Каждые пять лет, когда в Израиле проводятся муниципальные выборы, мы наблюдаем все тот же печальный тренд: разобщенность бухарских евреев и их отстраненность от политического процесса. Мы много говорим о том, что бухарские евреи известны своей взаимовыручкой, культурной и общинной солидарностью. Но эти прекрасные качества совершенно не проявляются, как только речь заходит об израильской политике, особенно о политике на муниципальном уровне. Почему это происходит? Об этом главный редактор The Bukharian Times Рафаэль Некталов беседует со своим коллегой, редактором газеты «Менора» Леонидом Елизаровым.
Леонид, в городах Израиля 31 октября состоятся муниципальные выборы. Могут ли бухарские евреи стать на этих выборах реальной, значимой силой?
Думаю, что нет. Наша община плохо «играет» в реальную политику. Возьмем, к примеру, Тель-Авив. На юге этого мегаполиса живет самое большое число бухарских евреев в Израиле. И как эта сила реализует себя в местной политике? К сожалению, никак. Нет, конечно, бухарские евреи деловой столицы Израиля поддерживают определенные партии. Но «любовь» эта явно односторонняя.
Потому что сразу после выборов у политиков и партий, опиравшихся, когда им было нужно, на наши голоса, сразу же находятся более важные заботы. Впрочем, разве только политики в этом виноваты?
Тот же мэр Тель-Авива Рон Хульдаи много лет прекрасно относится к бухарским евреям. Но с кем ему работать, если в горсовете нет ни одного депутата-бухарского еврея, который бы представлял интересы именно общины, а не политической партии?
Может, Тель-Авив – исключение из правил?
К сожалению, нет. Похожая ситуация наблюдается и в Ашдоде, Ашкелоне, Кирьят-Гате, Нетании, Бат-Яме. Мэры и депутаты городского совета с уважением относятся к представителям нашей общины, участвуют в мероприятиях, которые проводит Всемирный Конгресс бухарских евреев, приезжают в офис Конгресса, особенно часто это происходит перед выборами. Они признаются в любви к нашей общине, культуре, кухне, ведь вкусный плов – обязательная часть таких визитов. Но посмотрите сколько бухарских евреев занимают должности начальников отделов или ведущих специалистов в упомянутых муниципалитетах. Таких немного. Если точнее, то очень и очень немного. То есть, их практически нет. А ведь в общине за последние 30 лет выросло много прекрасных юристов, экономистов, социальных работников. Они востребованы везде, кроме муниципалитетов.
Другими словами, вы считаете, что без политической составляющей наша община не сможет продвигать своих людей и свои интересы на муниципальном уровне?
Нет, не все так однозначно. Есть города, где бухарские евреи нашли свое «место под солнцем» без того, чтобы общину кто-то представлял в местном совете. Отличный пример тому – город Димона. Здесь прекрасно работает Юрий Ицхаков, который является координатором отдела алии и абсорбции при муниципалитете. И конечно, не случайно, его кабинет находится в культурном центре бухарских евреев, к слову, первом и пока единственном настоящем центре бухарских евреев во всем Израиле. Важно подчеркнуть, что это отдельное здание, где есть и свой музей, и комнаты для занятий, и свой огороженный двор, который позволяет проводить общинные праздники.
Вся Димона, все бухарские евреи Израиля знают, что такой щедрый «подарок» муниципалитет преподнес общине по инициативе мэра города Бени Битона. И это произошло не случайно. Мэр четко понимал, что среди бухарских евреев города есть такой человек, как Юрий Ицхаков, который сумеет достойно распорядиться «подаренным». И сегодня мэр города Бени Битон не пропускает ни одного праздника, чтобы не прийти в центр и не поздравить общину. С легкой руки мэра гостями культурного центра были депутаты Кнессета и министры израильского правительства, послы и общественные деятели из разных стран. Да и сам Бени Битон за эти годы стал истинным поклонником бухарской культуры, музыки и кухни.
Нам нет нужды выдвигать своего депутата, – говорит Юрий Ицхаков, – потому что наш главный «бухарский еврей» сегодня – наш мэр города Бени Битон. Я всегда могу обратиться к нему по любым вопросам, связанным с жизнью нашей общины или с проблемами конкретных людей. И Бени всегда старается помочь. Видя такое теплое отношение мэра к нашей общине, соответственно, с нами работают и другие службы муниципалитета.
Модель «Димона» может быть повторена в других городах?
Трудно сказать. Ведь в Димоне добрые отношения между мэром и общиной сложились на личном уровне за много-
много лет. Но наши стараются. В похожем ключе складываются отношения между мэром Иерусалима Моше Леоном и председателем местной общины бухарских евреев, членом президиума Конгресса Яковом Мошияховым. Моше Леон всегда поддерживает общину и все мероприятия Всемирного Конгресса бухарских евреев. Последний съезд Конгресса, который проходил в Иерусалиме – убедительное тому подтверждение. Также с большим уважением относится к общине бухарских евреев и мэр города Петах-Тиква Рами Гринберг. Эти связи были налажены благодаря активисту общины, доктору Аврааму Пинхаси. Буквально на днях в Петах-Тикве прошел большой вечер, посвященный общине бухарских евреев. Начал устанавливать добрые контакты с бухарскими евреями и ведущий кандидат в мэры Холона, депутат горсовета Шай Кейнан. Он побывал с рабочим визитом в офисе Всемирного Конгресса бухарских евреев, наладил добрые контакты с активистами общины в своем городе.
К слову, Шай тоже удивился тому факту, почему община не выдвинула своих представителей на ближайшие выборы. В то же время он заверил, что сделает все от него зависящее, чтобы бухарские евреи, которых в последние годы в Холоне становится все больше, не чувствовали, что в муниципалитете их не «видят».
Леонид, в Израиле есть еще два города, где бухарские евреи могут не просто стать решающей политической силой, но и, при определенных обстоятельствах, даже привести к власти своего мэра.
Вы абсолютно правы. Это Рамле и Ор Иегуда. Например, в городе Рамле на муниципальных выборах каждые пять лет община фактически распадается на несколько частей. Это делает ее неспособной к консолидации вокруг единого кандидата или даже программы действий. Обидно, что каждые выборы эта печальная история повторяется: несогласованность и отсутствие единства приводят к тому, что община теряет шансы на занятие ключевых позиций в городском управлении.
Скорее всего, и текущие выборы не станут исключением из этого правила. Ведь перспективные молодые политики Авраам Джураев и Эди Мордехаев, которые вместе могли бы представлять интересы бухарских евреев достаточно эффективно, так и не смогли договориться между собой. Я был бы рад ошибиться, но динамика развития событий в Рамле говорит о том, что, скорее всего, и на выборах, которые состоятся 31 октября, община вновь не завоюет серьезных позиций.
А вот с Ор Иегудой все намного интереснее. Мы с вами уже писали о договоре, который был заключен между двумя заместителями мэров, Жанной Коэн и Авраамом Боруховым. Этот, без сомнения, исторический союз, позволит, впервые за многие годы объединить под одним знаменем всю общину бухарских евреев города Ор Иегуда.
К этому важно добавить, что политическим консультантом Жанны является известный израильский тележурналист Эммануэль Розен. Кроме того, Жанну Коэн поддерживает большинство министров и депутатов Кнессета от партии Ликуд. В общем, очень похоже на то, что Жанна идет на прорыв и явно становится перспективным политическим лидером всей общины бухарских евреев в Израиле.
Леонид, проблема политической разрозненности бухарских евреев в Израиле не нова. Может, она в принципе не решаема. Ведь мы все разные, у каждого свое мнение, свои политические предпочтения. И это совершенно нормально в демократическом государстве. Так, стоит ли «заморачиваться». Может, оставить все, как есть, и пусть все идет, как идет?
Даже с учетом вами сказанного «заморачиваться» стоит. Повторю, потому что это важно: в нескольких городах Израиля бухарские евреи обладают настолько серьезным электоральным потенциалом, что могут даже выдвинуть реального кандидата в мэры города и уж точно стать решающей силой в городском совете. Но именно этого не происходит. К сожалению, каждые пять лет мы с завидным постоянством наступаем на все те же «грабли». Обидно!
Но это касалось выборов городские советы. А что с перспективами с избранием бухарских евреев в парламент, Кнессет Израиля?
Выборы в Кнессет сейчас не актуальны. Потому, поговорим о перспективах. В Израиле принято шутить, что два еврея имеют три мнения. Представьте себе, что происходит, когда эти евреи — бухарские! Ну а серьезно, если наша община действительно хочет быть представленной, ей нужно собраться, объединить усилия и голоса, и выйти на политическую арену с чёткими и привлекательными идеями. Это, скорее, всего не вопрос «уровня» политической культуры, а вопрос организации, активности и, возможно, некоторой доли случайности.
Спасибо, коллега.
Рафаэль Некталов
Фото из архива газеты «Менора» и интернет ресурсов