THE BUKHARIAN TIMES

Интересная находка объектов культурного наследия бухарских евреев в Навоийской области

В одном из домов города Навои, в еврейском квартале Кармана, обнаружены два свитка Торы и футляры для них. Первое ознакомление с ними показало, что они написаны на пергаменте длиной 36 метров на бухарскоеврейском языке, но использовать их для чтения в синагоге нельзя из-за их состояния, считает руководитель одной из местных бухарской синагог. Не в лучшем состоянии находятся и футляры для свитков.
Как рассказали хозяева дома, они этот дом купили, когда раньше здесь жила семья бухарских евреев и случайно обнаружили их в подсобном помещении в шкафу. Хозяева дома, где обнаружены свитки Торы, предлагают их к продаже. Как сложится судьба находок не знаю, вероятнее всего надо будет решать по закону о культурном наследии. Бухарские евреи несмотря на все сложности в своей истории сохранили свою идентичность именно благодаря строгому выполнению заветов Торы и она для них священна.
Вспомним, что первые пять книг библии составляют Тору (Пятикнижие Моисея), на иврите Хумаш-пять, центральный документ иудаизма в т.ч. бухарских евреев. Наряду с историей праоотцов, Моше (Моисея) и исхода из Египта они содержат 613 заповедей, основу всего позднейшего еврейского права. Согласно еврейской традиции, эти пять книг продиктованы Моисею Б-гом примерно в 1220 г. до н.э. вскоре после исхода из Египта.
До сегодняшнего дня общины бухарских евреев проживающие на территории Средней Азии более двух тысяч лет и внесшие большой вклад в историю, культуру, экономику этого древнего края, каждую субботу в синагогах читают и изучают этот святой текст Торы.
Проходит время и в результате длительного использования свитков Торы их уже нельзя использовать для чтения в синагоге, как это имеет место в нашем случае. Обычно свитки Торы пришедшие в негодность, а также священные тексты и их фрагменты, предметы ритуала запрещено уничтожать по религиозным нормам иудаизма, которых строго придерживаются и бухарские евреи. Поэтому в синагогах имеются специальные места их хранения. На иврите они называются «гениза». Но если не хватает помещения для их хранения, то используют шкаф-генизу, как это имеет место в некоторых синагогах.


Существование генизы в Бухарской синагоге подтверждает письмо Наркомата просвещения Узбекской ССР Зарафшанскому областному отделу в 1925 году: «Академический Центр просит вас оказать т. Лурье (Исаак Симхович Лурье – петроградский этнограф, с 1922 года – основатель коллекции Туземно-еврейского музея в Самарканде, открытого в 1927 году.), содействие в получении им из открытой «Гнизой» (так в тексте письма) в еврейской синагоге гор. Бухары, все предметы, которые были замурованы в ней, имеют большое историческое значение для хранения их в еврейском музее столицы в Самарканде, а также в получении им старо-печатных книг и рукописей на еврейском языке, находящихся бесполезно в архивах и библиотеках г. Бухары».
Завершая эту небольшую статью, высказываю пожелание, что после возможного положительного решения о передаче двух свитков Торы и их футляров, где они находились, в одну из синагог Бухары, где можно организовать их хранение во вновь созданной генизе. В поездке по исследованию найденной Торы участвовали председатель еврейской общины в городе Бухаре Эльнатанов Рафаэль Михайлович и раввин синагоги «Охель Ийцхак» в Бухаре Эльнатанов Эммануэль Михайлович.

Роберт Альмеев, директор научно-исследовательского центра
«Наследие Бухары», доктор исторических наук