THE BUKHARIAN TIMES

26 октября 2025 года в ресторане “Le Chaim” состоялся памятный вечер, организованный потомками Мурдахая Хахама hакоэн бен Хаим (1860–1941) — основателя рода Хохом в Кармана.

На этот вечер были приглашены известные раввины Ильяву Абаржель (Израиль), рав Ювал Нофф (Балтимор), Михаил Аминов (Финикс); раввины из Нью-Йорка: Шломо Нисанов, Рафаэль Рыбаков, Авром Табибов, Арон Хен, Брикс.

История авлода

Мурдахай Хахам hакоэн бен Хаим родился в иранском городе Мешхеде, прибыл в Кармана по торговым делам, и остался в этом городе, куда стали съезжаться бухарские евреи из разных городов Бухарского эмирата и Российской империи.

Среди своих сородичей в общине он был больше известен под прозвищем Хахам–Мудрец. Такое прозвище закрепилось за ним из-за его глубоких познаний основ Торы и Талмуда. Известен был и тем, что владел ивритом, был переписчиком книг на лашон haкодеш, умел писать мезузы и составлять надписи на могильных камнях.

Мурдахай Хахам был также широко известен в общине как врачеватель — табиб. Знал и умел готовить лечебные травы и снадобья от разных хворей и болезней. После его кончины, в его сундуке, обитом железом, было обнаружено много старинных и редких еврейских книг, чудом сохранившихся во время погрома. Этими бесценными книгами ещё долго пользовались знатоки Торы и врачеватели еврейской общины Кармана.

По рассказам близких и родственников, в Мешхеде, откуда он был родом, у него была семья и пятеро детей. В тот год, когда он попал в Кармана, началась Первая мировая война, закрылись все границы, и Мурдахай Хахам не сумел вернуться обратно к своей семье в Иран.

Несмотря на опасности, он неоднократно пытался вырваться туда, но из этого ничего не выходило.

Вплоть до самой своей кончины он различными путями старался поддерживать связь с семьёй, оставленной по ту сторону границы, но не часто это удавалось. В Кармана у него была бакалейная лавка, которая приносила неплохой доход. Он купил дом, но всё ещё мечтал вернуться к семье, поэтому долгое время не заводил новую семью.

После захвата власти большевиками, в 1918 году, в Кармана Красной Армией был учинён погром, и Мурдахай Хахам потерял всё своё имущество, в том числе дом и лавку, которые были сожжены погромщиками, а сам он бежал в другой город. Через несколько месяцев, вернувшись обратно, ему пришлось жить в семье своего друга Михоэли Джавара.

В 1919 году, после неоднократных обращений, ему, как погорельцу, дали большой участок земли, где он построил дом и занимался огородничеством.

Во времена НЭПа, с 1921 по 1928 год, Мурдахай Хохом трудился в сельскохозяйственной артели, организованной братьями Хаимовыми (из рода Домло). Впоследствии он подрабатывал лечением и продажей лечебных трав.

Из-за этой деятельности его однажды привлекли к ответственности, посадили в тюрьму и конфисковали всё имущество. Но за него заступились руководители общины, которые добились его оправдания и возврата всего отобранного.

В 1941 году Мурдахай Хахам hакоэн бен Хаим вернул свою душу Хашему, оставив после себя доброе имя и богоугодные поступки. Он похоронен на еврейском кладбище Кармана.

Потомки Мурдахая Хахама hакоэн бен Хаим выражают искреннюю благодарность раввину Ильяву Абарджелю, который принял приглашение посетить памятный вечер и всех благословить.

Память о нём сохранится в наших сердцах.

Благодарные потомки:

внуки – Абохай, Исаак, Симха, Або Миер, Шалом, Мурдахай, Авром, Михоэль, Авнер, Гершон Хаимовы; 

правнуки:  Гершон, Иехуда, Итан, Элиазар, Хаимовы.

Фото М.Рубинова