THE BUKHARIAN TIMES

В Кишиневе известный бизнесмен и филантроп Иосиф Хаимов устроил семейное торжество в окружении родных, близких и многочисленных друзей, которые приехали специально в Молдову для того, чтобы отпраздновать с ним мойсаргирон, обряд Халаке (первая стрижка ребенка).

Моего сына я назвал в честь Леви Леваева, — президента Всемирного конгресса бухарских евреев, человека, ставшего для меня примером для подражания и источником восхищения его многогранной благотворительной деятельностью на благо всех евреев мира, — объявил Хаимов гостям под бурные аплодисменты.
В этот вечер все было на самом высоком уровне. Интерьер, блюда, музыка, юмор от братьев Ронена и Хая Давыдовых, которые специально прилетели из Израиля.

Согласитесь, халаке — это замечательная церемония, которая обычно проводится в 3 года! Она издревле практикуется в жизни бухарских евреев. Меня тоже не стригли до этого возраста, — сказал мне Иосиф, с которым мы несколько дней общались по телефону. – Только после трех лет позволено обучать детей Торе.

Почему? – поинтересовался я.

«Три года, да будут они для вас арелим», написано в Мидраше об этом. Отсюда: не приучают ребенка к заповедям до трёх лет. Согласно словам самого Мидраша, подобно плодам дерева, первые три года дети — арелим, «запрещены к использованию».

Ты тоже рос в ортодоксальной семье?

Да, и это было в нескольких поколениях. Я родился в семье Ильи Хаимова, который происходит из рода коэнов. Мои предки — уроженцы Шахрисабза. Это известный в общине и далеко за ее пределами Нисим Бабаев.

Но твоя фамилия Хаимов.

Она произошла от имени его деда Хаима Банаё. Так образовалась фамилия Хаимов. Моя мама – Некадам Борухова, дочь Фарехои Чутур, сестра Яшуо Боруховой, матери народного артистка Узбекистана Эзро Малакова.

О, это была очень музыкальная семья, и ваша тетя Яшуо передала своим сыновьям мелодии религиозных песнопений. На их основе Эзро Малаков создал сборник, я был редактором, а выпустил его сам Леви Леваев! Я вам его отправлю.

Спасибо. Бабушка была известной созанда, обладала сильным голосом, считалась знатоком еврейского фольклора, а в 1972 году репатриировалась в Израиль, и благодаря ей, в этой стране сохранился фольклор бухарских евреев.

С детских лет ты рос в атмосфере бухарскоеврейской традиционной религиозной культуры.

В начале 60-х годов наша семья переехала в Ташкент. Родители были прихожанами синагоги по улице Чкалова. А в 1987 году они эмигрировали в США. Обосновались в Нью-Йорке. Мне было 11 лет. В Квинсе мы обучались в иешиве Тора Академи. Затем я стал работать в финансовой сфере. Создал семью. У меня родились три сына и дочь.
В 2008 году я репатриировался в Израиль и решился изменить стиль своей жизни, еще больше приблизиться к тем высоким духовным ценностям, которые определяют наш древний народ.
Оказавшись на Святой земле, в Иерусалиме, Иосиф поставил перед собой цель — максимально приблизить себя к Хашему, жить проблемами еврейской общины, стать частью еврейского движения ХАБАД, которое привлекло его не только своей стройной концепцией созидания и развития еврейской жизни в любой части мира, но и образовательными проектами. Благодаря им, многие современные, далёкие от иудаизма евреи вернулись в лоно религии предков, нашли дорогу к Б-гу, стали частью ортодоксальной еврейской общины.

Благословенный Леви Леваевым

Иосиф Хаимов считает, что первопричиной его связей с ХАБАД стала деятельность президента Всемирного конгресса бухарских евреев, а также президента Федерации еврейских организаций России Леви Леваева.

Мой первая встреча с ним произошла в 2016 году, в России, в синагоге на Малой Бронной, в присутствии раввина Исаака Абрамовича Когана, которого в народе также называют Цадиком из Петербурга., — рассказывает Иосиф Хаимов. – И я обратился к Леви Леваеву с просьбой благословить меня.

Ты Коэн, а я Леви, зачем тебе мое благословение? – шутя спросил Лев Авнерович.

Вы даже не представляете, как много оно для меня значит! — ответил я ему и добавил: «В моей комнате, рядом с фотографиями моих родителей и Ребе Любавичского на видном месте есть и ваша, дорогой президент Всемирного конгресса бухарских евреев». И тогда Леви Леваев положил свои руки на мою голову и так проникновенно, от всего сердца, как он умеет всегда это делать, стал меня благословлять.

Что изменилось потом?

Через некоторое время я оказался в Румынии и открыл свой первый бизнес, фирму Consumerattorneys.com, занимавшуюся юридическими и финансовыми консультациями, и я почувствовал, как наши дела пошли вверх и с каждым днем набирали обороты.

Перемены наступили и в личной жизни?

Да! В 2017 году я оказался в Одессе и встретил свою будущую супругу, Михаль Розину, которая в те годы занимала пост директора местного отделения молодежного еврейского клуба ENERJEW. 2018 году мы поженились в Одессе, и свадьба прошла в кошерном ресторане «Ренессанс».
Дело в том, что Михаль обучалась в местной иешиве «Ор-Авнер», и для нее благие деяния бухарского еврея Леви Леваева служили примером того, каким должен быть современный еврейский лидер.

Значит до тебя она из бухарских евреев знала только Леви Леваева!

Именно так! Поэтому, когда в 2020 году у нас родился сын, то именно моя жена, учитывая мое глубокое уважение к Леви Леваеву, а также ее личную благодарность ему за прекрасную школу «Ор-Авнер», предложила назвать сына Леви! И таким образом, в нашем доме имя Леви стало звучать в день по многу раз.

А кто был сандак?

Мой братишка, известный американский адвокат Даниэль Коэн, который специально, несмотря на ковид, смог прилететь в Украину и принять участие в этом событии.

ОДЕССА — МАМА

Как вам жилось в городе Утесова и Бабеля?

Прекрасно! Жаль, война изменила ход мирной жизни в Украине. В Одессе мы с женой стали прихожанами синагоги «Шомрей Шабас» и тесно общались со многими другими прихожанами. Моя супруга — очень гостеприимная женщина, поэтому я могу всегда приглашать к нам гостей. Например, стало нашей семейной традицией, когда на субботнюю трапезу (вечером или днем) мы зовем наших друзей. Как правило, собирается за нашим большим столом от 30 до 40 человек! И это для нас честь, так как в этом одна из заповедей нашего праотца Авраама, который для нас является примером гостеприимства и щедрости.

А сколько евреев проживает в настоящее время в Одессе?

Около 15 тысяч! Недавно мы решили открыть два кошерных ресторана: один мясной — «Рав Аркадия», а другой – молочный «Milk and Honey».

Но это же не очень выгодно?

Мы это делали больше не для бизнеса, а для того, чтобы у всех евреев, а также многочисленных гостей Одессы, была возможность питаться в кошерном ресторане.

Залы не пустуют?

Нет! Как-то ресторан «Рав Аркадия» посетил известный меценат и филантроп, один из лидеров еврейской общины Украины Геннадий Боголюбов. Отведав блюда нашей кухни, пообщавшись со мной, он выразил свое восхищение.
«Я никогда не думал, что в этой части Одессы будет действовать кошерный еврейский ресторан, — признался он и рассказал смешной анекдот, видимо слега его переиначив, учитывая мою этническую особенность.

Расскажи его.

Как-то два бухарских еврея сыграли свадьбу на Марсе. Всех гостей встречали на самом высоком уроне: прекрасная хупа, столы ломились от яств, дорогая посуда, шикарные скатерти, музыканты, блюда. Но чего-то не хватало? Чего?- поинтересовался я. — Атмосферы! А у тебя атмосфера – супер-еврейская!

Это высший комплимент твоему заведению со стороны Боголюбова!

МОЯ СЕМЬЯ

Иосиф, я тебя знаю многие годы. Всякое было в твоей жизни. Но сейчас ты звучишь, как очень счастливый человек, муж, отец.

Бли айнара. Стараюсь. Надо наверстать! Слава Богу, у меня шестеро детей! Старшему Ашеру Хаимову 25 лет, он адвокат. Второму, Майклу – 24, и он тоже адвокат. Они оба выпускники New York Law School и иешивы ХАБАДа в Иерусалиме.
Дочь Оснат,18 тоже мечтает стать адвокатом. Биньямину 17 лет, и он учащийся иешивы в Нью-Йорке.

Тоже пойдет по стопам братьев?

Возможно! Хотя врачи в семье тоже нужны. От второго брака у меня, слава Б-гу, растут сын Леви и дочь Гольда. Ей всего полтора года.
В Нью-Йорке живут мои родители, которых я очень люблю и горжусь ими. Немало родственников. Но я в Европе. Значит Б-г послал меня сюда для какой-то мицвы, и я буду стараться ее совершить. Бухарские евреи, где бы они ни находились, стремятся делать добрые дела, связанные с общиной, в которой они проживают.
В заключении хочу сказать следующее. Личность Леви Леваева, президента Всемирного конгресса бухарских евреев за годы его активной деятельности среди своих соплеменников в Израиле, Узбекистане, США, Австрии, России, Канаде, Казахстане, а также в Азербайджане и Украине имеет для многих из нас, его младших современников, огромное значение. Он – пример для подражания!
Надеюсь встретиться с ним на одном из съездов Всемирного конгресса бухарских евреев, чтобы лично выразить ему свою благодарность и признательность от имени моих ровесников.
Хазак Барух, уважаемый Леви Авнерович Леваев!

Рафаэль Некталов