(Продолжение.
Начало в №№ 1135 -1136)

МАРГИЛАН

Каждый визит бухарского еврея на родину непременно имеет целью посещение святых для нас мест – кладбищ. Они стали своего рода музеями еврейской истории в больших и малых городах, где мы жили веками, оставив о себе добрую память. Могу с гордостью сказать, что являюсь единственным евреем, который объездил, сохранил и опубликовал в средствах массовой информации записи о более, чем 20 еврейских кладбищах Средней Азии. Эта программа была задумана мною вместе с Борисом Э. Кандовым, и мы намерены в ближайшее время завершить ее выпуском книги «Практика памяти. Бухарскоеврейские кладбища Узбекистана, Таджикистана, Казахстана».

Очерк о маргиланском кладбище занимает особое место в этом исследовании, так как Маргилан является одним из важнейших населенных пунктов в Ферганской долине. Именно в этом городе жили известные торговцы, ремесленники – изготовители шелковых тканей, резных дверей и сундуков, а позже – многие ученые, внесшие огромный вклад в развитие науки, в историю Узбекистана.
Надо отдать должное маргиланским евреям: именно они первыми стали заниматься вопросами не только благоустройства кладбищ, но и строительством новых аллей. Помнится, в 2012 году Борис Кандов приводил в пример работу фонда «Маргилан», который, благодаря усилиям Владимира Катанова, в кратчайшее время привёл кладбище в надлежащий вид, проложив плитами аллеи, занявшись ремонтом и укреплением стен. Приятно отметить, что, приближаясь к этому кладбищу, видишь вдоль бетонированной стены еврейские символы: менора, звезды Давида.
Меня по кладбищу сопровождал Ибрагим Захидов, который является смотрящим. У ворот кладбища нас встретил охранник Тоджиали Абдуллаев.

К нам приезжают много туристов из Израиля, Америки, и мы с радостью встречаем их, так как среди них появляются и те, кто не был на родине 30, 40 и 50 лет! – сказал он. – Мы им помогаем сделать ремонт. Некоторые полностью переделывают памятники. Приятно, что нам все доверяют.
Первое, что бросается в глаза, — это порядок, чистота, ухоженность памятников в любой части еврейского кладбища. На меня огромное впечатление произвела архитектура и внешнее убранство хонако — часовни, где в течение веков готовили тело усопшего к погребению. Очень красивое сооружение. Оно стало памятником архитектуры ХХ века. В этом помещении много света, и вся атмосфера напоминает синагогу.
В Маргилане уже нет евреев, и о былом величии иудейской общины города теперь свидетельствует только это кладбище. Синагога находилась по улице Шакирджанова в еврейском квартале, в районе «Байнал Минал» Маргилана, которая находилась недалеко от центра города. К сожалению, здание не сохранилось. Там был молитвенный зал, в нем проводились не только религиозные мероприятия, но и поминки, — рассказал мне вице-президент фонда «Маргилан» Мурдахай Мошеев. – После того, как все евреи иммигрировали в Израиль, Америку, синагогу продали. Сейчас уже никого не осталось…
Но кто знает? Были времена, когда евреи покидали родные места, а потом возвращались.
Узнав о моей командировке в Маргилан, ко мне обратились несколько маргиланцев из Нью-Йорка и Рамлы (Израиль), чтобы я почтил память их родителей. Я быстро отыскал величественный памятник, воздвигнутый Рафаэлю Моисеевичу Якубову (1925-1988), который обращает на себя внимание не только своими колоннами, оригинальным дизайном, но, само главное, начертанными на нем нетривиальными, идущими от сердца супруги и детей искренними и сердечными словами благодарности и любви.


Чувствуется, что многие памятники отреставрированы совсем недавно, и они отличаются от других, установленных в конце ХХ века. К примеру, при реконструкции памятников Юханановым, удачно использованы фотографии на белом мраморе в сочетании с растительным орнаментом.
Что радует, так это доброе отношение маргиланцев к тем, кого они знали. И конечно, символом этой памяти останется несравненная певица, народная артистка Узбекистана Берта Зауровна Давыдова, наряду с профессором, доктором исторических наук Давидом Очильдиевым, доктором медицинских наук Иосифом Ядгаровым, кандидатом экономических наук Игорем Юсуповым, педагогами школ и техникумов, певцами, ремесленниками.


Владимир Катанов – человек, которого я заново открыл для себя, когда стал готовиться к поездке в Ферганскую долину, поразил меня широтой своих знаний и горячим желанием оказывать поддержку культурным проектам, которые Фонд им. Ицхака Мавашева осуществляет в Америке и Узбекистане. В частности, узнав, что мы будем проводить впервые в Маргилане фестиваль Shashmaqam Forever, он поинтересовался, чем может быть полезным? Дал телефоны своих влиятельных друзей, а также выделил 2 000 долларов на поддержку молодых талантов, девочек- исполнительниц узбекских макомов. Они все должны гордиться тем, что их судьба связана с городом, в котором родилась великая и неповторимая певица, народная артистка Узбекистана Берта Давыдова! – сказал он мне, передавая свой конверт, который я вместе с представителями министерства культуры и общества дружбы народов «Узбекистан – Америка» торжественно вручил юным исполнительницам. – Надо думать не только о нашем кладбище, но и проводить в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, всюду, где мы жили, различные мероприятия, способствующие развитию культуры, наших взаимоотношений. Одним словом, сделать так, чтобы местные жители больше знали о нашем присутствии на этой древней земле, о том вкладе, который внесли в ее историю бухарские и другие евреи.

Фергана


Вечером того же дня я приехал в Фергану, которая находится в 18 километрах от Маргилана. Не исключено, что со временем, учитывая постоянный прирост населения в этом регионе Узбекистана, эти два города сольются в один большой конгломерат. Впрочем, российские колонизаторы так и задумывали этот проект, когда в 1876 году закладывали Новый Маргелан (позже переименован в Скобелев, а с 1924 года стал Ферганой).
Меня встретил Михаил Давыдов, занимающий в Фергане пост смотрителя кладбища. Он познакомил меня с некоторыми фактами из истории еврейской общины, которые наверняка будут интересны и нашим читателям. В Фергану бухарские евреи стали переезжать в основном из Маргилана, Коканда, Кармана в конце 19 — начале 20 веков, — рассказал мне Михаил Давыдов. — Тогда и стало формироваться еврейское кладбище, а до этого всех хоронили в Маргилане.
Как указано на сайте фонда «Фергана», Ибрагимбой Зауров купил в 1910 году земельный участок под еврейское кладбище. Первые захоронения были в 1916 году. Сначала хоронили на южной стороне кладбища, а после Второй Мировой войны – на северной.


Калонтарами (так называли волонтеров-руководителей ферганского кладбища) в разные годы были Михаил Зауров, Хаим Ильяев, Давид Ходжи, Борухов, Абрамов, Якубов Хосид, раввин Борухов, Давид Ходжандиев, Мани Мирзакандов. На ферганском кладбище, наряду с бухарскими евреями, похоронены также и ашкеназские.
В 1980-1990 годы, чтобы уберечь кладбище от сноса, инициативная группа под руководством авторитетных членов бухарской еврейской общины Сиви Шхема, Давида Ходжандиева, Михаила и Або Юнаевых, Гавриэля и Ильи Суфичаевых, Джуры Каландарова, Мани Мирзакандова, Рушеля Абрамова, Аркадия Давыдова и других ходатайствовала перед руководством города Ферганы об установлении на территории кладбища Обелиска павшим воинам.
Теперь он воспринимается, как символ ферганского кладбища.


В те годы на многих еврейских кладбищах в Узбекистане и Таджикистане стали возводить подобные монументы в честь героев Великой отечественной войны (в постсоветское время стали писать Второй мировой войны. – Р.Н.), чтобы сохранить кладбища в неприкосновенности.
Я приезжал сюда в составе делегации Конгресса бухарских евреев США и Канады вместе с Борисом Кандовым дважды и каждый раз обращал внимание на то, с каким уважением относились власти города и области к нуждам сохранившейся еврейской общины.
Во время прошлогодней поездки в Коканд, в составе делегации благотворительного фонда «Коканд», мы встречались с хокимом Ферганской области Хайрулло Бозаровым. Он заверил нас в том, что на территории области и всей республики сохраняется дружеское отношение ко всем национальным меньшинствам и конфессиям, а узбекскому народу вообще свойственны толерантность и гостеприимство.
В Фергане так же, как в Коканде, Самарканде, Бухаре и Ташкенте, есть действующая синагога. Частный дом по улице Памирской, приобретенный для нужд общины по инициативе Хаймовых, Зауровых, Абрамовых, Давыдовых, Нуриева, Якубова был преобразован под синагогу, которая функционирует и по сей день.Кошерное мясо привозят из Ташкента.


В настоящее время в Фергане проживает небольшая еврейская община, о которой писал недавно в нашей газете Давид Давидов, член Совета директоров Центра бухарских евреев.
Средства для поддержания кладбища направляет американский фонд «Фергана» под руководством Славы Якубова. В отличие от других фондов, ферганцы развернули большую работу по сбору средств как в США, так и в Израиле. Почти во всех городах Израиля: Тель-Авиве, Димоне, Бер-Шеве, Ашдоде, Бат-Яме, Ор-Иехуде, Рамле, одним словом, везде, где живут репатрианты из Ферганы, действуют приемные пункты, а на сайте значатся имена, фамилии, телефоны волонтеров.
На сайте фонда «Фергана» https://fundfergana.ru/vse-kamery каждый пользователь может увидеть, что происходит на разных участках кладбища, а также посмотреть вид, открывающийся с сопредельных улиц, отгороженных забором. Территория кладбища разбита на 10 секторов от AtoJ. Все очень удобно и прекрасно функционирует.


Молодцы, ферганцы! Территориально ферганское кладбище, построенное позже маргиланского, уступает ему по размерам, — продолжил М. Давыдов. – Следим за чистотой и порядком, реставрируем могилы. Круглосуточно работают охрана, уборщики мусора.
На самом деле, так оно и есть. В хорошем состоянии хонако.
Как известно, в Узбекистане, в отличие от Таджикистана, кладбища находятся на балансе государственных структур, и имеются штатные единицы директора, охранника, уборщиков. Я также сотрудничаю с еврейской организацией «Джойнт», которая в течение многих лет оказывает помощь живущим в Фергане евреям, — сказал Давыдов.
Ночной визит на кладбище мог ничем не отличаться от дневного: много электрического света, видна каждая могила. В нашем городе спокойно, отношение горожан и властей доброжелательное, — подчеркнул Михаил Давыдов. — По субботам и еврейским праздникам собираемся в синагоге.

ДОМ-МУЗЕЙ ТАВАККАЛА КАДЫРОВА
Затем Михаил отвез меня в дом великого певца Таваккала Кадырова, которого очень любили не только в Ферганской области, но и в Самарканде. Его песня «Ухшайди ку!» на стихи Хамзы поражает своей красотой, и для меня это, как гимн, передающий величие узбекского народа. Я сказал, что в Средней Азии была только одна женщина, которая могла исполнить эту песню с такой силой и убедительностью, как и Таваккал Кадыров, — народная артистка Таджикистана Шоиста Муллоджанова.
В доме Кадырова нас ожидали верные поклонницы таланта Таваккала Кадырова, Гульбахор Эркулова и Рита Юсупова. Специально к этой встрече были приглашены и родители Михаила – Рошель и Людмила Давыдовы. Это был очень теплый вечер песен и воспоминаний о великом певце, который оставил яркий след в истории узбекской народной музыки.
Члены семьи Мамлакат, Артыкхон и Фуркат Кадыровы, ученик Устоза – народныйартист Узбекистана Султанали Маматов рассказали о том огромном наследии, которое оставил Таваккал Кадаров, о всеобщей народной любви к его исполнительскому мастерству и личности. Наш отец всегда с гордостью говорил о своей именитой землячке Берте Зауровне Давыдовой, и нам особенно приятно осознавать, что вы специально приехали из Америки и Израиля в Маргилан, чтобы вновь освежить память о неповторимой макомистке, песни которой звучат по сей день на радио и телевидении Узбекистана, — сказала Мамлакат Кадырова.
К сожалению, в это время в этой части города временно было отключено электричество. Зажгли свечи, и мы медленно прошлись по огромному дому, освещая ими себе дорогу. Но потом вновь в просторных комнатах Кадырова загорелись люстры, осветив его величественные портреты, афиши, книги, среди которых немало специально посвященных его жизни и творчеству.
Поздно ночью мы заняли свои места в самолете.
Прощай, Ферганская долина! Вернее, до свидания!

Рафаэль Некталов
(Продолжение следует)
Фото автора