Я – нальчанка во всех поколениях

События на Северном Кавказе в конце октября 2023 года вызвали у меня шок. Варварские события, оголтелый антисемитизм в городах Северного Кавказа после шока заставили меня проанализировать эти события. Нет, не анализировать, а кричать. Подожгли в Нальчике строящийся еврейский центр на месте аварийного здания центра «ТОВУШИ» и надпись – «смерть яхудам!», то есть нам, евреям, ударили меня в самое сердце.
Это меня подожгли, хотя я уже двадцать лет живу в США.
Это меня призвали убить.
Все эти годы я пишу, выступаю, говорю о благородстве кабардинского и балкарского народов. Ведь Вы спасли нашу общину от фашистов! Рискуя своей жизнью, Вы спасали нас.
Вы можете сказать мне, ведь сейчас это злодеяние сделали единицы, но как Вы допустили появление этих нелюдей?
У меня волосы встали дыбом.
Что с вами?
Вы защищаете варваров?
7 октября ворвались хамасовцы в Израиль, эти варвары отрезали головы, жгли детей, насиловали и убивали женщин, стариков.
Как можно их оправдывать???
Холокост вернулся.
Больно. Мир сходит с ума.
Одно утешило. Координационный центр мусульман Северного Кавказа 28 октября назвал недопустимыми антисемитские акции и призвал не расценивать мнение их участников как мнение народа. – опубликовали на сайте Кавказского узла kavkaz-uzel.media/articles/393874
Немного о еврейском центре «Товуши».
Мы открыли его в 1988 году, с одобрения порядочных людей, представителей кабардинцев и балкарцев. Я благодарю В. М. Кокова, Ф. Хараева. Низкий им поклон. Центр был призван возрождать национальную культуру, язык, возможность знакомства других народов с нашей общиной. В республике знали, что более 200 лет общиной живут горские евреи. Живут, придерживаясь своей религии, своих законов. Живут компактно, закрыто. Надо было защищать права членов общины. И мы защищали, помогали беженцам из Чечни.
Нас услышали и в республике, и в мире.
Этнографы неоднократно отмечали хорошие взаимоотношения между горскими евреями и горцами-мусульманами. Кстати, моего супруга звали-чергези (кабардинец). Кабардинцы шли на базар, останавливались у евреев дома. Незнакомые люди открывали двери, с открытым сердцем принимали их.


«Каждый горец-еврей имеет в других аулах своих кунаков, еврея или мусульманина, у которых он останавливается; так же и каждый мусульманин…».(Этнограф И. Анисимов)
«У мусульман есть кунаки в еврейских аулах, у евреев — кунаки в мусульманских. Когда еврей приезжал к другу в аул, тот принимал его очень торжественно, селил в самой лучшей комнате для гостей. Хозяин старался считаться с религиозными чувствами гостя и не готовил для него пищу, запрещенную еврейской религией. Евреи иногда обменивались с кунаками оружием – это означало кровный союз». (И.Я. Черный).
Когда вернулись балкарцы, их с музыкой встречали
евреи-музыканты. Когда были кооперативы, помогали им
евреи.
Почему всё забыто?
Почему молодому поколению не объясняют, что у нас много общего? Почему им не объясняют, что евреи не мешали никогда никому в истории страны? Почему они не знают, что в годы войны Исай Илазаров – герой?
Я помню, как в центр «Товуши» пришла женщина (я не помню, кто она была кабардинка или балкарка), стала на колени передо мной и сказала: отговорите своих покидать республику, иначе от нас уйдет берекет, то есть браха или как говорят таджики, барака.
Провожая нас, они говорили: «Пожалуйста, не уезжайте, вместе с вами, евреями, из этих мест уходит и берекет…»