МНЕ В ЖИЗНИ БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ НАДО!

Рони Полванов

В свой последний приезд в Израиль я вместе с коллегой Леонидом Елизаровым из «Меноры» посетил семью Полвановых, которая потеряла 7 октября на границе с Газой своего сына Рони Полванова.

После своего интервью с жертвой террористов, героем Мариком Ядгаровым, я намеревался поехать в Офаким, чтобы выслушать свидетельства жителей города, пострадавших от зверств хамасовцев в тот мрачный для Израиля день. Но планы пришлось изменить. Я должен был в связи с болезнью родственника находиться в Рамле. И тут весьма кстати подвернулось предложение юриста Эдуарда Мордехаева, активиста Всемирного конгресса бухарских евреев, посетить в этом городе семью, потерявшую сына. Предложение было принято сразу же.
Мы приехали по указанному адресу в Рамле. Красивый многоэтажный дом Полвановых находится в ухоженном районе.

В доме Аркадия и Берты Полвановых.
Город Рамле, Израиль. 23 октября 2023 года


Нас встретили у входа супруги Аркадий и Берта Полвановы. В большой зале висит потрет погибшего сына Рони, молодого парня, у которого было еще так много впереди!
Беда пришла в дом Полвановых в святой праздник Симхат Торы.
Присели. Начинаем беседу. Не все настроены на нее.
Гостеприимные хозяева сразу накрыли чайный стол.
Тягостная тишина.
Что говорить? Как начать? Горе… Беда…
Начали издалека.
Давно ли в Израиле, откуда родом, сколько детей, как жизнь начинали в новой стране?
Я сижу рядом с Аркадием. Невысокого роста, плотный, крепкий мужчина, которому за 60. Вокруг жена, дети, внуки. Хозяева не могут скрыть волнения.

Мама Рони – Берта Полванова показывает
последние сообщения от сына. 7 октября 2023 года

Мы родом из Коканда, жили в Фергане, — начал Аркадий. – Когда там в конце 80-х годов, еще в СССР, начались преследования турок-месхетинцев, мы поняли, что лучше покинуть родные места и отправиться вместе со своими родственниками в Израиль.
Семья Полвановых обосновалась в 1990 году в Рамле, где живет большая бухарскоеврейская община. Среди жителей немало выходцев из Ферганской долины.
Со временем приобрели дом. Аркадий проработал 22 года портным на военном заводе. Ушёл на пенсию по состоянию здоровья

Мама Рони – Берта Полванова показывает
последние сообщения от сына. 7 октября 2023 года

У нас четверо детей: Рубен, Яна, Даниэль, Рони, — продолжил свой рассказ Аркадий. Пауза. – Теперь трое. – Глаза отца наполнились слезами. — Мой сын рос трудолюбивым и хорошим мальчиком, и с ним было всегда интересно общаться. Живой ум, веселый, добрый, общительный.

Закончил школу. Как и все израильские юноши и девушки, был призван служить в армию, — вступила в разговор супруга. – Отслужил, как положено, все три года. Потом отработал семь месяцев и накопил таким образом тысяч двадцать долларов, которые выделяет государство после службы в армии демобилизованным солдатам.

Рони Полванов. 2022 года

Он мечтал увидеть мир, — как бы стараясь отвлечься от грустной темы, добавила дочь Яна. — Отправился путешествовать в Южную Америку: Аргентина, Бразилия, Чили, Перу… Посылал нам фотографии с красочных карнавалов, вечеринок, красивых городов. Он был счастлив, мы радовались за брата. Три года Рони служил в армии, а теперь вот так здорово отдыхает в Латинской Америке.

Приехал из своего путешествия и первым долгом пришел к любимой бабушке, с которой наша семья прожила почти тридцать лет! – рассказывала мама. — Рони встречался с красивой девушкой…

Расскажите о том дне, когда он отправился на фестиваль, – попросил я Полвановых.

Мы не знали, что он купил билеты туда, но, узнав, не испытывали никакой тревоги, — начал Аркадий. — Они выехали из Рамле и направились на юг. На фестиваль съехалось около 3 000 человек! Он посылал нам красивые фотографии, видео. И вдруг, утром, мы увидели его видеообращение, заснятое в автомобиле, полное страха и нервозности. Нам девушка сообщила, что напали арабы, и молодые ребята стремятся покинуть это место, но создалась такая большая пробка, что им приходится ждать и ждать… Девушка продолжает говорить. Через несколько минут стрельба, взрывы. Их убили… Убили моего сына!!!

Когда вам сообщили об этом?

Рони Полванов. 2022 года

Три дня не было никаких вестей. Его фотографии были везде вывешены, даже в американских магазинах. Мы надеялись…, — снова пауза, — что он находится в числе заложников, и мы все же увидим сына живым. Но 10 октября к нам пришли специальные представители Армии Обороны Израиля и сообщили о смерти сына, предоставив документальное подтверждение его гибели. Мы поехали опознать тело в кибуц Реим. Его тело не пострадало…
Мы в оцепенении смотрим эти видеокадры и не можем поверить своим глазам, что такое могло произойти в современном Израиле. Но самое страшное, что это видят родители, дети которых погибли, так и не получив ни от кого помощи, обезоруженные, оставленные один на один с нелюдями, избравшими самый подлый метод убийства мирных граждан, веселившихся на фестивале.

Как вы думаете, кто несет ответственность за все это? Кого бы вы могли судить? Каков в Израиле закон? – осмелился я задать вопрос, который мучает меня с 7 октября.

Мы не думали об этом… Горе поглотило нас полностью, не хотелось верить, что это произошло с нами, с нашей семьей!.. Рони был молод, полон сил и энергии, намеревался обустраивать свою жизнь, начать свой бизнес!

Вам помогли государственные органы, общественные организации?

Какая помощь? – сквозь следы спросила Берта. – Верните мне сына! Мне ничего не надо, кроме моего сыночка!
Снова пауза. Аркадий закрывает свое лицо, чтобы не показать своих слез, руки дрожат, его всего трясет…

Вроде прошло два с половиной месяца, а привыкнуть к отсутствию сына невозможно, — говорит он сквозь слезы. – Вот, кажется, будет звонок в дверь, я подойду, и он стоит у порога и с улыбкой обнимает нас!

Я более 30 лет прожила вместе со свекровью, — говорит Берта — Для Рони семья была всем! Он очень любил бабушку. Мы до сих пор не знаем, как сказать ей, что Рони больше нет.

Как вас поддержал и помогал Всемирный Конгресс бухарских евреев?

Нам помогал адвокат Эди Мордехаев, заместитель генерального директора Конгресса. Он и сейчас регулярно на телефонной связи с нами. Сына похоронили на кладбище Рамле. Он был в числе первых жертв террора и последующей за этим войны в Газе. К сожалению, он не последний…
P.S.
Как стало известно, 42 участника музыкального фестиваля Nova, пострадавшие в результате атаки террористов 7 октября, подали в суд иск на сумму 200 миллионов шекелей против силовых структур, включая ЦАХАЛ, ШАБАК и полицию.
Адвокаты истцов Анат Гинзбург и Гилад Гинзбург утверждают, что трагедии можно было бы избежать, если бы не ошибки, допущенные ЦАХАЛом, ШАБАКом и полицией. Радиостанция «Кан Бет» передала, что к иску приложено заключение эксперта, генерал-майора полиции в отставке, в прошлом отвечавшего за выдачу разрешений на проведение мероприятия.

Рафаэль Некталов, Леонид Елизаров. Фото Рафика Шарки