Горские евреи и Таты

Как важно не путать историю с географией

Президент Российской Федерации в своем обращении к россиянам после антисемитских нападений на дагестанцев в Махачкале 29 октября 2023 года, через сутки задался вопросом: «… Разве можно помочь Палестине, пытаясь нападать на татов и их семьи?». И сам же ответив на поставленный вопрос, допустил сразу две ошибки: «Таты, кстати говоря, это титульная нация в Дагестане», — заявил Владимир Путин 30 октября на совещании по вопросам безопасности, таким образом назвав горских евреев татами, которые, титульной нацией не только в Дагестане, но и в России не являются.

Меня заинтересовала такая интерпретация определения кавказских этносов, так как несет в себе отголоски имперского отношения к малочисленным народам России, к которым некогда принадлежали и по сей день, частично, бухарские евреи.
Давайте разберемся вместе.
На самом деле, горские евреи по языку и другим признакам принадлежат к общности персоязычных евреев, отдельные группы которой расселены в Иране, Афганистане и Средней Азии (бухарские евреи).


Это точно также, если сравнивать проживающих в Бухаре персоязычных шиитов Ирана, которых называют «эрони» и иранских евреев города, которых называем мы, бухарские евреи между собой «эрони». Или другой пример: «эрони» в Бухаре, говорящие на фарси, и «эрони» в Самарканде, которые являются этническими азербайджанцами, родной язык которых тюркский. Самоназвания этих этносов носит, при некой схожести, разные значения, определяются иными социальными, конфессиональными и этническими атрибутами.
Евреи Восточного Закавказья наименование «горские» получили в XIX веке. Как и бухарские евреи, они стали называться в документах Российской Империи «туземными». К той же категории власти отнесли и местных жителей-мусульман: сартов, таджиков и пр. Все кавказские народы считались «горскими». Среди татов были и иудеи, и мусульмане.


Сами себя горские евреи называют «еуди» («иудей») или джууд (ср. перс. juhud — «иудей»).
Во времена русского колониализма, в документах бухарских, иранских и афганских евреев, которые проживали к этому моменту на территории Российской империи, тоже придумали удобное для них название: «туземные евреи», и некоторые из местных евреев подчеркивали, что они не такие как те, кто были до 1868 года. Эта практика носила повсеместный характер во времена империи, затем советской империи и эхом отозвалась в сознании российского президента, зачитавшего по бумажке, приготовленное его этнографами мнение, которое отражало понятия колониалистов конца 19 века.


Алик Юсуфов, уроженец Баку, предки которого происходят из Шемахи, рассказывает, что долгое время мало кто придавал значение самоназваниям горских евреев:

Все знали, что мы не мусульмане, но отношение к нам не было враждебным в советские годы. Мне было пять лет, когда после детских уличных споров, которые могли перейти в драку, один азербайджанец, разнял нас и сказал, что евреи — наши братья, и мы должны с уважением относиться к этому народу, — вспоминает Алик Юсуфов. – Тогда я понял, что между нами есть разница. Но таты были и мусульмане, и иудеи. Мы говорили на одном языке с ними. Однако в нашем языке было много ивритских заимствований, связанных с еврейскими традициями и обрядами.
Многие писались в паспортах татами. Так было легче поступить в университет, делать карьеру. Но евреев хоронили на еврейском кладбище, согласно нашей традиции. К примеру, мой дядя был записан татом, а отец – горским евреем, и так было во многих семьях. Когда началась эмиграция в Израиль и в страны Европы и Америки, то все стали приводить в порядок свои документы и сообщать о своих еврейских корнях.
В 1888 году И. Ш. Анисимов в работе «Кавказские евреи-горцы», указывая на близость языка горских евреев и языка кавказских персов (татов), сделал вывод о том, что горские евреи являются представителями «иранского племени татов», которое ещё в Иране приняло иудаизм и впоследствии переселилось в Закавказье.


Выводы Анисимова были подхвачены в советское время: в 1930-х годах началось широкое внедрение идеи о «татском» происхождении горских евреев. Усилиями нескольких горских евреев, приближённых к власти, начал раскручиваться ложный тезис о том, что горские евреи — это «иудаизированные» таты, которые ничего общего с евреями не имеют. Из-за негласного притеснения горские евреи сами стали записываться татами.
Это привело к тому, что слова «тат» и «горский еврей» стали синонимами. Ошибочное наименование горских евреев «татами» вошло в исследовательскую литературу.
В результате весь тот слой культуры, который при советской власти создавался горскими евреями (литература, театр и т. д.) на горско-еврейском диалекте, именовался «татским» — «татская литература», «татский театр», «татская песня» и т. п., хотя, собственно, таты не имели к ним никакого отношения.
Более того, сравнение диалекта горских евреев и татского языка и физико-антропологические данные их носителей также полностью исключают их этническое единство.
Перейдя на персидскую речь, евреи, тем не менее, сохранили в своём наречии пласт заимствований из арамейского и древнееврейского (иврит) языков, в том числе не связанных с иудейской ритуальностью (гиоси — гневный, зофт — смола, нокуми — зависть, гуф- тело, кетон — полотно, гезире — наказание, говле — избавление, бошореи — радостная весть, нефес — дыхание и т. д.). Некоторые словосочетания в языке горских евреев имеют структуру, характерную именно для древнееврейского языка.
В 1913 году антрополог К. М. Курдов измерил большую группу жителей татского селения Лахидж и выявил коренное отличие их физико-антропологического типа. Если для татов характерна мезо- и долихокефалия, то для горских евреев- крайняя брахикефалия, следовательно, ни о каком родстве между этими народами не может быть и речи.
Таты-христиане жили и в Армении.
Процесс советской татизации, идеологи которой ставили цель показать, что евреи Кавказа и Закавказья не являются потомками иудеев Ближнего Востока, мог коснуться и бухарских евреев Средней Азии.
Об этом мне неоднократно говорил профессор Михаил Членов, автор ряда научных статей по этнографии и антропологии бухарских и горских евреев. Он подчеркивал, что все мы должны четко осознавать свою историческую и генетическую связь с народом Израиля.
Профессор В.А. Дымшиц также в своей статье «Вокруг Махачкалы. Предуведомление к предуведомлениям» в прошлом номере газеты The Bukharian Times веско и аргументировано обозначил эту тему с позиций сегодняшнего дня. Он в течение ряда лет занимается антропологией горских евреев России, в частности Дагестана.
Таким образом, есть принципиальная разница у двух родственных по языку и месту проживания народов — татов и горских евреев.
«Таты и близко не евреи, — пояснил «The Moscow Times» историк Олег Петрович-Белкин. — Это даже не группа семитских народов, в которые, помимо самих евреев, входят еще арабы, ливанцы и другие. А таты — это иранский этнос, который происходит из совершенно другого корня.

Это заблуждение произошло от того, что таты — иранский этнос— персы, а горские евреи — персоязычные, и отсюда пошло их отождествление, — рассказал Петрович-Белкин. — Затем это убеждение было развеяно, но, видно, Путин до сих пор опирается на исследования конца XIX века».
Историк добавляет, что таты — мусульмане (в основном шииты, в меньшинстве — сунниты), а горские евреи исповедуют иудаизм.
Татов и горских евреев часто путали в советское время, хотя эти народы этнически не связаны. «Если дать значение, кто такие таты, кто такие евреи, до 30-х годов было записано в документах у горских евреев «горский еврей», у ашкиназийских евреев просто «еврей», — рассказывал директор еврейско-татского центра Карен Гуршумов в интервью «Радио Свобода».
— В период советской власти была татизация горско-еврейского населения, где многие изменили в документах горских евреев на татов».


А что касается недавних событий в Махачкале, то они носили явно антиеврейский характер по отношению и к евреям России, и к израильтянам. И как отмечает корреспондент «Rus.Azzatyq.org», вспышка насилия 29 октября — не первый случай за последние годы, когда еврейское население подвергается атакам. В 2013 году покушались на раввина Исакова, ему выстрелили в грудь, а в 2012 году рядом с дербентской синагогой сработало взрывное устройство. Но он продолжает жить на родине, верно служа своей общине и еврейскому народу в Дагестане.
Однако, от происходящих событий в России и из слов Путина еврейской общине следует сделать правильные выводы.


Рафаэль Некталов
Фото Дмитрия Ермакова.

P.S.

Еврейская диаспора Дагестана заявляет, что опасается сейчас за свою жизнь. Новых фотографий представителей диаспоры нет. В этой галерее представлены снимки российского фотографа Дмитрия Ермакова. В апреле 2023 года он подготовил фоторепортаж о евреях Дербента, города в Дагестане, где проживает большая часть еврейской диаспоры региона.


Комментарий политолога Рафаэля Саттарова

Долгие годы русскоязычные представители еврейской общины были уверены в том, что уж кто-кто, а Владимир Путин абсолютно не антисемит. Его близкие друзья, тренеры, повлиявшие на его мировоззрение и судьбу, имели еврейские корни. Он умело ладил со многими предпринимателями России с еврейскими корнями в девяностые, и не питал к ним ненависти, как питали советские руководители и чекисты.
Американские евреи, посещавшие Россию, всегда отмечали, что Россия, пожалуй, из всех европейских стран, наименее подвержена антисемитизму. Однако, правы оказались те интеллектуалы, которые говорили, что пока в России не наблюдается антисемитизма, но он может проявиться в любой момент. Путин и его самый близкий соратник и правая рука Николай Патрушев – настоящие неосталинисты. Неосталинисты в отличие от сталинистов, не ностальгируют по мифу, а, как правильно заметил когда-то Шендерович: «Желают править как Сталин, а жить как Абрамович».
Среди сотрудников Николая Патрушева уже давно были открытые антисемиты, которые задолго до террористической атаки Хамас против мирных жителей Израиля продвигали в СМИ открытые мысли о «мировом сионизме».
Даже если Николай Патрушев приносил официальные извинения за слова своих подчиненных, умные люди понимали, что тв Совбезе России полно антисемитов.
Как известно, Сталин тоже до убийства Мейерхольда и «Дела врачей», неплохо ладил с еврейской общиной, с «Антифашистским комитетом», ну, все было до поры до времени.
Он мог антиеврейскую кампанию еще в тридцатые годы. Не будь война, он сделал бы это вместе с Гитлером. Ведь «отмена еврейства» среди горских евреев и бухарских начались еще в тридцатые годы ХХ века, а не в пятидесятых. В пятидесятых все это ускорилось. Ради подписания пакта Молотова – Риббентропа, он отправил в отставку наркома иностранных дел Максима Литвинова, еврея по происхождению, чтобы Гитлер хорошо понял намек – фигура, мешающая двухсторонним связям двух диктаторов, убрана.
Путин и Патрушев, как продолжатели дела сталинистов, возвращают время назад: вновь они с арабскими товарищами ведут антиимпериалистическую и антисионисткую кампанию, не понимая, что перед ними не баассисты с красивыми усиками, а бородатые джихадисты, которые не против пустить в ход свои ятаганы против кяфиров урусов, да и взорвать кое-что заодно.
Просто, как и полагается типичным совдеповским чекистам, их продолжателям не хватает смелости открыто признать свой антисемитизм на официальном уровне. Вот руководители террористов ХАМАС не скрывают своей ненависти ко всем евреям, а кампусные леваки уже перестали. Хезбалла, хуситы тоже не скрывают ненависть к евреям.
А Путину и Патрушеву даже не хватило смелости объявить войну
войной. Они даже мобилизацию провел втихаря, замаскированно, как и полагается чекистам. Поэтому его неосталинские критерии относительно «пятой графы» при поступлении в вузы России тоже будут носить скрытый характер.
Все это сделает куда сложной жизнь евреев России. Их идентичность будут отменять со смайликом на лице, говоря, что тебя все любят, вот поэтому ненавидят. По-тихому будут отправлять списки на запрет той или иной деятельности для тех или иных людей с неправославными корнями.
Поэтому колониальный нарратив «про татство евреев», и все невинные шуточки про евреев приводят к опасной цивилизационной игре, для которой у Путина ума не хватает. Но на возбуждение страстей «глубинного народа» хватит вполне.