наша Гордость
2 мая 1906 – 15 июня 1969 (28 Сиван)
«Учитывая большой вклад в социально-экономическое развитие Сиабского района, принимая во внимание ходатайство общественных организаций, с целью увековечения памяти Ильёву Ильязаровича ХАНИМОВА Исполком Сиабского районного совет решил:
1.Переименовать улицу Китабскую в улицу Ханимова.
2.Просить Исполком Самаркандского Облсовета утвердить данное решение.
Председатель Сиабского райисполкома И. Бадалов.
Секретарь исполкома Ф. Кадыров».
Этот указ был издан в 1983 году. Табличка с названием улицы продолжает напоминать об яркой жизни и заслугах Ильёву Ханимова.
Прошло 56 лет с тех пор, как он ушёл из жизни. Прожив всего лишь 63 года, он оставил глубокий след в сердцах людей.
Перед моими глазами, как кадры кинохроники, проходит день похорон. Сколько было людей разных национальностей, сколько было делегаций от сельских районов: Булунгурского, Нарпайского, Джамбайского, Самаркандсельского, где Ханимов в разные годы работал Первым секретарём райкома партии! Прилегающие к его дому улицы были переполнены. У всех на глазах скорбь и горе. Много было выступающих.

Представитель Нарпайского района рассказал, как в 1942 году во время селевого потока Ильёву бросился в бурлящую воду и открыл проход, чем спас целый кишлак от затопления. И как при нём был построен канал, сахарный завод и участок Нарпайского водохранилища.
Посланец Самаркандсельского района говорил об его выдающихся организаторских способностях, которые проявились при строительстве канала Янгиарык за предельно короткий срок, при освоении новых орошаемых земель, а также при постройке Первомайской плотины.
Представители Сиабского района, где он в 1944 году был избран первым секретарём райкома партии, рассказывали, как Ильёву Ханимов усердно занимался благоустройством района, позаботился о строительстве чайханы имени Алишера Навои, парка, фонтана, летнего Драматического театра имени Хамида Алимджана и Театра юного зрителя, кинотеатра имени Навои, стекольного завода. Вспоминали об его роли в благоустройстве кладбища бухарских евреев и мусульман, о том, какое участие он принимал в организации встречи эшелона с осиротевшими во время Второй мировой войны детьми. Он сам приютил русскую девочку Люду, которую воспитывал до окончания войны. В 1946 году нашлись ее родственники, которые приехали в Самарканд, со слезами на глазах благодарили семью Ханимовых и вернулись с ней на родину.
Девочка плакала и не хотела оставлять гостеприимный дом Ханимовых, который стал и её родным домом.
По его инициативе было собрано более миллиона рублей для строительства самолёта, который был отправлен на фронт.
За свой самоотверженный труд И. И. Ханимов получил благодарственную телеграмму за подписью И.В. Сталина и М.И. Калинина.
Можно привести много других примеров его плодотворной деятельности. В частности, знаменитая бани Гумбаз, по улице Худжумской, рядом с синагогой Гумбаз, долгое время бездействовала, так как не могли устранить технические проблемы водоснабжения. В 1944 году Ханимов все-таки добился, чтобы эти проблемы были решены. Отремонтировали и отреставрировали не просто баню, а памятник материальной культуры бухарских евреев 19 века.

Другие важные инициативы касались освоения пустующих участков «Пушти гористони»на улицах Бухарской и Гиждуванской. Началось строительство домов, появилась чайхана в квартале «Восток».
В период работы И.И. Ханимова Первым секретарём Сиабского райкома партии многие бухарские евреи получили руководящие должности. Например, директорами школ №№ 23, 25 и 26 были назначены Г. Норматов, М. Сулейманов, Р. Муллокандов, руководителем районо – А. Батуров, а директором артели –Яэль Балхиева.
В Самарканде, в центре бухарскоеврейского кладбища, напротив хонако стоит надгробный памятник Ильёву Ильязаровичу Ханимову.
Как складывалась его жизнь?
Родился он 2 мая 1906 года в семье Илёзора Ханимова, управляющего домами известного богача Ёнатона Муллокандова. Его мать Ёэльтов – внучка крупнейшего землевладельца и купца Первой гильдии Российской империи Бенямина (Амина) Кобули.
В семье Илёзора Ханимова было шестеро детей. Самым старшим из них был Ильёву. Начальное образование получил в религиозной школе, обладал очень приятным, привлекательным голосом и, когда был ещё очень молодым, его часто приглашали петь в синагоге.
В 1922 году эпидемия сыпного тифа унесла из жизни его отца. Перед смертью отец завещал Ильёву быть отныне главой семьи и заботиться о матери, братьях и сёстрах. Так началась его трудовая биография. Работал он и мардикором, и помощником мастера сапожника, рабочим на винзаводе, участвовал в компании по ликвидации банды басмачей Сурхандарьинской области, председателем колхоза, секретарём райкома партии.

В 1952 году в связи с болезнью он подаёт заявление об освобождении от должности первого секретаря райкома партии. Учитывая его талант организатора, Ильёву направили на очень трудный участок – директором горпищеторга, а затем макаронной фабрики. Где бы он ни работал, проявлял глубокую порядочность, честность и был необыкновенно скромным. Он жил в центре бухарско-еврейской махалли, его жизнь была у всех на виду. Двери его дома всегда были открыты. Люди шли за советом, помощью, а порой и просто за добрым словом.
Ханимов был лично знаком с Первым секретарём ЦК КП Узбекистана Усманом Юсуповым и пользовался его доверием и уважением.
Немалую роль Ханимов сыграл в становлении тогда ещё молодого Шарафа Рашидовича Рашидова, будущего Первого секретаря ЦК КП Узбекистана.
Немало добрых и благородных деяний успел свершить в своей жизни Ильёву Ильязарович Ханимов.
После выхода на пенсию в 1966 году он полностью вернулся в лоно иудаизма и посвятил себя изучению Торы, которую читал на иврите, так как учился в еврейской школе.
15 июня 1969 года его сердце перестало биться.
После себя И. И. Ханимов оставил бесценное богатство – доброе имя – своим детям, которые по праву гордятся им, идут по его стопам, помогая не только родной общине, но и всему Самарканду, которому он посвятил всю свою жизнь.
Память о нем жива в сердцах людей. Отрадно, что его внуку, Роману Андреевичу Ханимову, по наследству перешли гены деда: у него такие же организаторские способности, и он, эмигрировав в Америку, ярко заявил о себе в Нью-Йорке в качестве общественного деятеля, став президентом Благотворительного фонда «Самарканд». Так доброе имя Ильёву Ильязаровича Ханимова живет в благородных делах его благодарных потомков.

Залмон Ханимов,
Квинс, Нью-Йорк
Фото из архива внука Ханимова Романа