Если присесть на лавочке где-нибудь в Квинсе, рано или поздно ты услышишь от прохожих что-то, напоминающее таджикскую речь. Кто это, таджики? Самарканд? Бухара? Таджикистан? Возможно. Но вероятней всего, это бухарские евреи.
Когда-то Бухара была многонациональной. С коренными жителями здесь десятилетиями мирно соседствовали иранцы, метные и европейские евреи, цыгане, армяне, дагестанцы, турки, крымские и казанские татары, казахи, немцы, Конфликты между представителями разных национальностей, если и случались, то на бытовом уровне и никогда на национальной, языковой или религиозной почве.
Некоторые утверждают, что была даже то ли итальянская, то ли ирландская диаспора, но я думаю, это уже сказки. А вот община бухарских евреев, без всякого преувеличения, была самой большой и самой старой в благословенной Бухаре. Со своим культурным центром, советом старейшин, двумя синагогами в старой части города, школой и национальным кладбищем.
Оставим историкам споры на тему, когда евреи впервые оказались в Бухаре и обрели здесь свою родину, скажу только, что очень давно.
Можете ли вы вообразить себе такое:
«Группа агрессивно настроенных евреев быстро двигалась к центру города, круша все на своем пути — витрины магазинов, припаркованные автомобили, окна жилых домов»…
«Среди задержанных оказались некто Хаим и Абрам — головорезы еврейского происхождения, известные своей особенно изощренной жестокостью»…
«Еврейские банды терроризируют окраины Парижа (Лондона, Мадрида и.т.д.) последние десять лет»…


Согласитесь, звучит нелепо и смешно, не правда ли? Подобное можно прочесть про кого угодно, но не про евреев. Евреи абсолютно не воинственны, тем более никогда не отличались кровожадностью. Наоборот, можно без конца удивляться их уникальной способности органично ассимилироваться в любое общество, уважая законы и почитая местные национальные и исторические традиции. Что до истории Бухары, без евреев ее невозможно представить себе вообще.
В древности это были зажиточные лавочники, купцы, ростовщики, ремесленники, цирюльники, музыканты. В советское время — сапожники, парикмахеры, часовщики, продавцы газировки и мороженого, ювелиры, фотографы, музыканты, бухгалтеры, юристы, художники, педагоги, врачи, инженеры и ученые. Как видите, в этом списке нет генерала милиции, бойца ММА или снайпера спецслужб, и все профессии в нем мирные и созидательные.
Любой старожил Бухары прекрасно помнит Яшу и Илюшу — лучших женских парикмахеров на Горгазе, виртуозного портного Юсуфа (Иосифа), фотографа Гришу в Доме быта на Крытом Рынке.
Великий нейрохирург Рахмин Ашурович Якубов, эндокринолог Кайлаков, травматолог Мушеев, а также гинекологи, кардиологи, хирурги, стоматологи и педиатры высшей квалификации — всё это были бухарские евреи. Просто тогда никто не задумывался о национальности. Это было неуместно, неприлично и ненужно.


Моим классным руководителем был выдающийся педагог и энтузиаст Анатолий Аронович Ядгаров; первым учителем в художественной школе — Григорий Давидович Гурфинкель, чуть позже — Якуб Исаакович Аронов.
Самый близкий друг юности — Альберт Рахминов (ныне покойный), его родители Михаил Абаевич и тетя Эмма называли меня сыном.
Один из ближайших друзей – Рафаэль Эльнатанов, председатель общины бухарских евреев, никуда не уехал. «Я знаю, что нужнее здесь, в Бухаре», – считал он. Трудно сыскать патриота Узбекистана патриотичнее Рафы. Это он, кстати, подарил мне первое световое оборудование в новую фото-студию еще в далеком 2007-м, поверил в меня: «Я точно знаю, что из тебя получится классный фотограф».
Вижу, у некоторых из вас назрел вопрос: «Да кто он такой сам, этот Анзор Бухарский? «. Отвечаю: фотограф, верующий мусульманин
Алхамду Лилляхи Роббин Алаймин

Анзор Бухарский