Немного о себе.

Воспоминания

Рафаэль Некталов:

21 июня перестало биться сердце замечательного сына бухарскоеврейского народа Михаила Исааковича Давыдова.

Я его знал лично. В свое время меня с ним познакомил Борис Тахалов.

Я был дважды у него дома в Ганновере, часто общался с ним по телефону. Он хорошо знал историю родной, бухарскоеврейской общины Шахрисабза. Я поместил в нашей газете его интервью, которое он дал мне на пороге своего 80-летия.

О том, что Михаил Исаакович скончался, мне сообщил его преемник, президент общины бухарских евреев Ганновера Юрий Мотаев. Все последние годы Давыдов был почетным президентом общины Ганновера, участвовал в организации ряда важных мероприятий, в частности, международных конференций по истории и культуре бухарских евреев, решал внутриобщинные вопросы.

Жора Исхаков, известный американский меценат и просветитель, друг семьи Давыдовых, переправил мне текст мемуаров Михаила Исааковича, которые проливают свет на многие страницы истории бухарских евреев Шахрисабза.

Помещая этот текст на страницах нашей газеты, хочу выразить свое соболезнование семье Давыдовых, супруге покойного Риве, детям, родственникам в Германии, Австрии, Израиле и США в связи уходом в мир иной большого патриота нашего народа, основателя общины бухарских евреев Ганновера, умного, светлого и образованного человека, ставшего для меня символом целого поколения шахрисабзцев.

Публикуемые ниже мемуары Михаила Исааковича представляют историческую значимость, ибо открывают новые страницы в истории бухарских евреев Шахрисабза, а также иммигрантов из Узбекистана и Киргизии, покинувших эти страны в конце 20 века.

Я, Михаил Давыдов, родился 27 мая 1941 года в городе Шахрисабз, Узбекистан, в семье Исаака Давыдова (1900–1972) и Эфертоар Ишаковой-Давыдовой (1907–1979).

Начну свой рассказ с описания жизни моего деда по отцовской линии. Мой дед Шамая (1868–1973), сын Давидбоя Ургенжи и Норак, приехал со своей семьёй в Шахрисабз ещё до Октябрьской революции.

Благодаря успешной торговле галантереей, он стал одним из самых богатых людей города. Позже он возглавил большую бухарскую общину Шахрисабза, которая тогда насчитывала около 500 семей.

Моя бабушка, Савия Давыдова (1873–1962), была врачом. В её совместной с Шамаей жизни появилось 20 детей, из которых выжили только шестеро: четыре сына и две дочери. Шамая был известен, как аксакал и калонтар.

После революции 1917 года начались трудные времена. Басмачи-бандиты ворвались в синагогу и выдвинули ультиматум: «Если хотите жить, достаньте нам 1000 золотых монет; мы вернёмся через неделю, и если сумма не будет собрана, вы все будете уничтожены!» . Басмачи исчезли, и Шамая рассказал всем евреям о требовании бандитов. Члены общины смогли собрать только половину требуемой суммы, но остальное добавил сам Шамая, и наш народ был спасён.

Рядом с синагогой находились квартиры, где жили нуждающиеся люди со своими семьями. Мой дедушка всегда помогал им и поддерживал материально, за что они были ему очень благодарны.

Его родители, то есть мой прадед Давидбой Ургенжи с женой, до революции эмигрировали вместе с двумя сыновьями, Миаром и Эльхананом, в Иерусалим. Они прожили несколько лет в районе Шхуннат Бухарим.

Прадед Давидбой Ургенжи и прабабушка Норак умерли в 1914 году. Они были похоронены в Иерусалиме на Масличной горе.

Мой дед очень много сделал для своего народа. В возрасте 104 года он ходил пешком с тростью в синагогу и был самым старым и уважаемым членом общины.

Немного о себе.

У моих родителей было 9 детей: две дочери и семь сыновей. Старший сын Яков погиб в 1943 году на фронте во время Второй мировой войны. Сегодня из нас остались только двое.

С 1947 по 1957 год я учился в школе, где преподавание велось на бухарскоеврейском языке. После окончания школы я получил образование в области кинематографии в техникуме города Ташкента. Окончив его, я вернулся в Шахрисабз и работал техническим директором в широкоэкранном кинотеатре. В 1966 году мне было присвоено звание «Отличный работник культуры СССР» .

В августе 1961 года я женился на прекрасной молодой девушке Риве Джураевой -Давыдовой, дочери Матата Джураева (1901–1947) и Брахи Аминовой (1910–2001). Рива после окончания 10 класса прошла обучение в медицинском техникуме и затем работала медсестрой в клинике Шахрисабза. У нас с ней шестеро детей: четыре сына и две дочери.

В начале 1970 года мы всей семьёй переехали в город Фрунзе (ныне Бишкек). Начало было для нас очень тяжёлым. К счастью, мы быстро нашли контакт с родственниками. Тогда нас поддержали Шамоэль Ишаков и его дети Арон, Ёра, Лиза, Уриэль, а также семьи Аранбаевых и Рихавов, с которыми мы после этого стали неразлучными друзьями. И ещё многие другие люди поддерживали нас в городе Фрунзе.

Я всегда ходил в синагогу. Два года я был председателем общины и казначеем при раввине Иммануиле Кандинове.

Это были лучшие годы нашей жизни. Наши дети женились и вышли замуж. И, как распорядилась судьба, вся наша большая семья (более 20 человек) эмигрировала в Германию, точнее, в город Ганновер.

Инициатором этого переезда был Володя Байбачаев, который встретил меня вместе с моими сыновьями Аркадием и Димой. Это был незабываемый день!

Володя и другие помогли нам здесь устроиться. Он часто приходил к нам. Он давал нам хорошие и полезные советы.

Я узнал, где находится синагога, и мы с женой поехали туда. Члены общины охотно общались с нами, и, конечно, мы отличались от ашкеназских евреев. Они раньше не знали бухарских евреев. Со временем установились близкие дружеские отношения с господином Литваном и другими членами Еврейской общины Ганновера. Уже через год меня избрали членом правления общины.

Я оставался в составе правления восемь лет.

Передо мной стояла большая задача – создание бухарскоеврейской общины. Ортодоксальная синагога Ганновера предоставила нам помещение бывшего детского сада для организации культурного центра, а также небольшой зал для молитв. Оба помещения находились в запущенном состоянии и требовали ремонта. Этот ремонт был проведён членами общины.

В 2002 году в Ганновере была зарегистрирована первая в Германии бухарскоеврейская община. В конце того же года мы получили от спонсоров из Вены, Бориса Юсупова и Бени Мотаева, свитки Торы и Хафтары.

Для всей общины это было огромным праздником.

Этот дар дал нам новые силы и мотивировал к дальнейшему развитию. Были созданы организации при общине: совет старейшин, женский совет, молодёжный центр, социальная служба и другие.

9 сентября 2009 года – исторический день для нас: состоялось открытие первого (и пока единственного в Германии) еврейско-бухарско-сефардского культурно-религиозного центра и синагоги! На торжественной церемонии присутствовали представители религиозных организаций, ассоциаций, а также гости из других стран.

Но со временем общине стало тесно в прежних стенах. И вот, благодаря Божьей помощи, мы нашли большой участок с постройками в самом центре города. Уже в 2012 году там был основан центр для всех бухарских евреев Германии. Была начата масштабная реконструкция и обустройство синагоги, которую по праву называют одной из самых красивых в Германии.

Нас поддерживали все члены нашей общины, а также Земельный союз еврейских общин Нижней Саксонии и наши друзья из Израиля и Вены, которые помогали нам в ремонте и обустройстве. И вот 6 июня 2013 года состоялось торжественное открытие Центра бухарских евреев Германии! Мы приняли более 300 гостей из Германии, Австрии, США и Израиля. В тот же день община получила в подарок ещё два свитка Торы. Гости высказали нам много тёплых слов и пожеланий. После официальной части представители общины вынесли свитки Торы во двор, где все под народную музыку танцевали, а затем пронесли их вокруг здания под аплодисменты и музыкальное сопровождение.

Установились очень тесные дружеские отношения со всеми еврейскими общинами Германии, Австрии, Израиля и США.

Сегодня перед нами стоят задачи по созданию детского сада, миквы и праздничного зала.

В 2016 году, после почти 20 лет руководства, я по возрасту сложил с себя полномочия председателя общины. Я благодарен членам правления, с которыми мы прошли этот тернистый путь. И, насколько это возможно, я участвую в жизни общины, как почётный председатель, и буду участвовать и в будущем.

Центр бухарских евреев Нью-Йорка выражает искренние и глубокие соболезнования семье Давыдовых, супруге Риве и детям покойного, а также всей общине г. Ганновера в связи с этой невосполнимой утратой – уходом в мир иной славного сына нашего народа, первого президента общины бухарских евреев Ганновера Михаила Исааковича Давыдова.

Михаил Исаакович Давыдов прожил большую и достойную жизнь, был гордостью бухарских евреев Узбекистана, Киргизии и Германии. Он посвятил свою жизнь служению народу, который будет помнить его благородные дела и личное участие в построении общины бухарских евреев города Ганновера.

Память о нем сохранится в наших сердцах.

Леон Некталов, президент Центра бухарских евреев

Эзро Малаков, народный артист Узбекистана

Рафаэль Некталов, главный редактор газеты The Bukharian Times

Эльханон Пинхасов, президент фонда «Шахрисабз»

Поэт, композитор и макомист Рошель Рубинов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *