THE BUKHARIAN TIMES

Гафур Гулям и его дом на улице моего детства

26 сентября 2023 года, в Нью-Йорке, в Центре бухарских евреев, состоялось торжественное вручение медалей имени Гафура Гуляма нашим общинным лидерам, представителям народной дипломатии, культуры и искусства, в связи со 120-летием со дня рождения этого великого поэта, драматурга, писателя и общественного деятеля. На торжестве присутствовали представители правительства и просвещения Узбекистана, а также лидеры еврейской и узбекской общин. Нагрудные знаки вручал друг общины бухарских евреев, внук поэта, Анвар Гулямов.
Это торжество напомнило мне событие двадцатилетней давности, когда 26 мая 2003 года в Нью-Йорке, в свадебном дворце Leonard’s Palace, наша община праздновала 100-летие со дня рождения Гафура Гуляма. Чествование памяти поэта было инициировано сыновьями Рахмина Мордухаевича Некталова, Эдуардом (ныне покойным) и Леоном, при активном участии Бориса Кандова, Рафаэля
Некталова, Тавриз Ароновой, Бориса Катаева, Або Ибрагимова и других. На том памятном вечере присутствовали дети и внуки поэта. Мои соплеменники собрались вместе, чтобы выразить признательность семье Гафура Гуляма, достойно несущей фамилию своего великого предка. Как отклик на это событие, в газете The Bukharian Times от 31 мая 2003 года появилась моя статья о том, как образ поэта связан с его домом номер 1 по улице Арпапая, в Ташкенте.
И вот сегодня, спустя 20 лет, мне хочется ещё раз вспомнить Гафура Гуляма и ту махаллю моих «зеленых» лет, где жил поэт и люди, ставшие для него в какой-то степени источником вдохновения, героями его произведений. Со многими из своих персонажей он жил по соседству, общался, горевал и праздновал, разделял их боль и старался приумножить их радость. Жители улицы, от мала до велика, проходя мимо утопающего в зелени дома Гафура Гуляма, обнесенного красивым забором, гордились этой особой достопримечательностью улицы Арпапая. В стенах этой резиденции рождались многие стихи и повести её хозяина-выдающегося узбекского писателя, гуманиста, поэта и гражданина.

АРПАПАЯ…

Дословный перевод топонима Арпапая – «стебель ячменя». В давние времена это было поле, где основной сельскохозяйственной культурой был ячмень. Впоследствии район стал застраиваться жилыми домами. Соседствующая с махаллёй Укчи, Арпапая была районом, где, в основном, компактно селились узбеки и бухарские евреи, а также некоторые представители более дюжины разных этнических групп, мирно проживавших здесь и в многочисленных прилегающих тупиках, переулках, застроенных одноэтажными частными и коммунальными дворами за глинобитными дувалами. Жители района проявляли взаимное уважение и терпимость к разным жизненным укладам, специфическим традициям, обрядам, верованиям.
А мы, дети бухарскоеврейских семей, воспитанные в духе традиционных религиозных и духовных ценностей своего народа, по примеру своих родителей, дружелюбно относились к нашим товарищам, не-евреям. В махалле Арпапая выработался добрососедский межэтнический социум, повлиявший на формирование нашего детского мировоззрения.

ОБ УЛИЦЕ…

Сохранившийся фрагмент аэрофотоснимка Дюпакье 1956 года наглядно иллюстрирует развилку трёх улиц: Арпапая, Узбекистанской и Укчи. Эта развилка находилась около усадьбы Юсуфа Давыдова (1855-1914), купца первой гильдии, промышленника, владельца хлопкоочистительных и пивного заводов и плантаций, главы общины бухарских евреев махалли. Усадьба этого видного купца включала в себя его резиденцию в Давыдовском тупике, в которой после революции был открыт ИНПРОС, а также основанную им 1890-м году синагогу. В начале тридцатых годов прошлого столетия в ней функционировала редакция газеты «Байроқи Меҳнат» с её типографией, а ниже по улице Арпапая, в другом здании, разместилось ремесленное училище — ФЗУ.
Если смотреть с места этой развилки в южном направлении, в сторону улицы Алмазар, то вправо уходила улица Укчи и корпуса старых винных заводов, прямо продолжалась улица Узбекистанская, а влево уходила улица Арпапая. Она преодолевала по мосту арык Анхор и далее вилась змейкой вдоль южного берега речки вплоть до дома Гафура Гуляма. Там Арпапая пересекалась с улицей Алмазар, недалеко от одной из главных площадей старого Ташкента – Бешагач, с ее популярным Бешагачским базаром. Когда-то на месте площади находилась городская стена с Бешагачскими воротами.
По правой же стороне улицы Арпапая, за домом поэта, стоял Узбекский театр драмы имени Мукими, построенный в 1943 году. Рядом были кинотеатр имени Алишера Навои и Музей атеизма, а далее вниз по улице Алмазар находился институт НАРХОЗ (ныне Ташкентский государственный экономический университет). Самый первый тупик по улице Арпапая, от моста по правому берегу арыка Анхор, назывался Ял Терак («лысый тополь»- узб.). Там прошли мои детство и юность среди невысоких дувалов с кронами спелых яблонь и виноградных лоз.
Тупик, заселенный преимущественно семьями бухарских евреев, также включал несколько дворов, где жили узбеки и русские. Дом моего деда, Аврома Софиева, под номером 1, где жили мы, разделяла стена с домом номер 3. В нем жила большая семья Моше Муллокандова, его дети и внуки, включая моих друзей Гришу (ныне покойного) и Рафика Кайковых.
Другими нашими приятелями в Ял Тераке были Борис Давыдов, Або Аронов (сейчас в Нью- Йорке) и Валерий Исхаков (живет в Филадельфии). Дальше вглубь тупика стоял дом Нисона Чулякова, деда моей жены. В этом просторном многодетном дворе свободно функционировала местная синагога, а накануне праздника Песах выпекалась пасхальная маца для многих семей в округе.
В самом начале тупика через дорогу, слева по Арпапая, речку пересекала не очень толстая, коричневая труба, ведущая на противоположный, холмистый берег, на краю бывших владений купца Юсуфа Давыдова. Этот берег был излюбленным местом, где купались, загорали и резвились местные юноши.
Самые смелые и ловкие среди них, вытянувшись во весь рост на середине трубы, грациозно ныряли «ласточкой» в журчащую, желтоватого цвета воду. Каждый старался научиться ходить взад и вперёд по трубе с руками, разведенными в стороны, как гимнасты, сохраняя равновесие, чтобы не упасть в воду. Это было своеобразным «боевым крещением», неким «посвящением в джигиты», символом бесстрашия и молодецкой удали.
На расстоянии одной трети пути от нашего переулка до дома Гафура Гуляма жил мой дед по материнской линии, Мошиях Насимов. Он был приятелем поэта и нередко его навещал. Они пили чай, сидя на топчане, в тени фруктовых деревьев во дворе. Гафур Гулям и сам нередко заглядывал в сапожную мастерскую моего деда. Рассказывая нам о своих беседах с поэтом, дедушка не скрывал своего восхищения глубокой эрудицией и высочайшей культурой Гафура Гуляма.
Далее по руслу арыка Анхор, улица делала изгиб вправо, где с левой стороны находилась 6-я городская больница неотложной помощи. За жилыми домами можно было увидеть старое здание спецшколы номер 17 с преподаванием ряда предметов на английском языке. Она выделялась высокопрофессиональным составом учителей. Мне посчастливилось там учиться.
У меня сохранилась фотография, наглядно свидетельствующая о крепкой дружбе детей, не разделявших себя по национальному признаку.


На снимке в просторном школьном дворе со спортивной площадкой и ботаническим огородом, на фоне школьной стены, стоят четверо друзей — старшеклассников: Сергей Галустян, армянин; я, бухарский еврей; Нусрат Максумов, узбек; Костя Бергер, немец. А снимал Толя Тарасов, белорус. Мы читали произведения поэта, а фильм Ш. Аббасова «Ты – не сирота» по повести Гафура Гуляма об узбекской семье, приютившей в войну 16 детей различных народов, воспитывал в нас подлинное чувство интернационализма. Этот фрагмент из бессмертной поэмы поэта «Я — еврей!» призывал нас к единству и дружбе:
«Я —
Представитель
Людской расы,
По национальности
Я — человек!
Исчезнут с земли
и расы, и классы —
Люди останутся навек!»

После землетрясения 1966 года началась новая застройка Ташкента. В восстановлении города принимали участие все 16 республик бывшего СССР. Не к подобной ли солидарности среди народов призывал Гафур Гулям?
Канула в лету улица моего детства. Часть исторического русла Анхора, пересекавшего ранее улицы Арпапая и Укчи, засыпана. Исчез и старый мост над речкой, а её вода была направлена по руслу нового Бурджара (ныне считается Анхором). На месте бывшей махалли Арпапая, в 1974 году, появился первый ташкентский «небоскрёб» — дом потребительской кооперации, Узбек Бирляшув, на широком Узбекистанском проспекте. И, всё же по-прежнему стоит сохранившийся на остатке улицы Арпапая, дом Гафура Гуляма. Сегодня это дом-музей, директором которого является дочь поэта, Олмас Гафуровна.
К столетию Гафура Гуляма, в 2003-м, к мемориальной жилой части дома-музея было пристроено двухэтажное здание, с его коллекцией рукописей, документов и основной, расширенной экспозицией. Предметы музея рассказывают нам о жизни великого человека, помогают строить прочные мосты дружбы между нашими странами.
Событие 26 сентября 2023 года в нашем общинном Центре, в рамках народной дипломатии, подвело итог 20-летним активным связям с потомками Гафура Гуляма и сотрудничеству с домом-музеем поэта.
Родные нам улицы исчезают — поэты не умирают!

Рафаэль СОФИЕВ