Посвящается Вячеславу Рубинову

Наши ребята в кинематографе

Вячеслав Рубинов и Томер Рубинов. Израиль, 2018 год

Бухарские евреи оставили яркий след в истории таджикского и узбекского кинематографа. Вот неполный список: ученик Эйзенштейна Борис Кимьягаров, художники Эмануэль Калонтаров, Борис Ильябаев, актрисы Мариям Якубова, Светлана Норбаева, Малика Калонтарова, актеры Борис Ташкентский и Семён Чунгак (оба по рождению Мордухаевы). После эмиграции, в титрах американских фильмов появились имена Алика Сахарова (Исахаров), обладателя высшей театральной премии «Тони» Майкла Аронова, актеров Артура Борухова, Джонатана Аранбаева («Неогранённые алмазы»), оператора и режиссера Ариэля Рубинова, оператора Романа Кайкова. В израильском кино заявили о себе режиссер Авишай Сиван (Grand Price MКФ в Локарно), сценарист Ави Иссахаров, актеры Хай и Ронен Давыдовы, актрисы Нисана Муллокандова, Ирина Абаева и другие.
Обсуждая эту тему с Любой Пилосовой, драматургом, актрисой театра «Бухара-на-Гудзоне», я посетовал на то, что не знаю молодых людей, которые участвуют в американских фильмах. Она мне назвала имя Вячеслава Рубинова, которого знала с его детства.
Оказавшись недавно в Майами, я познакомился с его отцом, Романом Рубиновым. Он пригласил меня к себе домой и показал фильм «Better than my last» с участием сына, Вячеслава Рубинова, в роли орудующего в Бруклине русского мафиози. Фильм можно увидеть на сайте https://www.imdb.com/name/nm2666393/?ref_=tt_ov_dr.

7 января 2024 года Славе исполнилось бы 33 года, — с грустью сказал Роман Рубинов. Он похоронил сына два года назад…
На самом видном месте в его просторной квартире в Халландейле висит портрет Славы, который, увы, так рано ушел из жизни.
Я знал об этой трагедии, но тогда, в 2021 году, был уверен, что речь шла о молодом, весьма успешном бизнесмене, а отнюдь не о человеке, мечтавшем стать актером кино.

Мой сын с детских лет отличался артистическими способностями: мог рассмешить одноклассников, играл роли в школьных спектаклях, — рассказал мне Роман, показывая фотографии и видеоролики прошлых лет. – Признаться, не думал, что его любовь к искусству пересилит все остальные интересы. Ведь у него к 25 годам был уже хорошо поставленный бизнес. Он был успешен во всем. Где бы ни появлялся Слава, он становился душой компании.
Его друг Залман Акбашев уже имел опыт работы в кинематографе: его приглашали на кастинги, он подавал большие надежды и снимается по сей день. Однажды он познакомил Славу с одним из продюсеров, который задумал снимать новый фильм Better than my last (режиссёр – уроженец Бруклина Шон Бейкер). Искали актера на роль «молодого русского мафиози».

У Славы большие голубые глаза, выглядел он, как русский актер, — продолжал Роман. – Но он всегда подчеркивал, что является бухарским евреем, и позиционировал себя в любом обществе, как представитель нашей общины. Любил родную кухню и сам мог бы приготовить любое блюдо.
Роман показал мне фрагмент из семейного видеоархива, где Слава готовит оши токи, виноградные голубцы, искусно укладывая фарш в разрезанные зеленые листья.
Даже находясь в лечебнице, в Болгарии, где Слава лечился от наркозависимости, он организовал самодеятельный театральный кружок, в котором играл он сам и пациенты. Увидев кадры видео с его участием, поражаешься сценическому таланту, пластике молодого актера, его способности пародировать.

В нашем роду было немало людей с хорошим чувством юмора. Видимо, и Слава такой: с детских лет в нем обнаружился дар пародиста, — вспоминает отец. – Он мог сходу сделать шарж и точно передать характерную черту, жест друга, родственника, известного актера. Его всегда ждали друзья, зная, что он рассмешит, подбодрит, создаст хорошее настроение. Поэтому Слава всегда был душой любой компании.

ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ РОЛЬ

Better than my last можно перевести с английского, как «лучше поздно, чем никогда», как напоминание о том, что никогда не поздно принять меры или внести изменения.
Не уверен, что кто-то из читателей газеты мог видеть этот фильм, посвященный преступности, которая втянула в свои страшные сети тысячи молодых людей. На экране разворачиваются реальные истории, которые ежедневно происходят в нашем городе. О криминальной обстановке в Нью-Йорке я могу судить не только по сводкам коллеги Александра Гранта, но и по разговорам с адвокатами, с полицейскими 112 участка. В последнее время тревожит то, что среди преступников, наркодилеров, встречаются имена наших юных соплеменников.
Славу Рубинова пригласили пройти кастинг на роль русского мафиози из Бруклина, и он был принят туда не только из- за своей славянской внешности и знания русского и английского языков, но прежде всего, благодаря таланту. Он чувствует сцену, камеру и уверенно работает с режиссером.
В послужном списке автора фильма, режиссера Шона Бейкера (Shawn Baker) немало фильмов, посвященных криминальной теме. Кроме того, он продюсирует отмеченный наградами криминальный сериал в азиатском стиле «Маджонг», действие которого происходит в китайском квартале.

После успешного выхода фильма Славу стали приглашать на другие кастинги, предлагали интересные роли в других проектах, — сказал Роман Рубинов. – И тогда сын решил полностью посвятить себя актерской профессии. Для меня это было несколько неожиданным, так как я полагал, что его увлечение кинематографом пройдет, и он сосредоточится на своем бизнесе, который приносил ему хорошую прибыль. Но Слава поступил на актёрское отделение New York Collage, престижной школы актерского мастерства, которую окончили многие звезды американского кинематографа. Купил учебники, стал серьезно готовиться к учебе… К сожалению, не получилось… Его не стало. 7 января мы отметим в семейном кругу его день рождения. Славе исполнилось бы 33 года.


В 2022 году режиссер Ариэль Рубинов проводил кастинг для фильма «Созанда», и около сотни молодых людей проявили интерес к этому проекту. Тогда я понял, сколько талантливых ребят хотят проявить себя в кино.
В 2023 году Олег Якубов тоже решился на короткометражный фильм, посвященный «Анне Карениной».
Хорошо, что эти фильмы не имеют никакого отношения к съемкам для показов на поминках (хотя и здесь попадаются удачные семейные истории), а являются творческими попытками передать свои идеи языком кино.
Почему я пишу об этом?
Мне жаль, что в нашей общине так мало внимания и средств уделяется созданию творческих коллективов, где смогли бы проявить свой талант молодые люди! Это важная тема, требующая специального разговора. На мой взгляд, есть смысл создать фонд, который поможет создавать короткометражные фильмы, в которых примут участие бухарскоеврейские актеры, режиссеры, композиторы, операторы, продюсеры.

Надо серьезно подумать о нашей молодежи, о тех, кто ищет себя в искусстве. Надо помочь привлечь их к творческой деятельности, и тогда наша община пополнится новыми именами талантливых молодых людей, — сказал мне в заключение нашей беседы Роман Рубинов.
Лучше поздно, чем никогда.

Майами — Нью-Йорк

Фото из архива Романа Рубинова