Впечатления от Музея бухарских евреев в Квинсе
Я не из тех, кто любит писать посты и статьи обо всех своих начинаниях и поездках. Однако на этот раз мне захотелось рассказать о недавнем визите в Музей бухарских евреев и присоединиться к оценкам Роберта Исхакова, который недавно написал статью о походе студентов Йельского университета в это прекрасное место. Я все-таки ученый (хотя сама не бухарская еврейка). Я провела немало времени в Таджикистане и Узбекистане, на достаточном уровне владею местными языками. Но директор музея Арон Михайлович Аронов рассказывал обо всем настолько увлекательно и интересно, что я почерпнула очень много новой, полезной информации и для себя лично, и для своей будущей работы.
Правая часть музея (если смотреть от входа) посвящена разным периодам бухарско-еврейской жизни и быта: есть и досоветское, и послесоветское; есть и ховли, и квартира. В комнатах с левой стороны можно многое узнать о бухарско-еврейской истории, культуре, обычаях и традициях, к примеру, о музыке, одежде, религии. Арон Михайлович усердно собирает артефакты – бабушкины платья, папины пластинки, старые молитвенники, чтобы показать их посетителям.
Моя семья из Санкт-Петербурга, кругом одни музыканты: мама — пианист, тетя — пианист, братик — скрипач. Это окружение, видимо, на меня очень сильно повлияло, так как я теперь докторант в области истории национальной культуры (музыки и танцев) советской Центральной Азии, в частности Узбекистана и Казахстана. Бухарские евреи — неотъемлемая часть моей диссертации, в которой я написала о таких выдающихся личностях, как Манас Левиев, Сулейман Юдаков, Исахар и Маргарита Акиловы, Берта Давыдова, Ильяс Маллаев и многие другие. Фотографии, пластинки, статьи этих людей украшают стены музея, который таким образом увековечивает их память.
Я начинаю все записывать в свой блокнот. Напоминаю самой себе: «Надо поглубже изучить самаркандский бухарско-еврейский театр!». Присматриваюсь к фотографиям актеров и на минутку погружаюсь в раздумье.
А вопросы? – прерывает мои размышления Арон Михайлович. – Почему у вас так мало вопросов?
Я следую его призыву и с удовольствием убеждаюсь в том, что какой бы вопрос я ни задала, он знает ответ (или найдет его в библиотеке музея). А кто носил такие тюбетейки? А что за танцовщица изображена на этой фотографии? А как называется «фляга» на бухарском? (Если память не изменяет, то он сказал, что это будет «обдон».) Директор музея предан своему делу, хочет каждого из нас чему-то научить.
А наш долг — ему помочь. Арон Михайлович рассказал нам о разных способах поддержки музея: можно, конечно, сделать денежный взнос или же уделить пару часов волонтерству. Но для многих членов бухарско-еврейской общины, на мой взгляд, самое актуальное — это пожертвовать старые фотографии и вещи, особенно если они дома валяются и пыль собирают. Лучше их отдать в надежные руки и порадовать сотрудников музея и его посетителей.
Леора Айзенберг. Фото автора