THE BUKHARIAN TIMES

23 октября 2023 года в Узбекском национальном институте музыкального искусства имени Юнуса Раджаби состоялся вечер, посвященный творчеству народной артистки Республики Узбекистан Берты Давыдовой, при поддержке Министерства культуры Республики Узбекистан, Узбекского национального центра искусства макома, Узбекского национального института музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, Фонда имени Исхака Мавашева (США) и Общества дружбы «Узбекистан-США». В этом вечере приняли участие известные деятели узбекской культуры, почетные гости из Соединенных Штатов Америки и других стран, профессора и преподаватели УзММСИ, студенты.
«Созвездие Берты Давыдовой» – так можно было бы назвать этот концерт, потому что такого скопления именитых звезд вместе с россыпью жемчужин юных талантов на одной сцене любители макома еще не видели. В зале первого в Узбекистане Института макома, расположенного в здании, в котором когда-то находилась первая в Узбекистане консерватория, проходил вечер памяти народной артистки Узбекистана Берты Давыдовой. Казалось бы, совсем недавно великая Берта Давыдова сама стояла на сцене, а потом работала со студентами, а еще позже, к тому времени уже в солидных годах, но все еще блистательно-безупречная в своей красоте, сидела в Президиуме на открытии нового здания Государственной консерватории.


Мистическим образом или благодаря усилиям организаторов, с любовью оформивших фойе и сцену Института макома, ее незримое присутствие ощущалось и на этом концерте, завершающем цикл мероприятий, прошедших в Узбекистане и посвященных 100-летию певицы.
Генеральный директор Национального центра искусства макома, профессор Института макома д-р Соибжон Бегматов, пояснил, что в программу включены редкие произведения из репертуара Берты Давыдовой, которые исполнят Ансамбль макома имени Юнуса Раджаби и профессора-преподаватели УзММСИ совместно со своими студентами. Это и было важной особенностью и основной концепцией концерта – преемственность, передача мастерства от учителя к ученику («усто-шогирд», как говорят здесь, в Центральной Азии).
Вечер открыл Народный хофиз Узбекистана, завотделом школы «Усто-шогирд» Национального центра искусства макома Исроилжон Вахобов, который долгое время работал с Бертой Зауровной в ансамбле «Маком» при Гостелерадикомитете, под руководством Юнуса Раджаби.
Его всегда восхищало ее отношение к молодым певицам. Она учила, объясняла им основы исполнительского искусства, делилась секретами мастерства. Обнаружив в девушке даже самую малую искру таланта, она делала все, чтобы развить и укрепить ее навыки. Когда ученицы становились известными, они тоже учили – вновь прибывших новичков.
Так сохранялся и развивался принцип «усто-шогирд». Все известные певицы, выступавшие на этом вечере, заявили, что считают Берту Давыдову своим Учителем. И, в свою очередь, они стали учителями для нового поколения исполнительниц макома. «Задача нашего времени, – подчеркнул хофиз, – помнить и почитать своих учителей».


Именно так поняли свою задачу преподаватели Института макома им. Юнуса Раджаби, отметил его проректор проф. Азиз Закиров. Они подготовили программу концерта в соответствии с концепцией мероприятия. Он подчеркнул важность принципа «усто-шогирд», соответствующего миссии его института, с радостью открывшего двери этого здания дорогим гостям.
Выступил с приветственным словом гость из США, Президент Фонда Давид Мавашев – сын крупного литератора и этнографа Исхака Мавашева, лично знавшего многих канонических исполнителей Шашмакома. Созданный Давидом Мавашевым более 20 лет назад фонд имени Исхака Мавашева поддержал целый ряд проектов, посвященных лучшим исполнителям макома. Последние несколько лет в Нью-Йорке проходит фестиваль «Shashmaqаm forever». В этом году было решено посвятить его Берте Давыдовой и стартовать там, где родилась и работала выдающаяся макомистка (соответственно, в Маргилане и Ташкенте).
В прошедшем году Узбекистан уже отметил 100-летие певицы Гала-концертом звезд макома в Государственном академическом большом театре им. А. Навои, предварив его циклом телепередач, выпуском фильма и книги о ее жизни и творчестве, а также установкой мемориальной доски на ее доме.
Главный редактор газеты The Bukharian Times, Исполнительный директор Фонда Исхака Мавашева, Президент международного фестиваля «Shashmaqam Forever» Рафаэль Некталов отметил в своем выступлении, что в этом году состоится цикл мероприятий с международным участием: «Прошлый юбилейный год завершился Гала-концертом в театре Навои, но мы решили посвятить Берте Давыдовой весь этот год – и вот мы в Узбекистане, были в Маргилане, на ее родине, а завершается наша миссия в Институте макома, тоже на концерте, посвященном Берте Давыдовой. Заключительный концерт фестиваля «Shashmaqаm forever-2023″ мы проведем в конце года в Нью-Йорке, где соберутся макомисты из разных стран».
Цикл мероприятий начался в Маргилане, куда отправились столичные и зарубежные участники – гости из США, из Израиля (певица Рита Юсупова) и Таджикистана (музыкант Садырхон Убайдуллаев). Круглый стол на тему «Берта Давыдова – искусство исполнения макома» был организован в «Нуроний Маскани» в Парке художников города Маргилана.
Трогательную встречу в детской музыкальной школе, специализирующейся на изучении искусства макома (директор – Мурат Сабирович Мирзаев), мастер-классы для воспитанников школы, с участием израильской макомистки Риты Юсуповой и узбекской певицы Гульбахор Иркуловой, и концерт в Маргиланском городском музыкальном театре макома надолго запомнятся как землякам Берты Давыдовой, так и гостям города. Выступления маргиланцев были подготовлены самими школьниками. Центр макома привез из Ташкента экспонаты своего музея и сформировал интересную экспозицию, из которой молодые жители Маргилана многое узнали о своей выдающейся землячке.


Воспоминание о мастере будет неполным без паломничества в дом ее Учителя.
Вернувшись в Ташкент, участники собрались в Музее Юнуса Раджаби. Говорили о женском макомном пении, звучали незабываемые мелодии и песни в исполнении сыновей Ю.Раджаби – народного хофиза Узбекистана Хасана Раджаби и заслуженного артиста Узбекистана Тахира Раджаби, внука мастера Азиза Раджаби, певицы из Израиля Риты Юсуповой и заслуженной артистки Узбекистана Гульбахор Иркуловой.
Завершающим мероприятием цикла стал концерт, посвященный той самой преемственности, о которой говорил министр культуры О. Назарбеков в своем выступлении на юбилейном концерте Берты Давыдовой: «Наша цель – взрастить новых «Берт Давыдовых» среди молодых исполнительниц традиционной музыки».
Концерт был посвящен им, новым макомисткам, студенткам, талант которых выплескивается ярким светом под звуки дойры и тамбура, но который еще – ох как долго! – придется им шлифовать при помощи своих именитых учителей, тех, что сами в свое время постигали секреты мастерства, слушая с замиранием сердца её – любимую народом Берту Давыдову.
Более полувека назад ее голос вошел в каждый дом, сделав элитный, профессиональный, сложный жанр макома понятным широкому кругу слушателей. Ее голос искали, крутили ручку радиоприемника. Она, яркая, красивая, всегда в тщательно подобранном сценическом костюме, всей душой преданная своему искусству, была примером для молодых исполнительниц.
И вот теперь, на этом концерте, мы видим целое созвездие замечательных макомисток:
Герой Узбекистана Муножат Юлчиева, народная артистка Узбекистана Замира Суюнова, народная артистка Узбекистана и Таджикистана Матлюба Дадабаева, заслуженные артистки Узбекистана: Гульбахор Иркулова, Камила Буриева, Хуррият Исроилова, певицы: Гульзирахон Аблат, Малика Мамадолимова, Мохичехра Шомурадова, Озода Ермухамадова, Сарвиноз Ахмедова, и другие.
Они выходили вместе – учитель и ученица, устоз и шогирд. Именно так и сохранилось исполнительское искусство макома на века, будучи переданным от учителя – ученику. Самое почитаемое в Узбекистане словосочетание: усто-шогирд, многовековая традиция трансляции знания и мастерства.
Выступила и гостья из Израиля, Рита Юсупова – как солистка, потом в дуэте с Гульбахор Иркуловой. Обладательница прекрасного голоса покорила зрителей.
Завершающим произведением концерта стала песня «Муножот». Знаменитая песня, которую автор, Иномжон Икрамов, подарил юной Берте, разглядев необыкновенный талант девушки. Исполнив ее по радио, Берта Давыдова на следующий день проснулась знаменитой. «Муножот» навсегда осталась ее визитной карточкой. Сама она с годами усовершенствовала свое исполнение, но никто другой так и не смог ее превзойти.
Все участницы, наставницы и ученицы, вышли на сцену и спели «Муножот» вместе, пятнадцатью голосами, тем самым отдав дань уважения первой исполнительнице Берте Давыдовой. Этого действа не было в программе, но макомное исполнение – всегда творческий процесс и немножко импровизация. Таким был мощный финал концерта.
Организаторы вышли на сцену, американцев одели в традиционные золотошвейные бухарские халаты. Рафаэль Некталов в заключительной речи подчеркнул, что нам нельзя забывать о том, что мы видим такое количество поющих на сцене женщин и совсем юных девушек, благодаря ей – неповторимой Берте Давыдовой.
В самом деле, заняв достойное место среди лучших исполнителей Шашмакома, традиционно исполнявшегося мужчинами, и обладая яркой индивидуальностью, она стала эталоном этой профессиональной музыкальной традиции, примером для сотен талантливых девочек – и для тех, кому она была устозом (учителем), и для тех, кто родился или родится через 100 лет после нее.

Барно Тургунова