Илья Абрамович Абдурахманов (Илья бен Авраам).
Заслуженный деятель искусств Таджикистана (1923-2003).

В этой статье читатель познакомится с необыкновенным художником, который с помощью орнамента создавал целые миры. Илья Абрамович был автором оформления зданий театров, дворцов культуры, библиотек и кинотеатров не только в Таджикистане, но и за его пределами — в Москве и в Ташкенте.
Заслуженному деятелю искусств Таджикской ССР, Илье Абрамовичу Абдурахманову (Илья бен Авраам) в сентябре этого года исполнилось бы 100 лет.
Он — один из первых художников из Средней Азии, получивший высшее художественное образование в Москве. Абдурахманов стоял у истоков профессионального монументального и декоративно-прикладного искусства Таджикистана.


В судьбе этого художника отразилась целая эпоха с её падениями и взлётами. Закат бухарского эмирата, гражданская война, образование советских республик, миграция внутри страны, Вторая мировая, возвращение к мирной жизни и, наконец, эмиграция. Но вместе с тем все эти испытания были сбалансированы светлыми и мирными годами в жизни художника. Илья Абрамович находил вселенскую красоту повсюду, выражая её в своём творчестве. Его творчество представляет собой яркую страницу в истории искусства и культуры Средней Азии.
Вдохновлённый памятниками античности и средневековья в регионе, он внёс новшества и современную интерпретацию дизайна в монументальное и декоративно-прикладное искусство.
Илья Абрамович был также непревзойденным акварелистом. Трудно представить его творчество без акварельных работ. Они по праву занимают достойное место в истории изобразительного искусства в республике.


Абдурахманов родился в 1923 году в Самарканде – «Иерусалиме Средней Азии». Он был первенцем в семье Авраама Хискияевича Абдурахманова Леви (Абарахамин) и воспитывался с шестью другими братьями и сестрами. Отец был фотографом, который одним из первых в Средней Азии освоил беспредельные возможности камеры. Авраам Хискияевич занимался художественной фотографией и передал своим детям интерес к этому искусству. Младший брат Ильи Абрамовича, Михаил, — также известный советский живописец, Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР, творивший в соавторстве с супругой Г. Яраловой.
Раннее детство художника прошло в древнем Самарканде с его славной историей, древнейшей культурой и уникальным искусством. Здесь в начале 1920-1930-х ему довелось видеть, как, наряду с новыми приметами времени, в еврейском квартале-махалле ремесленники вручную, кустарным образом производили и красили шёлк, работали по металлу, создавая самую изящную в Средней Азии пасхальную посуду в серебре, а в золоте — ювелирные изделия. Другие мастера занимались столярным делом, украшали интерьеры домов и предметы быта росписью и резьбой по дереву, делали музыкальные инструменты, вышивали золотом по бархату и шёлку.
Архитектурные ансамбли Самарканда времён Тимуридов в детстве и юности впечатлили будущего художника своей красотой. Сохранившись в памяти, эти образы впоследствии найдут своё яркое выражение в произведениях художника, посвященных родному Самарканду.


Как известно, в тридцатые годы история Средней Азии была отмечена вспышкой новой волны сталинского террора. И многие люди, в числе которых оказалась семья Авраама Хискияевича, переселились из Самарканда в Душанбе, куда тогда вели все дороги. Здесь юный Илья посещал классы рисунка и живописи при Доме пионеров.
В 1937 году Илья поступает в Республиканское художественное училище Министерства культуры Таджикской ССР. Здесь он учится у замечательных живописцев Б.Г. Шахназарова (написавшего портрет несравненной певицы, Народной артистки Таджикской ССР Рены Галибовой), Н. Н. Бокова и Г.Н. Тимкова. Все эти педагоги были выпускниками ленинградской Академии Художеств, Они оказалась в Сталинабаде (позже переименованный в Душанбе) по разным причинам: кто-то был сослан, кто-то приехал по направлению на работу. Эти мастера сыграли большую роль в обучении студентов академическим основам рисунка, композиции и живописи.
Очень важную роль в увлечении Ильи бен Авраама монументальным искусством сыграли также замечательные художники из Ленинграда — Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР С. Е. Захаров и М. А.Зубреева. С ними Абдурахманова связывали близкие дружеские отношения, длившиеся до его отъезда из страны. В 1940 С. Захаров был приглашён в столицу Таджикистана для оформления темперной росписью интерьера одного из красивейших архитектурных зданий республики — Театра оперы и балета в Душанбе. В помощь Захарову для практики были направлены студенты художественного училища, в числе которых оказался и Илья, принявший впервые участие в оформлении монументального объекта. Он тогда ещё не знал, что через много десятилетий ему будет суждено вернуться сюда в качестве автора оформления зрительного зала.


По окончании училища в 1941 году Илья бен Авраам был призван в ряды Советской Армии, воевал во Второй Мировой войне, был тяжело ранен. Демобилизовавшись, Илья Абрамович решает продолжить свою учёбу в вузе. Едет в столицу страны и поступает в Московский Художественный институт им. Строганова, славившийся широтой диапазона преподаваемых предметов, включавших дизайн, архитектуру, живопись и т.д. Интересно, что будущий художник интуитивно выбрал именно это учебное заведение и был одним из первых студентов – представителей Средней Азии, получивших здесь художественное образование. Ему несказанно повезло: он учится у легендарных художников и педагогов Павла Кузнецова, творчество которого было связано с деятельностью объединения «Мир искусства» в конце 19 – начале 20 веков, и Александра Куприна, активного члена художественного движения раннего авангарда «Бубновый Валет» в начале 20 века. Илья Абрамович получил бесценные знания и навыки, связанные с формированием предметно-пространственной среды в архитектуре, а также в области фресковой живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Вернувшись домой в Душанбе в 1950 году, Илья бен Авраам сразу же активно включается в творческую деятельность. Его приняли в Союз художников СССР. Знания, полученные в Москве, стали воплощаться в замечательные художественные проекты в области монументального и декоративно-прикладного искусства.


В 1952 году С. Захаров и М. Зубреева были приглашены правительством Таджикистана в Душанбе для оформления новой Республиканской библиотеки имени А. Фирдоуси.
Илья Абрамович принимал участие в создании росписей интерьеров этой библиотеки совместно с художником Давидом Ильябаевым.
В последующие десятилетия Илья Абрамович вместе с приезжавшими из Ленинграда Захаровым и Зубреевой каждую весну и осень неоднократно выезжает на этюды в живописные уголки Таджикистана: Варзобское ущелье, тропы, ведущие к Нуреку. И с тех пор техника акварели захватила его.
Знания, полученные в Москве в области дизайнерского оформления и таджикского декоративно-прикладного искусства, помогли создать уникальные произведения. Илья бен Авраам свободно выражал себя в орнаментальных панно, в технике росписи, именуемой «кундаль», в рельефной и фресковой живописи, в мозаике, витражах, в создании сценических занавесов для театральных представлений, гобеленов и керамических рельефов.
Велика заслуга художника и в том, что он, вдохновившись уникальной красотой фресковой живописи, резьбы по дереву и по ганчу, глазурованной керамики и вышивки доисламского периода, создаёт талантливые произведения, в которых фигуративное изображение и орнаментализм сливаются в единое целое. Он был одним из первых художников в Таджикистане, кто ввёл фигуративное изображение в орнаментальное панно в технике «кундаль».
Достижения Абдурахманова в области монументального и декоративно — прикладного искусства были неоднократно отмечены медалями и дипломами международного и всесоюзного значения. Ему поручалось выполнение проектов большого общественного значения. Например, художественное оформление Театра Оперы и Балета им. С. Айни, кинотеатры «Таджикистан» в Москве, «Джами» и «Восьмое марта» в Душанбе, чайхана «Рохат» и «Фарогат», ресторан «Саодат» и многие другие объекты. На международных выставках за рубежом успехом пользовались его экспонаты-беседки с колоннами, исполненные в традициях орнаментальной росписи.
По словам сына художника, Александра – театрального художника и живописца, Илья Абрамович перед тем, как начать проект, проводил многие часы в библиотеках и музеях, изучая культуру, архитектуру и искусство той или иной эпохи. И только затем принимался за работу, создавая в мастерской многочисленные эскизы, на основе которых шаг за шагом рождался объект. Эти эскизы представляют собой самостоятельные произведения искусства, они экспонировались на выставках, вошли в музейные коллекции.


Декоративное оформление потолка, балконов и кессонов Театра оперы и балета им. С. Айни в Душанбе стало одним из наиболее значительных достижений в творчестве художника. Эта работа вошла в сокровищницу изобразительного искусства Таджикистана. М.Н.Шипулин, Народный художник Таджикской ССР и главный художник этого театра в своей статье, посвященной Абдурахманову, пишет: «Теплота и бархатистость плафона, цветная разработка антаблемента, кессонов балкона, разработка мельчайших деталей ансамбля — всё это покоряет, вводит нас в волшебный мир музыки и неумирающего синтеза многих искусств».
В оформлении кинотеатров «Таджикистан» в Москве и «Джами» в Душанбе художник обращается к древней истории и литературе таджиков. В этих проектах, наряду с росписью, Илья Абрамович включает в оформление керамические вставки по произведениям А. Фирдоуси и А. Джами.
В оформлении кинотеатра «Таджикистан» в Москве наиболее ярко выразился талант художника в синтезе разных видов искусства, включая фресковую живопись, керамические вставки в стиле таджикско-персидской миниатюры. В создании керамических ваз для фойе театра ассистентом и соавтором Ильи Абрамовича была талантливая художница по гобелену Жанна Кулангиева, которая и поныне продолжает работать в Израиле.
Если в монументальном искусстве художник выражает высокие идеи общественного значения, связанные с древней историей таджиков, эпохой современности, с переменами в республике и стране, то в акварели Илья бен Авраам сумел выразить самые тонкие движения своей души. Выработав свой собственный стиль, он стал одним из самых выдающихся акварелистов не только в Средней Азии, но и вошел в десятку лучших в Советском Союзе. Его мастерски написанные в этой технике натюрморты и пейзажи были украшением любой экспозиции. Они входят в коллекции Третьяковской галереи, Фондов Союза художников СССР, Республиканского музея изобразительных искусств имени Бехзода, а также и в частные коллекции в Израиле, России, США, Канаде и Европе.
Мастерски владея особенностями техники акварели, художник создал серию работ, в которых воспевается красота горных пейзажей Таджикистана с его бурными реками и стройными тополями, обрамляющими глинобитные дома кишлаков в ущельях, у подножья скал. Акварельные произведения Абдурахманова подобны жанру лирической поэзии, в которых художник изображает природу во всём великолепии с её ритмами ландшафта и цветовыми соотношениями. В тонких и нежных по колориту произведениях художник поверяет свои сокровенные мысли о красоте мира с его загадками и чудесами. Как правило, эти шедевры были написаны в один сеанс, поскольку особенности акварели ставят художника в определённые рамки. И художник блестяще овладел этой техникой.
Наряду с пейзажем, натюрморт тоже занимает заметное место в акварелях Абдурахманова. В каждой его работе поэтически воспевается красота щедрых даров природы и уникальная многовековая культура Таджикистана, связанная с необыкновенными абровыми узорами традиционного таджикского текстиля и голубой глазурованной керамики.
В основе многих композиций Ильи Абрамовича лежит изображение дастархана, сервированного керамическими расписными кувшинами — кумганами, подносами с плодами винограда, гранатового дерева, с ароматными дынями и сладкими как мёд, арбузами.
Илья Абрамович был мастером своего дела, беззаветно служил искусству, создавая произведения, вошедшие в историю культуры Таджикистана и Средней Азии. Он всегда оставался активным человеком, занимался общественной деятельностью, был почетным членом комиссии по акварельной живописи при Союзе художников СССР, членом правления Союза художников Таджикистана. Участник Великой Отечественной войны, он возглавлял комиссию по работе с ветеранами при Союзе художников.
Он был прекрасным отцом и наставником: его дети, дочь Лорина и сын Александр, пошли по стопам отца и избрали профессию художников в декоративно-прикладном и театрально — декорационном искусстве. Они активно работают в Израиле и известны, как замечательные мастера.
На Святой Земле Илья Абрамович продолжал творческую деятельность, показывая свои произведения в разных городах страны: в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, а также занимаясь монументальным оформлением разных объектов. Илья Абрамович совместно с Давидом Яковлевичем Ильябаевым работали над проектами по созданию театральных занавесов. Они оформили в традициях среднеазиатской чайханы ресторан в Тель-Авиве «Бухара ха Яфа» с резьбой по дереву, росписью и другими работами. Потолок этого монументального объекта был сделан по эскизам Ильи Абрамовича двумя замечательными художницами: дочерью Лориной Аврахман, выпускницей Вильнюсской Художественной Академии в Литве, и Жанной Кулангиевой, окончившей Республиканское художественное училище им.М. Олимова в Душанбе.
Илья Абрамович выразил в своём творчестве позитивное отношение и безграничную любовь к окружающему миру. И его творческое наследие представляет собой неотъемлемую часть истории изобразительного искусства Средней Азии. Это свидетельство большого вклада евреев региона в развитие культуры.
Автор, обращаясь в первую очередь ко Всемирному конгрессу бухарских евреев, и общественным организациям в Израиле, Европе и Америке, считает своим долгом закончить статью просьбой обратить внимание на творчество талантливых художников, ушедших из жизни. Мы можем помочь увековечить память о них изданием альбомов, организацией выставок их произведений, и, что очень важно, позаботиться о сохранении их наследия. Сейчас многие работы находятся в семьях детей и внуков, где отсутствунют специальные музейные температурные условия. Пора создать благотворительный фонд по сохранению творчества художников-евреев Средней Азии и открыть посвященный им музей с выставочным залом!

Зоя БОРУХОВА, искусствовед, Торонто