THE BUKHARIAN TIMES

В прошлом номере газеты Тhe Bukharian Times среди других статей мое особое внимание привлекла статья «Душанбе сегодня» с фотографиями.
Автор Моше Сабиров, собственный корреспондент газеты по Таджикистану, не часто, но регулярно сообщает о новостях родного края, что для нас, проживающих в Нью-Йорке, и не только душанбинцев, представляет определенный интерес.
В последней статье Моше Сабиров сообщает, как обычно в первую очередь, о состоянии бухарскоеврейского кладбища в Душанбе. Но он затронул также некоторые проблемы общественной жизни, в том числе реакцию населения на трагические события в Израиле.


Начну я свои размышления, как и Моше, с весьма существенного, болезненного вопроса — положения на бухарскоеврейском кладбище в Душанбе.
По мнению президента благотворительного американского Фонда «Таджикистан» Майкла Завулунова, более четырех лет возглавляющего эту организацию, забота о душанбинском кладбище должна быть приоритетной для всех бухарских евреев мира, так как оно находится в самом сложном сейсмическом районе Центральной Азии. Нас радует (и об этом тоже говорит душанбинский корреспондент), что Майкла Завулунова «многие знают и уважают в Таджикистане, как в правительстве, так и в народе».
Майкл Завулунов и его команда энергичных людей поставили перед собой задачу масштабной реконструкции еврейского кладбища в Душанбе, реставрации могил и памятников. Браво, Майкл! Мы благодарны Вам. Дай Бог Вам здоровья, счастья и благополучия.
Здесь уместно также напомнить о том, что главный редактор газеты The Bukharian Times Рафаэль Некталов при своих поездках по городам Центральной Азии обязательно посещает еврейские кладбища, в том числе душанбинское кладбище, встречается с ответственными представителями властей и информирует об этом читателей газеты.
Отвлекусь и припомню, пусть не совсем к месту, поэтические строки о кладбище:
Барои зиндагон бояд бигӯям:
Ки қабристон барои мурдагон нест.
Ки қабристон барои зиндагон аст,
Ки то донанд фардо ҳолашон чист.
В вольном переводе это означает: кладбища, могилы, надгробия существуют для живых, как способ продлить память об ушедших.


Значительная часть статьи Моше Сабирова посвящена ситуации, которая сложилась в Душанбе в связи с войной между Израилем и террористами Хамас. В целом, считает автор, обстановка в Душанбе спокойная, никаких отвратительных антисемитских выходок нет, как было в Махачкале. Люди обмениваются мнениями, а споры, касающиеся конфликта, проходят без агрессии.
Однако, по мнению Моше, тревожность чувствуется. И нас не может не смутить факт, случившийся недавно с ним. Моше решил заказать сладости из онлайн магазина через Инстаграм. Но ему отказали, сообщив: «Для Вас ничего нет!». Почему-то Моше считает этот отвратительный случай смешным фактом. Смешным?! Разве это не проявление злостного антисемитизма? Понятное дело: они, эти гнусные сотрудники так называемой «обслуживающей» организации, признали собкора евреем.
Что можно на это сказать? Только развести руками. Наша вечная беда: евреев не любят за то, что они евреи.
Хочу, однако, закончить если не на оптимистической, то на обнадеживающей ноте: народ Таджикистана в большинстве своем не опустится на такой низкий уровень.
В завершении своей статьи, хочу выразить благодарность президенту Фонда «Таджикистан» Майклу Завулунову за его многолетнюю работу, и поздравить с днем рождения от имени всех душанбицев!
И еще: пожелаем нашему корреспонденту в Душанбе, Моше Сабирову (на фото), благополучия. Спасибо, что в этих непростых условиях он остается верным идеалам еврейского народа и поддерживает Израиль.
Хазак барух!

Даниэль Маркиэлов