THE BUKHARIAN TIMES

Моше Калонтар и наше время

Сразу несколько круглых дат отмечалось в течение трех дней с участием гостей и общественности города. Это — 145-летие со дня смерти основателя еврейской общины Самарканда Моше бен Илёву Абулхайра Калонтара (1815 – 1878), 180-летие создания еврейского квартала «Шарк» — «Восток» — «Мизрах», и 100-летие начала работы Исаака Лурье над этнографической коллекцией, ставшей основой еврейского музея в Самарканде.
Как отметил 13 августа, во время открытия научно-практической конференции «Моше Калонтар и его время» в Самаркандском краеведческом музее, в своем приветственном обращении Леви Леваев – президент Всемирного Конгресса бухарских евреев, который от его имени зачитал вице-президент Конгресса, президент Фонда «Таджикистан» Майкл Завулунов: «Все перечисленные даты имеют непреходящую духовную и историческую ценность».
Пости все гости, приехавшие из США, Израиля, Германии, Италии расположились в комфортабельном отеле «Oltyn Samarkand», ставший штабом оргкомитета «Недели бухарскоеврейского наследия Самарканда».
«Неделя купца» была открыта 11 августа величественным Шабатоном, который проходил на летней террасе Golden Samarkand. Более 200 гостей как одна семья собралась за красиво сервированными столами, чтобы отметить памятную дату Моше Калонтара.
Несмотря на то, что Шаббат проходил на открытой площадке, гости внимательно выслушали выступления раввинов Шломо Бабаева, Давида Акилова, рава Йосефа Натанова, рава Пинхаса Кандхорова, которые провели на достойном и высоком духовном уровне эти торжественные дни.
Участников «Недели наследия бухарских евреев» приветствовали: Марик Калонтаров, Рафаэль Некталов, израильский политик, кандидат на пост мэра города Ор-Йехуда Жанна Коэн.

Я горда тем, что присутствую на этом событии, на которое съехались наши соплеменники с Израиля, Германии, США, а инициировал и спонтировал его мой одноклассник, друг детства и юности Мошиях Марик Калонтаров, ставший одним из ярких лидеров самаркандцев, ныне проживающих в Нью-Йорке, — сказала она.
13 августа члены «Недели наследия бухарских евреев» отправились в Шахрисабз, на родину Моше Калонтара и его отца Илёву Абулхайра. Однако, могила была не найдена: в свое время ее кто-то закопал во время реконструкции, и пропала надгробная надпись. Прибывший на это место Илья Чульпаев не смог ее найти. Я был здесь 30 лет назад! Но увы. На этом месте просто какой-то цемент! А памятный знак неизвестно, где находится! – сокрушался он.
В этот же вечер была завершена запись нового свитка Торы.
Каждого, кого пригласили для записи своей буквы, Мошиях Марик Калонтаров одарил золотошвейными халатами, и … никакого аукциона, сбора средств, которые всегда сопутствуют этой благородной акции.
О том, как прошел этот незабываемый вечер мы напишем в специальной статье, в следующем номере газеты.

15 августа состоялась конференция «Моше Калонтар и его время».
С раннего утра здесь было многолюдно. Организатор конференции координатор Конгресса бухарских евреев США и Канады, главный редактор газеты The Bukharian Times Рафаэль Некталов лично встречал всех участников международного форума. Место это выбрано неслучайно. Авроми Калам Калонтаров (1866–1951) приходится внуком легендарному Моше Калонтару, и, как его именитый предок, отличался не только своими успехами в бизнесе, но и широкой благотворительной деятельностью.
А величественный зал поражал своим уникальным убранством, дизайном, который вобрал в себя особенности европейской и среднеазиатской архитектуры.

В конференции приняли участие: Давид Калонтаров, координатор академических проектов в Центре по изучению еврейских общин Кавказа и Средней Азии (Ариэльский Университет), Илья Дворкин — сотрудник Университетского центра преподавания еврейской цивилизации Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль), Урдашев Бахтиер — доцент, кандидат философских наук (Узбекистан), Барух Бабаев — главный раввин бухарских евреев США и Канады, Камолиддин Улашев — архитектор, директор Самаркандского областного краеведческого музея, Алексей Улько, культуролог, лингвист, арт-критик, консультант (Узбекистан), Аарон Паз, исследователь и популяризатор истории бухарских евреев в Израиле, фотохудожник, преподаватель истории искусств (Израиль), Аркадий Исахаров (Узбекистан) и другие ученые.
Главный редактор одной из старейших газет Узбекистана «Самаркандский вестник» Анастасия Павленко также присутствовала на ней.
Самарканд, расположенный на перекрестке торговых путей, на протяжении всей своей почти трехтысячелетней истории был местом, где удивительным образом сплетались культурные традиции различных этносов. Определенное влияние на развитие экономики и культуры Самарканда сыграла еврейская диаспора, чей расцвет пришелся на время второй половины XIX и почти весь ХХ век. Решающее значение имел выкуп бухарскоеврейскими лидерами, среди которых был и Моше Калонтар, около девяти тысяч квадратных метров территории в Самарканде, где позднее был создан этнический квартал бухарских евреев «Шарк».

Имя Моше бен Илёву Абулхайра Калонтара золотыми буквами вписано в историю бухарских евреев, — говорит организатор мероприятия, объединившего страны и народы, исполнительный директор Фонда им. Ицхака Мавашева – Центра по изучению наследия бухарских евреев в диаспоре США, редактор еженедельной газеты The Bukharian Times Рафаэль Некталов. — Этих почестей Моше Калонтар заслужил благодаря своему необъятному вкладу в сокровищницу истории нашего народа. Главное из них — создание экономической, культурной и духовной основы для сохранения и развития этноса бухарских евреев. Безусловно, важнейшее значение имеет приобретение им земельного участка для создания жилого квартала бухарскоеврейской общины, возведение синагоги, кладбища, школы для детей, общественной бани, торгового центра, рабочих мест для ремесленников.
На историческое мероприятие в Самарканд приехали потомки Моше Калонтара – представители еврейских аристократических родов Калонтаровых, Кандхоровых и Норматовых, а также другие известные деятели общин бухарских евреев США, Канады, Австрии, Германии, Израиля, России и Австралии. Более 160 человек совершили экскурсию по памятным местам диаспоры, включая синагогу и кладбище.Мне посчастливилось принять участие в удивительном празднике бухарских евреев Сефар-тое, — говорит общественный и политический деятель, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Узбекистана в Таджикистане, кандидат философских наук, писатель Бахтиер Урдашев. — Это торжественное написание нового свитка Торы, посвященного памяти Моше Калонтара и его потомков для синагоги «Гумбаз», построенной Рафаэлем Калонтаровым в 1891 году в еврейском квартале Самарканда. Видеть невероятную сплоченность духа в глазах участников этого духовно-культурного мероприятия, ощущать энергетику единения – поистине впечатления колоссальные, которые трудно передать словами.
По словам ученого, который чуть позже выступил с докладом на конференции «Моше бен Илёву Абулхайр Калонтар и его время» в Самаркандском краеведческом областном музее, феномен бухарскоеврейского этноса, по аналогии с «русским миром», смело и без натяжки можно назвать «бухарскоеврейским миром».Очень много эксклюзивно привлекательного и поучительного в истории и реально функционирующем до наших дней культурно-ментальном наследии бухарских евреев, что могло бы служить уроками для нас, их соотечественников, — отметил Бахтиер Султанович. — За тысячелетия своей истории этот народ аккумулировал в себе некоторые важные ментальные особенности мировосприятия, отношения к собственной идентичности и окружающему миру. Наши дорогие братья являются носителями незыблемой на протяжении веков системы судьбоносных ценностных установок, символов веры и убеждений, жизненных традиций. Речь идет о накрепко вплетенных в ткань миропонимания бухарских евреев духовных ценностях и ресурсах самосохранения и воспроизводства, обеспечения себе достойных жизненных условий. При этом, отличия в базовых основаниях этногенеза бухарских евреев от узбеков, таджиков и других никак не являются непреодолимой преградой на этом пути. Особенно, с учетом общего длительного опыта совместной жизни, обоюдной предрасположенности к активному диалогу и взаимопроникновению культур, безусловное преобладание позитивных нарративов и общей тональности в оценках друг друга.
На конференции, помимо историко-биографических аспектов личности Моше Калонтара, поднимались также важные проблемы изучения культурного наследия бухарских евреев, сохранения еврейского квартала «Шарк» в Самарканде, который с остальными архитектурными, археологическими, религиозными и культурными памятниками, объектами древнего города, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.»
Директор музея К. Улашев представил участникам конференции новый каталог, изданный Самаркандским областным краеведческим музеем при спонсорской поддержке Мошияха Марика Калонтарова на узбекском, английском и русском языках «Евреи края в прошлом и настоящем», вызвавший большой интерес.
(Подробнее о ходе конференции, принятом меморандуме читайте в очередном номере газеты)

ПОМИНАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР

14 августа в доме Аврама Исхаковича Калонтарова, ставшего музеем, прошел поминальный вечер, который проводился в этом доме ровно 99 лет назад! Его прекрасно провели главный раввин бухарских евреев США и Канады Барух Бабаев и рав Давид Калонтаров. Репортаж с этого вечера также вы прочтете в следующем номере газеты.
Это не просто совпадения. Это история!
Как не стало совпадением дата 15 августа 1878 года и 15 августа 2023 года, когда мы все отправились на кладбище именно со стороны улицы Кожзаводской, чтобы пройти тот последний путь, по которому прошли тысячи евреев, чтобы проводить своего лидера 145 лет тому назад.
Все эти пять дней стали важным событием в новейшей истории бухарских евреев и вклада Мошияха Калонтарова в дело увековечивания памяти выдающихся лидеров бухарскоеврейской общины Самарканда в течение трех веков проживания на этой благодатной земле.
Мошиях Марик Калонтаров приехал со всей своей семьей: мама, супруга, дети. Они участвовали во всех мероприятиях и понимали значимость события, которое было инициировано их отцом. Его сопровождали родственники из Германии и Израиля.

Жаль, что не смог приехать в Самарканд отец, Моник Калонтаров. Глядя на масштаб деяний своего сына, его искреннее желание и способность осуществлять крупные международные проекты по увековечиванию памяти своих предков, он встал на один ряд с такого класса лидерами, как Лев Авнерович Леваев, Рахмин Мордухаевич Некталов и Борис Эфраимович Кандов, предки которых тоже покоятся на святой земле самаркандского еврейского кладбища, — отметил Р.Б. Некталов. Продолжение следует