Предисловие

В истории культуры и искусства известны династии музыкантов, художников, танцоров и ремесленников, которые передавали секреты мастерства и накопленные знания от одного поколения другому.

Александр Авраам

Это относится в полной мере к семье советского и израильского художника Александра Аврахама Леви. Его дед, Авраам Хискияквич, уроженец Самарканда, занимался художественной фотографией. Он одним из первых в Средней Азии освоил беспредельные возможности камеры и передал свою любовь к творчеству сыновьям: Илье, отцу Александра, и Михаилу Абдурахмановым. Их имена вошли в золотой фонд советского искусства. Илья Абрамович Абдурахманов вырастил и воспитал дочь Лорину и сына Александра – тоже художников. Они успешно работали в изобразительном искусстве в Таджикистане, а в последние 30 лет живут и продолжают работать в Израиле.

Сцена из спектакля “СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ” в постановке Рюрика Нагорничных в Русском драмтеатре им. Вл. Маяковского в Душанбе (1988 г.)

Александр в этом году отмечает свое семидесятилетие в расцвете творческих сил. Он принадлежит к поколению художников–восьмидесятников, пришедших в искусство в начале 80-х годов. Это было время перемен в духовной жизни общества. Александр был не только свидетелем новых художественных процессов в стране, но и сам успешно реализовал своё новаторское видение в оформлении спектаклей на театральных сценах в Душанбе и других городах страны.

Город Давида

В его творчестве можно проследить два периода: первый, связанный с жизнью в Средней Азии, в колыбели многих цивилизаций. Здесь его карьера стартовала в Душанбе, где ему удалось сказать своё слово в области театрально-декорационного искусства. Второй период связан с репатриацией, открывшей новые горизонты в искусстве и давшей ему возможность в полной мере творчески выразить себя.

У истоков

Александр родился в Душанбе в 1955 году в семье Шушаны Нисимовны и Ильи Абрамовича Абдурахмановых. На протяжении ряда лет учился в Душанбинской детской художественной школе. В 1971 году поступил в Республиканское художественное училище имени Мирзорахмата Олимова и учился на художественно–оформительском отделении.

Иерусалим на монетах.

В 1975 году после окончания училища Александр был призван на двухгодичную службу в армию. Проходил её в Грузии, где впитывал в себя своеобразие новой культурной среды. После окончания службы Александр возвращается домой в 1977 году и работает в качестве художника–оформителя в Художественном фонде Таджикистана.

Наставники

Александр был увлечён магией Театра и выбрал для себя область искусства, связанную со сценографией. Работа в этой сфере была очень интересной, но в то же время требовательной.

Иерусалим – гранат раздора

В 1978 году он поступил в Школу-студию (статус ВУЗа) при Московском Художественном Академическом Театре, где учился на факультете сценографии и театральных технологий. Александр с теплотой отзывается о своих педагогах. Эти известные в стране художники- новаторы стояли у истоков преобразования театрально-декорационного искусства в 1960-1970-е годы.

«Олег Аронович Шенцис – народный художник РСФСР, был главным художником театра ЛЕНКОМа, где я стажировался и проходил практику. Второй важный для меня преподаватель Валерий Яковлевич Левенталь, народный художник СССР и главный художник Большого Государственного академического театра, руководил моей практикой и дипломным проектом, – написал о своих наставниках молодой художник. – Они оба научили меня мыслить образно, абстрагироваться, развивать безграничную фантазию. На малой сцене МХАТа им. Горького мной был поставлен спектакль «Оглянись во гневе» по пьесе английского драматурга Дж. Осборна. Был ряд дипломных спектаклей в Щукинском училище и театре при ГИТИСе. Пришлось поработать в Областном Московском театре, оформляя такие постановки, как «Поздняя любовь» по пьесе А. Островского и «Месяц в деревне» по И. Тургеневу».

В 1983 году Александр завершает свою учёбу.

Обаяние сцены

Его дипломной работой стало оформление спектакля «Деньги для Марии» по пьесе В. Распутина на сцене Государственного русского драматического театра имени Маяковского. Сюда он возвратился на постоянную работу в качестве художника-постановщика и почти на протяжении целого десятилетия в 80-е и в начале 90-х, оформлял произведения классических и современных авторов русской и западноевропейской литературы. Оформленные Александром спектакли смотрелись в современном ключе и были замечены не только в Таджикистане, но и получили высокую оценку зрителей и за пределами республики.

Художником созданы эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Доходное место» по А. Островскому, «Мастер и Маргарита» и «Собачье Сердце» по М. Булгакову, «Тартюф» Мольера, «Иосиф потерянный вернется в Ханаан» – по пьесе, основанной на библейской истории.

В его работах привлекают внимание неординарные декорационные решения, свободно и органично выражающие сюжетно-образные идеи драматургии.

Сценография спектаклей Александра свидетельствует о том, что он прекрасный организатор сценического пространства, в котором живут, мечтают, действуют его герои разных эпох и цивилизаций.

Движением смычка вращается шар земной.

Александр работал в ведущих театрах столицы Таджикистана. За пределами республики им были оформлены спектакли «Каждый год в тот же день» по пьесе Бернарда Слэйда в Ташкенте, в Государственном академическом русском драматическом театре Узбекистана, а также «У моря» по пьесе Арбузова в Йошкар-Олы, в Марийском национальном театре драмы им. М. Шкетаны.

На Святой Земле

В 1991 Александр с семьёй репатриировался в Израиль, который принял безоговорочно. Здесь он ощутил себя востребованным и сразу же включился в художественную жизнь страны, выставляя свои произведения на продажу в галереях, участвуя в выставках и занимаясь оформительской работой. Через год он становится членом Союза художников Израиля.

Мечта художника о возможности работы в театре тоже сбылась, не заставив себя долго ждать. Десятки оформленных спектаклей Александра на иврите и русском языке по пьесам современной и классической мировой литературы были представлены на суд зрителя. Среди них стоит упомянуть «Тимон Афинский» по У. Шекспиру, «Иосиф и его братья» Т. Манна, «Королевские игры» А. Стриндберга, «Принц и нищий» М. Твена и другие.

Диапазон оформленных спектаклей Александра широк, среди них и драматические, и музыкальные.

О своей работе в театре Александр рассказывает так: «В Израиле я начал с оформления шоу и праздничных концертов. Сотрудничал с выдающимся актёром и режиссёром Мишей Ашеровым из театра Габима, а также создателем детского театра Бимама. Несколько лет я работал в театре Пизмон хозер с Яэль Левинштейн.

Хочу выделить спектакли «Принцесса и нищая» и «Лорра». Также сотрудничал с молодежным театром, оформляя спектакли с режиссёрами Цахи Корена и Бенни Эльбаза. Работаю регулярно с большим мастером сцены, режиссёром и драматургом Иоси Джойс Коэном, с которым мы завоевали призовые места на израильских фестивалях. Оформил несколько постановок в театре Таир с режиссёром Гильад Альпаси».

Александр более 20 лет работает в соавторстве с известным режиссером, создателем Челябинского камерного театра Евгением Фалевичем. Творческая работа двух мастеров увенчалась созданием в Театроне, в городе Холон , успешных в Израиле спектаклей: «Колесо судьбы» по М.Булгакову, «Барон Мюнхаузен» Р. Распе, «Тиль Уленшпигель» по Г. Горину, «Принц и нищий» М. Твена, «Свадьба» по А. Чехову и другие.

Здесь хотелось бы процитировать слова Е. Фалевича об Александре: «Я забыл, где и при каких обстоятельствах мы впервые встретились… Возможно, он никогда и не исчезал из моей жизни. Его нестандартный образный подход к драматургическому материалу, внутреннее чутьё пространственного решения спектакля — все это основы, заложенные в нём школой-студии МХАТ».

К вершинам успеха

Художник и режиссёр, работая в экстремальных условиях (без материальной поддержки со стороны), создают экстраординарные спектакли высокого класса. Знания в области искусства и культуры прошлого, а также истории и этнографии позволяют Александру свободно реконструировать ту или иную эпоху в художественных формах.

В комедийной постановке «Мнимый больной» по Мольеру Александр в оформлении использует элементы барочного стиля – витиеватые, изогнутые линий в декоре, выражающие стремления художника воссоздать атмосферу в стиле искусства 17 века. А в «Лисистрате» древнегреческого драматурга Аристофана сценограф создаёт модели классических греческих колонн с ионическими капителями, на которых запечатлены, словно сошедшие с античных ваз, образы женщин и мужчин. В «Бароне Мюнхаузене» художник использует сюжетно-повествовательную инсталляцию в виде передвижных стендов с изображением портрета фантазера-мечтателя и связанных с его именем атрибутов в манере эпохи 18 века.

Сцена из спектакля “Свадьба”

А в «Свадьбе» по А. Чехову художник применяет в оформлении элементы русского модернизма конца 19 века. В оформлении спектакля «Все в саду» Э. Олби, американского драматурга, сценограф строит конструкции в виде ажурных перегородок с растительным орнаментом, создающие атмосферу Райского сада, на фоне которого разворачиваются человеческие драмы и трагедии. Благодаря умению Александра мыслить архитектурными категориями и мастерству, театральное представление становится своеобразным феноменом, и у зрителя возникает глубокое чувство сопричастности к происходящему.

Александр также участвует в проектах по оформлению спектаклей в соавторстве с деятелями бухарскоеврейской культуры. Он в 1994 году совместно с Мишей Ашеровым поставил спектакль « Дорога из Самарканда в Иерусалим», основанной на мемуарах режиссера. В 1995 году Александр в соавторстве с режиссёром Амнуном Давыдовым создал спектакль «Свадьба с приданым». Он также сотрудничал с режиссерами–постановщиками Народным артистом Таджикистана Борисом Наматиевым и Народным артистом Узбекистана Сосоном Беньяминовым в оформлении спектаклей «Левича. Певец его Превосходительства» и «Проделки Майсары» Соломона Юдакова.

Одна из последних работ Александра – оформление спектакля «Зебуниссо» по произведению Роберта Бангиева в соавторстве с режиссёром Ириной Абаевой в театре Бат-Яма.

Живопись –
исповедь души

В Израиле у Александра раскрылся талант живописца. Главное место в творчестве художника занимает образ Иерусалима, вечного города, известного, как Йерушалаим Шель Захав. Этот город в образе Небесного Иерусалима был увековечен многими поколениями художников западноевропейского искусства. Александр, воспевая её красоту и святость, воплотил своё видение в серии работ, в которых художник использует плоскостное изображение, условность и с позолотой мягкую цветовую гармонию. История Иерусалима реконструирована археологами по древним монетам, что и воодушевило художника на создание произведений в смешанной технике с использованием монет, имитирующих орнамент мозаики.

В талантливо исполненных полотнах «Город Давида» и «Мелодии Золотого города» художник использует технику многослойного акрила с применением сусального золота и добивается эффекта рельефности и особой выразительности изображения.

В живописном полотне «В паутине пространства и времени» Александр создаёт квадратную композицию с кругом, в центре которого образ женщины, играющей на виолончели, олицетворяющей образ Израиля.

Художник использует метод фрагментарности в изображении фона в этой картине, состоящей из мозаики миниатюрных образов Храма, семисвечника, куполов и арок архитектуры и т.д.

В своих поисках в изобразительном искусстве Александр смело раздвигает рамки традиций и создаёт инсталляции, в которых использует разные техники и виды искусства. В арт-объекте «Иерусалим – гранат раздора», написанном акрилом, настоящая пила вмонтирована в центре композиции в виде выпуклого барельефа, которая выходит за рамки картины. В этом эмоционально заряженном произведении художник выражает свои размышления об экзистенциалистском состоянии современного мира.

Классическая музыка занимает большое место в творчестве Александра. В композициях «Последний Гимн», «Движением смычка вращается шар земной», посвященной великому физику А. Эйнштейну, «Мелодии Среднеземноморья», «Музыкальная пауза» мастер энергичными и динамичными мазками волнообразной формы на холсте передаёт ритмы и эмоции мелодий разных инструментов (арфы, скрипки, виолончели и др.).

Александр Аврахам Леви – художник , наделенный огромным даром. К чему бы ни прикасалась его рука, будь то скульптура, фреска, витраж и т.д., всё превращается в настоящее произведение искусства. Его творчество стало неотъемлемой частью культурной жизни Израиля.

Фото из архива
художника А. Леви

Зоя Борухова,
Торонто

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *