мысль очень импонирует. Люблю, когда наши люди представлены в серьёзных международных организациях.
В меня это вселяет надежду! Потому что бухарские евреи на протяжении веков держались за Тору, страдали за веру, бывали времена, когда отдавали свои жизни, сохраняя свою еврейскую идентичность, но в подавляющем большинстве не отступили, не дрогнули, и потому сохранились как активная еврейская этническая общность.
Наше еврейское начало мы сумели сберечь и в тяжелейшие времена террора, и в дни благоденствия, когда под воздействием самых разных факторов легко разувериться и потерять многое, что нас удерживало во все времена.
Так что нам есть, чем гордиться!
Тавриз АРОНОВА