THE BUKHARIAN TIMES

Встречи в Израиле

САВЬОН. 11.00

С 20 по 24 декабря 2023 года я находился в Израиле: необходимо было срочно проведать оказавшегося в госпитале брата, Эдуарда Якубовича Некталова. Я не был в этой стране почти год и теперь получил возможность увидеть своими глазами, как изменилась жизнь людей после трагических событий 7 октября, когда жертвами террористической атаки ХАМАС оказались более 1200 израильтян. Судьба оставшихся в плену заложников будет решена, заявил Нетаниягу.
Как раз в это время в Израиле находился Леви Леваев, президент Всемирного конгресса бухарских евреев. Мне выпала честь встретиться с ним 20 декабря в 11 часов утра в его офисе и обсудить ряд вопросов, связанных с развитием общинных проектов в США, Израиле, Узбекистане и Азербайджане.


Леваев дал высокую оценку организаторам недавнего нью-йоркского фандрайзинга. Собранные деньги пошли на нужды Jewish Institute of Queens. Он отметил также работу раввинов Залмана Завулунова, Ицхака Воловика, президента Центра бухарских евреев Леона Некталова, доноров, которые внесли значительные суммы в этот образовательный общинный проект.
Я преподнес господину Леваеву от имени Мошияха Калонтарова экземпляр каталога Самаркандского краеведческого музея, в котором постоянно действует выставка «Евреи края». Это единственная на территории Средней Азии и Казахстана экспозиция, посвящённая истории, этнографии, культуре и искусству бухарских евреев Самарканда. Как известно, в настоящее время М. Калонтаров проводит переговоры с хокимиятами области и города, добиваясь, чтобы особняк Аврома Калонтарова, в котором находится краеведческий музей, стал первым в Средней Азии еврейским музеем и чтобы его фонды пополнились новыми экспонатами.
Леви Леваев подтвердил, что Всемирный конгресс работает над тем, чтобы увековечить заслуги Моше Калонтара – выдающегося деятеля бухарских евреев Самарканда, назвав его именем одну из улиц или площадей Израиля. Но в связи с тем, что выборы в городские советы перенесены, проект можно будет осуществить не ранее весны 2024 года.
Наша беседа началась вовремя, и мы успели обсудить все, что представляло для нас обоих интерес. Леваев готовился поехать на важную встречу в МИД Израиля. Он должен был увидеться с новым главой ведомства, Исраэлем Кацем, которому предстоит приступить к своим обязанностям в соответствии с протоколом ротации. Но когда я попросил Леви Авнеровича найти несколько минут, чтобы мы вместе посетили в госпитале нашего общего родственника Эдуарда Некталова, он сразу же согласился. И мы отправились в Рамле.

РАМЛЕ. 12.30


Здесь нас ожидала Светлана Некталова, супруга Эдуарда, которая уже несколько месяцев самоотверженно борется вместе с их сыном Семеном за жизнь мужа. Она почти все время находится в палате, стараясь не оставлять его одного. Эдуард перенес две сложные хирургические операции и нуждается в постоянном наблюдении врачей. Светлана — медик, проработала 30 лет в этой больнице.
Сразу же по прибытии в Израиль, направившись прямо из аэропорта в госпиталь, я навестил больного брата вместе с Яковом Левиевым, активистом общины бухарских евреев Холона. Там уже находились сестры Эдика – Люба и Рена, зять Изя. К нашей общей радости, Эдик чувствовал себя несколько лучше и мог вести со мной беседу, шутил, интересовался родственниками в Нью-Йорке. Мы вышли на прямую связь с Альбертом Некталовым, который тоже хотел прилететь со мной, но не смог из-за болезни.
На этот раз, когда я позвонил брату и сообщил ему, что Леви Леваев через несколько минут будет в его палате, он не мог скрыть своего волнения и с нетерпением ждал своего родственника.
Эдуард гордится нашей родословной – мы вместе пишем книгу, посвященную двухсотлетней истории Некталовых, которая подарила еврейскому миру таких ярких лидеров, как Леви Леваев, Рахмин Некталов, Борис Кандов, Леон Некталов, немало профессионалов самого высокого класса в медицине, науке, литературе, искусстве, в разных ремеслах.
В 1980-е годы Леваев приобрел акции компании «Африка-Исраэль». И когда в 1990 году семья Некталовых переехала в Израиль, свою первую работу Эдуард получил в этой компании, в Рамат Гане. Позже, когда в 1997 году Леваев стал владельцем и председателем Совета директоров «Африка-Исраэль», первым мне об этом сообщил Эдик. Он во весь голос и с гордостью заявил, что теперь авторитет бухарских евреев в Израиле поднимется на более высокий уровень, и о нас вновь будут говорить так, как сто лет назад, во времена первой алии бухарских евреев в Эрец Исраэль!
Итак, мы приехали в госпиталь, оборудованный по самому последнему слову техники, и вместе с Леви Авнеровичем направились к Эдику в палату. Леваев подошёл к нему, по-братски обнял, успокоил, поддержал его дух, сказав, что все плохое позади, и благословил его, как представитель колена левитов.
Надо было видеть, какими счастливыми глазами смотрел на Леви его двоюродный племянник! Как он был тронут поступком человека, который так сильно занят, имеет множество различных забот, но все отодвинул, чтобы посетить родного человека!

Я навестил его в начале октября, но потом меня не было в Израиле почти два месяца, — сказал мне Леви. – Пусть Вс-вышний продлит годы его жизни!

РИШОН-ЛЕ-ЦИОН. 20.00

В этот вечер я совершенно случайно снова встретился с Леви Леваевым. Он был приглашен на семейное торжество Мордехая Кимягарова, известного в мире еврейского активиста, поборника народной дипломатии, которого хорошо знают не только в Израиле, но и в Таджикистане, России, Узбекистане и Казахстане. Праздновали шева брахот молодоженов Меира и Элинор Кимягаровых.
Историк по образованию, кулинар по призванию, «Человек 2023 года» по версии Всемирного Конгресса бухарских евреев, коллекционер артефактов, предметов искусства, этнографии, культуры и быта нашего народа, Мордехай Кимягаров занимает особое место в социальной и политической жизни современного Израиля.
Когда он репатриировался в Израиль, и в 1996 году у него там родился сын, сандаком был Леви Леваев. И вот теперь, после свадьбы Леви Авнерович снова пришел в эту ставшую ему близкой семью, чтобы поздравить молодых, Меира Кимягарова и его супругу Элинор.
Когда в зал вошел Леваев, то его, как самого почетного гостя, торжественно встретили музыканты с карнаем и дойрой, и счастливые Кимягаровы проводили его до стола, где уже заняли свои места послы Узбекистана Джахонгир Аминов и России Анатолий Викторов.

Я счастлив сегодня вновь поздравить моего друга Мордехая и его супругу с этим радостным событием, и желаю молодоженам счастья, здоровья и многочисленного потомства, — сказал Леви Леваев, когда его пригласили к микрофону.
Затем, как и положено хасидам в дни шева брахот, он рассказал притчу о том, как важно бережно хранить семью, жить по еврейским законам и обязательно воспитывать детей в иешиве, чтобы они бережно относились к своей истории, вере и традициям.
После приветствия и традиционного бухарскоеврейского танца, Леви Авнерович вместе со своим сыном Авнером Львовичем направились к выходу. Но не так-то просто было Леваевым покинуть ресторан. Их сразу же окружили молодые участники застолья, чтобы сфотографироваться и получить благословение, словно они встретились с именитым раввином Израиля.
Мы переглянулись и улыбнулись друг другу: мол, вот ведь какая удача, в течение дня несколько раз пересеклись, заранее не планируя наши встречи. И я поблагодарил Хашема, за то, что дал мне силы преодолеть немалое расстояние, встретиться и подбодрить моего больного брата и вновь убедиться в величии, доброте, душевной щедрости Леви Леваева – лидера бухарскоеврейского народа, который бережно несет свою миссию во имя всех нас, независимо от того, где мы живем.
Рахмат, Леви-ака!
Саломат бошед!

Израиль — США

Рафаэль Некталов. Фото автора и Якова Левиева (Израиль)