THE BUKHARIAN TIMES

Театр комедии «Бухары-на-Гудзоне»

Вечером 9 декабря 2023 года в Queens Theater с большим успехом прошел премьерный показ спектакля театра комедии «Бухара-на-Гудзоне» «Ее величество очамо!», который долго ждал своего часа встречи со зрителем.
Автор пьесы, режиссер и исполнительница главной роли – Люба Пилосова, которая уже в течение трех десятилетий активно работает в Нью-Йорке, поражая всех своими остроумными и весёлыми спектаклями, ставшими неотъемлемой частью культурной жизни бухарских евреев Америки.

В 2018 году я поставила спектакль «Её величество свекровь!», по-нашему – модуршо, который был тепло принят нашими зрителями, – сказала Люба Пилосова. — И тогда встал вопрос о продолжении этой вечно актуальной темы внутрисемейных взаимоотношений, которые имеют место в нашем обществе. Так зародился спектакль о тещах «Ее величество очамо!», который не сразу был поставлен из-за пандемии коронавируса.
В переполненном зале собрались поклонники театра «Бухара-на-Гудзоне», который известен не только в Нью-Йорке, но и в Атланте, Финиксе, Вене, Израиле, куда неоднократно выезжала на гастроли талантливая труппа.
Спектакль поставлен в формате авторского ток-шоу, которое проводит элегантная и красивая ведущая, актриса театра Судьбоносова Илона Желтопрессовна (Илона Джозеф-Полванова) — «Ее величество очамо!».


Собрав за столом колоритных тещ, она проводит интервью в прямом эфире с двумя традиционными женщинами: хранительницей очага дочери, согласной на компромисс во имя сохранения молодой семьи Бехасрат Сорах Дапешонибахтовной (актриса Люба Пилосова); острой на язык и требующей к себе должного внимания со стороны своего зятя, готовой на все плюнуть и жить в свое удовольствие Махмадоно Зильпо Сарукалетовна (Мира Аронбаева); современной, относительно молодой, более американизированной, беспроблемной (судя по отчеству), самодостаточной Незавидовой Марией Бегамовной (Мария Сарикова) и увлечённой собственным величием и бескомпромиссностью, крупной и опасной, как самка богомола, женщиной, примкнувшей через своего зятя к бухарскоеврейской общине Соней Хундулевной Мужеедовой (Марта Даймонд).
Вот в такой разношёрстной компании проходит это шоу, за которым с интересом, и порой, в интерактивном формате, проводит интервью телеведущая Судьбоносова.
Надо отдать должное автору пьесы, которая смогла создать интересные роли для своих героинь, ибо каждая из них, рассказывая со сцены собственные истории, делится своими радостями, неудачами.
Актрисы смогли донести до зрителя особенности характеров и непростых судеб женщин в нашей иммиграции.


Люба Пилосова стала одной из первых в бухарскоеврейском мире женщин-драматургов, которая в течение более тридцати лет последовательно и целенаправленно занимается этой темой. Её яркие и злободневные, но при этом очень добрые миниатюры, а затем и спектакли, поставленные ею в иммиграции: «Хосткори» — «Сватовство» (1995), «Однобедрумная квартира в Нью-Йорке» (1999), «Хоматендент» (2005), а также моноспектакли «Смехотерапия» (с 1997 по 2017 годы), «Мужья на сейле» и «Ее величество свекровь» (2018) стали энциклопедией социальной жизни бухарских евреек.
В этом же ряду стоит и последний спектакль «Ее величество очамо!», в которой представлены еврейские тещи уже 21 века. Они родом из СССР, и, следовательно, сохранили в себе традиционный взгляд на жизнь, сформированные ценности, отношения между зятьями и тещами – те клише, которые в чем-то помогают, поддерживают жизнь молодых, а где-то, наоборот, мешают. Ситуации такого рода бывают везде и у всех в иммиграции, если есть такие тёщи.
Актриса Мира Аронбаева, как всегда, очень органична в своих ролях, которые написаны Пилосовой с учетом ее фактуры, эмоциональности, характера. Она синкретическая актриса, прекрасно поет и танцует, и поэтому ее игра в спектакле сопровождается песнями, которые звучали в свое время в исполнении великой Шоисты Муллоджановой, и в зале радостно подхватывали их.


Ее обида, что зять не позволил ей исполнить песню на его юбилее, вполне объяснима, ибо в её жизни музыка занимает особое место. Она любит жить с музыкой, поэтому поёт снова и снова. И это понятно: музыка сопровождает нашу жизнь с рождения до последнего вздоха.
Поёт и героиня Марты Даймонд, как и положено женщине с крупной звездой Давида на груди, париком и прикрытой головой ортодоксальной еврейки. В её исполнении прозвучала задорно, подхваченная всем залом, «Хава Нагила». Ее сочные, наполненные сарказмом иронией, реплики, моментально отзывались хохотом благодарных зрителей. В этом ей нет равных!
Героиня Марии Сариковой поделилась со сцены, что зять любит… джаз, и классно воспроизвела фрагмент, приведя в восторг всех зрителей не только своим пением, но и прекрасной пластикой и очаровательной улыбкой.
Пела в этот вечер и героиня Любы Пилосовой. По-новому прозвучал хит Юхана Беняминова «Моя мама – Бухара, моя папа – Самарканд», все четыре куплета которой специально для спектакля, наспиал заново сам автор. Остался только припев!
Сама Люба – была центральной фигурой, первой скрипкой всего этого театрального квинтета, концертмейстером, задавшим тон всему спектаклю. И надо отдать ей должное: творила она четко, чутко реагировала на все реплики, выравнивая все возможные шероховатости во время премьерного вечера.
В этом спектакле было и несколько интерактивных выходов ведущей на зрителей в зале (конечно, было б интереснее увидеть их и на сцене, в самом спектакле, как героев комедии), что оживило контакт актеров с ними.
Я воспользовался этой опцией и задался вопросом:

Почему в наше время, когда все живут раздельно, не с родителями зятя или невесты, имеется такое большое количество разводов в нашей общине?
Любовь Пилосова, забыв на минутку, что она просто актриса, которая вся в своей роли, с полной ответственностью автора пьесы, ответила:

Надо родителям дружить во имя счастья и благополучия детей.
И в этом, на мой взгляд, кроется один из важных постулатов отличия поколения тещ и свекровей, тестей и свёкров в Америке 21 века, от их предыдущего поколения, представители которого, по мнению Любы Пилосовой, отличаются большим эгоизмом, нежели те, кто пришли им на смену в новой стране.
Выступил еще один мужчина. Он вышел на сцену с букетом роз, волновался, благодарил, и говорил о социальных проблемах в жизни молодых и их отношении к родителям.
И ещё одна очень важная деталь.
Спектакль начался с воспоминаний о двух звездах театра «Бухара-на-Гудзоне»: изумительной актрисе и педагоге, оставившей яркий след в истории бухарскоеврейской театральной культуры в Америке, незабываемой Элле Бангиевой и об уникальном композиторе, аранжировщике, педагоге, наставнике многих эстрадных певцов и музыкантов, джазовом пианисте, заслуженном артисте Узбекского ССР Эдуарде Нерьяевиче Каландарове.
По театральной традиции, зал бурно аплодировал в честь этих замечательных людей, которые скрасили непростую нашу жизнь в иммиграции своим лучезарным талантом и любовью к искусству, одарив нас своей добротой и жизнелюбием.
Я поздравил со сцены театр «Бухара-на-Гудзоне» и его основателя, драматурга, режиссера, актрису Любовь Пилосову с очередной творческой победой от имени Конгресса бухарских евреев США и Канады, Центра бухарских евреев, редакции газеты The Bukharian Times.
Также пригласил на сцену и поздравил народного артистка Узбекистана Эзро Малакова, юбилей которого мы широко отмечали в 2023-м году. Он часто выступал в театре Любы Пилосовой, проявив свой талант певца и комического актера.
Украшением вечера стала и актриса театра «Бухара-на-Гудзоне» Тамара Катаева. Она вышла на сцену с красивым букетом цветов и поздравила своих коллег с премьерным спектаклем, которого так долгот ждали в нашей общине.
Но самым главным её подарком стала песня «Ерушалаим», написанная композитором Эдуардом Каландаровым на стихи поэта Михаила Завула.
Светлая память им обоим!
Поздравила от имени президента женской организации «Эстер-ха малка» доктора Зои Максумовой, менеджер журнала «Женский мир» Элла Некталова.

Я была так счастлива в этот вечер, который подарила нам несравненная Люба Пилосова – женщина яркого таланта, хранительница родного языка, культуры, юмор которой согревает наши души! – сказала сидящая рядом со мной доктор Мария Мошеева. – Ее речь, шутки, мысли о жизни, семейных ценностях – эхо нашей самаркандской махалли, они так актуальны в наши дни! Столько лет я знаю этот прекрасный коллектив – театр комедии, который радует нас все эти годы моей иммиграции в Америку! — сказала Лариса Алишаева. – Я пришла на спектакль со всей моей семьей, в том числе зятем. Ведь я тоже теща! Было очень весело, и зритель, покидая зал после спектакля, ушел с пониманием той роли родителей, в поддержке и благополучии своих детей. Это так важно в иммиграции!


Фото автора и И. Хаимова

Рафаэль Некталов

Интервью с Любой Пилосовой читайте в очередном номере газеты The Bukharian Times.