THE BUKHARIAN TIMES

ВОСПОМИНАНИЯ МОЕЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ – К РАЗГОВОРУ, ПРЕДЛОЖЕННОМУ А.С. ПУШКИНЫМ

Продолжение. Начало в №1132.

В санатории на Рижским взморье. 1954 г.

Лето 1954 года. Прошел мой второй преподавательский год в нашей школе города Ангарска, а твой, Юра, последний, десятый ученический.
Папа купил мне путевку в санаторий на Рижском взморье, в Майори, на июль. Я прилетела в Москву, затем впервые приехала поездом в столицу Латвии Ригу. С вокзала на взморье идут электрички, в Майори они привозят минут за 30.
Меня поместили в палату, находящуюся в маленьком домике. Вокруг – высокие сосны на песчаной почве. До пляжа 20–30 минут ходьбы. Курортники загорают на песке. Балтийское море мелкое у берегов: чтобы погрузиться в воду по пояс, долго удаляешься от берега.
А теперь маленькое отступление, требующееся для продолжения повествования. Вернусь в Ангарск.
Мои родители родом из Орла. Случилось так, что в Ангарске жила семья орловцев – инженерная пара Миша и Зина, работавшие на стройке города. И с ними жила бабушка Катя, мама Зины. Однажды бабушка по радиопередаче или еще как-то услышала фамилию нашей семьи и решила узнать, кто в Ангарске имеет эту фамилию. В итоге добралась до нашего дома и вдруг нашла близких ей знакомых. Уверяла, что мою маму малюткой на руках держала. С того времени бабушка Катя, почти как родственница, зачастила к нам и помогала маме в засолке огурцов, помидоров, капусты, в чём она была хорошо сведуща.
Позже выяснилось, что сын бабушки Кати Сережа со своей семьей живет в Риге. И, конечно, его адрес был дан мне перед моей поездкой в Ригу, на курорт.

Возвращаюсь в Ригу.
В первое же воскресенье свободное от санаторных процедур, я поехала в этот город, знакомиться с Сережей и его семьей. Он жил недалеко от железнодорожного вокзала. Меня хорошо приняли: ведь я – от его мамы и сестры. Сережа, его сестра Тоня, её мама и брат Ваня жили в маленькой, тесной двухкомнатной квартире «хрущевского» дома.
Когда я пришла, там оказался друг Вани Саша Грошев. Так что я встретилась и познакомилась с Сашей в семейном доме. Мне было тогда 24 года, а ему 30. Потом выяснилось, что я ему понравилась и даже больше – запала в сердце. Ка говорится, он полюбил меня с первого взгляда. Эта любовь пришла к нему безответно на всю оставшуюся жизнь, более чем на 30 лет, до 1985 года.
Сегодня скажут, что это неправдоподобно, нереально. Да, в 21-м веке всё скоростное. За несколько месяцев пара может встретиться, познакомиться, влюбиться, пожениться, да еще и развестись. Но в 20-м веке, после Великой Отечественной войны, как правило, создавались прочные браки. В прошедшие годы нынешнего, 21-го века россияне праздновали немало золотых свадеб.
Итак, лето 1954 года, я отдыхаю в санатории возле Риги. Уже знаю, что понравилась Саше Грошеву – и он хочет видеть меня. Пару раз он приезжал ко мне в санаторий, но я, словно капризная девчонка, быстро провожала его на электричку. Не увлеклась им, так уж получилось. Зато увлеклась другим парнем.

В санатории была волейбольная площадка, и по вечерам молодежь играла там в волейбол. Я была любительница волейбола и тоже приходила туда поиграть. В один из вечеров там появился новый юноша. В следующие вечера он приходил тоже. Его звали Борис, он жил с родителями и работал в Риге. Был приблизительно моего возраста, может быть, чуть моложе. Являлся спортсменом-велосипедистом. Возле нашего санатория находился велотрек, где велосипедисты ездили по наклонной трассе. Борис тоже там тренировался. Вот почему он заметил нашу волейбольную площадку и решил её посетить.
Он начал ухаживать за мной. Мы ездили в Ригу, он знакомил меня с ней. Завел меня в кафе. Посещение кафе вдвоем с мужчиной произошло впервые в моей жизни. Я была смущена. Мы что-то поели, что-то выпили, побеседовали и ушли. Я сделала несколько фотоснимков на память.
…Шли дни, подходило время моего отъезда домой. В день отъезда приезжает Саша. Задаю довольно нелепый вопрос: «Зачем приехал?» Он ответил так. Работников их отдела направили помогать в полевых работах совхозу, находящемуся далеко от Риги и от электрички. А он хочет отвезти мой чемодан в Ригу, на вокзал. Чтобы приехать ко мне, он отшагал много километров до электрички. Я, несколько опьянённая знакомством с Борисом, заявила, что эта помощь мне не нужна, и тут же проводила Сашу на электричку. До неё было 10 минут хода.
Вот так резко, грубо я с ним поступила, защищая от его присутствия своё предстоящее вожделенное прощание с пробудившим моё сердце Борисом. Сегодня мне стыдно за тот свой поступок. Как стремительно может повредить поведению девушки избалованность вниманием мужчин!..
На вокзале в Риге меня, естественно, провожал Борис. И там произошли события, о которых не могу не рассказать.
Чемодан уже в купе. Мы с Борисом стоим у двери вагона. Объявляется отправление поезда. Я поднялась в вагон. Рядом – проводница.
Поезд трогается. И – о, ужас! – Борис внезапно запрыгивает в вагон, видимо, сам того не ожидая. Поезд набирает скорость – назад хода нет. Я – в испуге и растерянности: юноша из-за меня совершил такой безумный поступок. Надо ждать первой остановки, а она будет только через 60 километров. И мы с ним стояли в тамбуре до этой остановки. Так заканчивался наш легкий «курортный роман». Его продолжения не случилось – обычное явление для этих «романов».
Вскоре после приезда домой, в Ангарск, я получаю от Саши почтовую открытку. Из неё узнаю, что Саша наблюдал на вокзале мой отъезд. Он стоял в сторонке и видел всё произошедшее. И написал мне, что рад моему благополучному отъезду. Вот таков был Саша…

Наша следующая встреча с Сашей была летом 1955 года. В то лето я приехала в Ригу, чтобы встретиться со своим двоюродным братом Анатолием, который жил и работал в Вентспилсе, портовом городе Латвии. В это же время в гости к Сергею приехала из Ангарска его сестра Зина с мужем Михаилом, оставив своих двух сыновей-школьников при бабушке Кате. В маленькой квартире собрались семь человек. Было радостно и весело. Но мы, ангарчане, дома не засиживались, с утра отправлялись знакомиться с Ригой. Утром приходил Саша Грошев, был нашим отличным экскурсоводом. Он очень хорошо знал Ригу и её окрестности.
День за днем мы знакомились с достопримечательностями Риги. Начали с центра. Совсем близко от театра оперы и балета возвышается гранитный столб с человеческой фигурой вверху. Побывали мы возле огромного памятника Лацису. Посетили большой православный храм, богатый и впечатляющий. Познакомились с центральными улицами города, узнали их названия.
На следующий день мы отправились на мемориальные кладбища Риги. Начали с кладбища – памятника жертвам Первой мировой войны. К центру мемориала ведет широкая дорога, по обе стороны которой, на всём её протяжении, стоят высокие ивы со свисающими, «скорбящими» ветвями. Дорога доводит до захоронений. Могилы здесь плоские, с дерновым покрытием и мраморной дощечкой у изголовья, на которой написаны имя и дата гибели (если известны). У начала кладбища возвышается во весь рост фигура скорбящей женщины-матери. Всё это впечатляет посетителей, остается в памяти надолго.
Затем мы осмотрели кладбище многотысячных жертв Великой Отечественной войны – воинов, погибших при освобождении Латвии.
Посещение двух кладбищ длилось несколько часов. Мы устали и вернулись домой. А на следующее утро Саша предложил нам посетить природный парк за пределами города. Мы согласились. Это огромный лесной массив, в основном с лиственными деревьями и кустарниками. Лес занимает впадину между холмами. За ним ухаживают, но в нём не было аллей по типу городского парка. Пробирались по лесу тропинками между деревьями. Массив имеет по бокам подобие стен в виде огромных плит, спустившихся с высоты. Для отдыха можно посидеть на траве, на боковых ответвлениях ствола деревьев, или, кое-где, на больших камнях. Воздух чист, с обилием кислорода. Здесь хорошо спасаться от летней жары.
Полдня мы бродили по тропинкам, немного устали, захотелось перекусить. Получив удовольствие от этой прогулки, вернулись в город. Перекусили в кафе и отправились на мост через главную реку Латвии – величественную Даугаву. Стоя у перил, наблюдали за её течением, фотографировались. И – домой, отдохнуть.
А на вечер у нас были куплены билеты в театр, на балет «Золушка». Трудно выразить то восхищение, которое осталось от театра и превосходного балетного спектакля!
Во время нашего знакомства с достопримечательностями Риги Саша был очень внимателен ко мне, заботлив. Было заметно его любовное отношение, он его не скрывал. Но во мне, увы, ответного чувства не пробуждалось. Я была строга с ним. Как правило ему разрешалось только подержать меня за руку, лишь иногда шаловливо позволяла поцеловать себя в щеку – никакого сближения, никаких предпосылок потепления в будущем. Вот такое своеобразие молодости. Сегодня, через много лет, уверенно объяснить себе это не могу.
Так мы с Сашей и расстались тогда…

…В Ангарске жизнь моя шла своим чередом. Я вся – в работе. Избрана секретарем учительско-ученической комсомольской организации. Это прибавило дел: кроме уроков, организация вечернего досуга старшеклассников. Однажды зимой, на праздновании дня рождения у моих друзей познакомилась с парнем по имени Вадим. Он был другом именинника, отслужил с ним свой срок в армии.
Вадим начал ухаживать за мной. После окончания моих вечерних мероприятий со старшеклассниками провожал меня домой. У меня возникла иллюзия, что его присутствие делает мою жизнь теплее и уютнее. И в 1958 году, как оказалось, опрометчиво я вышла за него замуж.
Написала о своем замужестве Саше Грошеву. В своем ответе он сообщил, что это не имеет для него значения, поскольку я остаюсь в его сердце навсегда. К каждому Новому году и моему Дню рождения он присылал мне поздравления.