Ташкент – один из самых динамично развивающихся городов Центральной Азии. Этот непреложный факт омечают все без исключения жители столицы. А бывшие граждане Узбекистана, оказавшиеся в Ташкенте после некоторого перерыва, просто потрясены темпами строительства и изменений в столице. Новые здания поражают ташкентцев своим стремлением ввысь. Новые отели, офисы, жилые комплексы, шопинг-центры, рестораны, кафе на любой вкус и кошелек, становятся привычными для ташкентцев, и удивляют гостей города своим разнообразием.
Конечно, можно по-разному относиться к потере старого Ташкента, уютных, тенистых улочек одноэтажного города. Но сегодня столица Узбекистана – это отражение экономического бурного роста страны последних лет, огромного интереса к стране иностранных туристов, чей поток многократно возрос в результате новый политики в области туризма. Такая объективная реальность меняет структуру города, новые жилые комплексы теснят одноэтажную часть Ташкента.
Естественно, что для части горожан переселение в новые жилые комплексы – болезненный процесс. Но ведь так было всегда и везде, и изменить ход экономического роста современных городов невозможно.


Хорошо, когда владельцы новых комплексов могут договориться с хозяевами о стоимости старого фонда, который пойдет на слом. К сожалению, так случается не всегда. Некоторые из таких собственников, понимая, что порой у застройщика нет другого выхода, начинают его шантажировать, запрашивая невероятную, необъективную цену за свою собственность. Примеры такие есть, но их совсем немного.
Вот об одном из таких примеров я расскажу.
Всем ташкентцам хорошо известен Миробадский рынок (чаще всего его называют Госпитальным). Вокруг него формировалась одна из жилых частей нового Ташкента. В этой части города сложилась значительная ашкеназская еврейская община столицы Узбекистана, увеличившаяся после разрушительного землетрясения 1966 года.
Исторически синагога ашкеназских евреев в Ташкенте находилась вначале на улице Паровозная, потом на знаменитой Кашгарке. Активисты еврейской общины купили частный дом по адресу 2-й Миробадский проезд, № 15, после того, как синагога на Кашгарке была разрушена во время уже упомянутого землетрясения.


Надо сказать, что синагоги традиционно открывались в местах компактного проживания еврейской общины. Причина – в субботу, некоторые праздники, в синагогу на молитву прихожане должны идти пешком.
К сожалению, еврейская община Узбекистана за последние 35 лет очень сильно сократилась. По некоторым данным, в 1989 году в Узбекистане проживало более 185 тыс. евреев, а сейчас не более 1,5 тыс. И конечно же, о компактном проживании евреев сегодня и говорить не приходится.
Узбекистан – одна из немногих стран мира, в которых представители многих национальностей чувствуют себя комфортно. Именно поэтому страна считается одной из самых толерантных в мире. Например, евреи на протяжении многих столетий находили на этой земле спасение от гонений, жили в мире и добром согласии с местным населением.
И совсем не удивительно, что даже с учетом выезда евреев из страны по разным причинам (но только не из-за антисемитизма) в Ташкенте до сегодняшнего дня действуют три синагоги.
Однако синагога ашкеназских евреев сегодня оказалась в окружении строящегося современного комплекса Миробад Авеню. Узнать район, примыкающий к Госпитальному базару, совершенно невозможно. Фото – убедительное доказательство этого свершившегося факта.
В таком окружении синагога не просто потерялась, она мешает дальнейшему развитию комплекса.
Что же делать? Как быть?


Предложение владельцев Миробад авеню компании «Absolute Business Trade» кажется совершенно справедливым.
Компания «Absolute Business Trade» предлагает для еврейской общины выкупить в центральной части города, недалеко от Педагогического Университета (многие бывшие ташкентцы, хорошо знают этот район) участок, адекватный тому, что на 2-й Миробадский проезд, № 15. Далее компания предлагает ашкеназской общине построить на вновь приобретенном участке новое, современное здание синагоги, по специально подготовленному проекту для молельного комплекса со всей необходимой инфраструктурой. Компания готова оплатить стоимость строительства нового здания синагоги «под ключ» любому подрядчику, которого определит ашкеназская община.
Справедливости ради необходимо констатировать, что такое предложение было передано ашкеназской общине с самого начала строительства жилого комплекса Миробад Авеню, еще несколько лет назад.


Разве такое предложение не является логичным и отвечающим интересам еврейской общины?
Конечно, актив общины может продолжать сопротивляться такой возможности — получить современное здание синагоги, вместо помещения, приспособленного из жилого дома. Сопротивляться, и скорее всего шантажировать компанию «Absolute Business Trade», пытаясь получить денежную сумму, многократно превышающую строительство новой синагоги. И такое тоже возможно.


Этот материал специально подготовлен для евреев, выходцев из Узбекистана, проживающих ныне в США, Израиле, Германии, Австрии, Канаде, Австралии и других странах, которые могут быть дезинформированы о том, что якобы в Ташкенте застройщик сносит синагогу без достойной компенсации и представить расширение строительство Миробад Авеню, как акт антисемитизма.

® ИКРАМОВ А.Б., директор «Absolute Business Trade»