Наш ответ антисемитам и их приспешникам

Рафаэль Некталов
Иерусалим – Нью-Йорк – Холлис- Хиллз

21 сентября 2025 года семья Эдуарда и Фриды Некталовых торжественно внесла свиток Торы в Канесои Калон. Новый свиток был посвящен родителям Эдуарда – Борису и Майе Некталовым в память о бабушке Тамаре Некталовой-Исхакбаевой.

21 сентября 2025 года семья Эдуарда и Фриды Некталовых торжественно внесла свиток Торы в Канесои Калон. Новый свиток был посвящен родителям Эдуарда – Борису и Майе Некталовым в память о бабушке Тамаре Некталовой-Исхакбаевой.

Но сначала раввины и соферы собрались в доме Эдуарда Борисовича Некталова, известного филантропа и мецената, для того, чтобы вписать первые буквы в новый свиток Торы, затем двинуться радостным и торжественным парадом по 110-й улице, а после этого свернуть на Квинс-бульвар.

Такое бывало и прежде, но почему врезалось в мою память именно это шествие с танцами, возгласами к Хашему, Израилю, всему миру?

Потому что я днем раньше был приглашен в ООН и видел небольшую кучку “демонстрантов”, может быть, даже кем-то нанятых,человек семь. Расположившись напротив здания на Первой авеню, они били в маленькие барабанчики, выкрикивая антиизраильские лозунги. Конечно, об этой группке можно было бы не упоминать. Этот жалкий пикет – не бог весть что. Тем не менее крикуны рядом с ООН напоминали о том, в какие опасные времена живут сегодня евреи. Антисемитские выходки по всему миру, антиизраильские демонстрации в европейских столицах, признание палестинского государства со стороны держав “Большой Семерки”, что, безусловно, является подарком ХАМАСу. Казалось бы, есть от чего приуныть. Однако шествие с Торой по улицам Квинса вызвало у меня совсем другое настроение – уверенность в том, что и на этот раз антисемиты нас не одолеют.

И в самом деле, какой контраст по сравнению с эпизодом около ООН! Я иду вместе со своим авлодом, родней, близкими друзьями и вижу, как приветливо смотрят, мило улыбаясь, прохожие, некоторые из них хлопают в такт хасидским, бухарскоеврейским песням, танцам, сопровождающим свиток Торы, которую везут на специальном мицва-басе.

Офицер полиции Кинг шел за полсотни метров впереди колоны, а за ним двигалась охрана на машинах. На некоторое время было остановлено движение на Квинс-бульваре.

Впервые я услышал, как бухарскоеврейские музыканты исполняли родные напевы вперемешку с ашкеназскими. Тем самым подчёркивалась монолитность еврейского народа, которого объединяет Тора и Израиль.

В синагогу вместе со своим сыном Эдуардом гордо внес свиток Торы Борис Некталов – сын моего дяди, Ханана Некталова, героя Второй мировой войны, который вернулся с фронта искалеченным. Но его ждала первая красавица Ташкента, Тамара Исхакбаева, умная, толковая, сильная и волевая женщина, ставшая для него верной спутнице жизни, матерью прекрасных детей.

– Я написал новый свиток Торы, чтобы воздать должное моим родителям, Майе и Борису Некталовым, при жизни! – сказал мне Эдик Некталов. – В эти дни также мы отмечали третью годовщину смерти нашей любимой бабушки Тамары, которая вместе с дедушкой Хананом, в первые послевоенные годы все начали с нуля и добились таких успехов! Построили свой дом, семью, воспитали замечательных детей и стали для нас примером стойкости и мужества! Также мы посвятили этот свиток Изгиэлю Бабаеву, Пнине Авезбадаловой и недавно покинувшему этот мир моему дяде, Рахмину Роме Некталову.

Это прекрасная семья долго шла к этому дню. Как сказал главный раввин бухарских евреев США и Канады Барух Бабаев, открывая семейное торжество, “в течение трех лет почти завершенный свиток Торы ждал этого дня и часа. И теперь он наступил, и мы имеем возможность отметить два события: памятный день Тамары Некталовой и внесение нового свитка в Канесои Калон”.

– Я горжусь тем, что делает для общины наш племянник Эдуард, который торжественно вместе с отцом внес новый свиток в нашу синагогу – Центр бухарских евреев, – сказал почетный вице-президент общины Роман Мордухаевич Некталов. – Наше будущее – в надежных руках!

Надо было видеть, с какой радостью и гордостью за своего племянника высокого поднимая Тору, танцевал Альберт Некталов.

– Жаль, что наши родители Хайка и Ханан Некталовы не дожили до этих славных дней! – воскликнул он. – Они бы очень гордились своими потомками.

Среди спонсоров свитка Торы значатся также имена Эльханана и Леоры Коптиевых, Ронена и Мазал Малаковых, Беньямина и Наоми Кандхоровых, Даниэллы Некталовой

Всю церемонию провел рав Барух Бабаев. На сцене выступил ансамбль под руководством Рошеля Рубинова, с участием Ильи Хавасова и Яши Рубинова, Был показан документальный фильм, посвященный истории написания этого свитка. С экрана звучали благословения бабушки Тамары, и зал с замиранием сердца слушал ее ровную, правильную речь, четкую дикцию и те пожелания, которые были ею высказаны в те дни.

Я покидал этот праздник с чувством гордости за наш авлод, за большой и сплоченный род Некталовых, объединенный верой в Хашема и любовью к Израилю.

В день Нового года, встретившись с Эдуардом Борисовичем Некталовым, я крепко пожал ему руку и выразил свое восхищение его желанием служить не только своей семье, авлоду, но и всей бухарскоеврейской общине города.

Фото автора