THE BUKHARIAN TIMES

Как мы сохраняем наши обряды? Что мы знаем про ha-кафот? Что нам известно о раввине Гавриэле Рубинове?..
Недавно, общаясь с аксакалом нашей общины, филантропом и общественным деятелем, почетным вице-президентом Всемирного конгресса бухарских евреев Рахмином Мордехаевичем Некталовым, я услышал от него и записал интересную историю из жизни и смерти его деда, покойного Гавриэля Рубинова (1883-1950). В ней упоминался обряд ha-кафот. Затем к нашей беседе подключился главный раввин бухарских евреев США и Канады Барух Бабаев, который прояснил значение и суть этого обряда.
Портрет Гавриэля Рубинова висит на самом видном месте в галерее раввинов бухарскоеврейской общины, на пятом этаже Центра бухарских евреев.

Мой дед Гавриэль Рубинов был известным раввином и деятелем еврейской общины Самарканда, — начал свой рассказ Рахмин Некталов, — Он был большой труженик, работал приказчиком у купца Первой гильдии Российской Империи Авраама Калонтарова, участвовал в строительстве его усадьбы. Калонтаров так ему доверял, что никогда не перепроверял его отчеты: настолько детально и педантично он отчитывался перед своим боссом. Рубинов, будучи глубоко набожным человеком, в совершенстве знал Тору, Талмуд и многие другие священные книги. Поэтому с ним считались такие видные религиозные лидеры тех лет, как рав Шмая – главный раввин польских евреев, и главный раввин Самарканда Хискиё Кайков.
В истории нашего рода сохранился очень примечательный факт из его жизни.

Какой же? – заинтересовался я.

Как прощалась с ним самаркандская община бухарских евреев. Похороны состоялись 10 января 1950 года. Мне было 18 лет, и я отчетливо помню этот день. Была холодная зима, но почти вся община вышла хоронить его. Мы шли из дома деда в направлении кладбища и проходили мимо синагоги. И в этот момент нам сказали войти вместе с товутом в синагогу, там должны были тоже проститься с раввином Гавриэловым.

Тогда многих могли проводить в последний путь в синагоге, правильно?

Да, многих. Но его товут не только внесли во двор канесои «Гумбаз», но и затем установили в самом центре зала. Такой чести удостаивались немногие еврейские лидеры — как духовные, так и калонтары общины, — подчеркнул Рахмин Некталов. – А затем провели обряд hа-кафот: семь раз прошли по кругу. Потом мы вышли из синагоги и направились в сторону кладбища.

Рахмин Мордухаевич, а в Америке кого-нибудь так хоронили? Проводился ли такой обряд в Нью-Йорке?

Нет, — уверенно ответил он.
– Почему?
– Не знаю. Давайте спросим у раввина Бабаева, — предложил он, и мы позвонили главному раввину бухарских евреев США и Канады, чтобы внести ясность и разобраться в особенностях этого обряда.
Вот что сказал рав Барух Бабаев:

Обряд под названием Ха-кафот всегда существовал в нашей традиции. Это было большой честью, и ее удостаивались не все духовные лидеры общины, только избранные. Среди них был также главный раввин Самарканда, мой предок Искиё Кайков. Более того, его похоронили, согласно завещанию, вместе с письменным столом, ручкой, чернильницей и всеми принадлежностями.

Почему же нет этой традиции в Нью-Йорке?

Видимо, потому что нет духовных лидеров такого класса. А может быть, эта традиция вообще не прижилась на американской земле и остается спецификой бухарских евреев Самарканда и Бухары. Нет ее в настоящее время и в Израиле.

Я спросил про ha-кафот у хазана Эзро Малакова, и он ответил, что в Шахрисабзе во время похорон такого обряда не было.

Истоки этого обряда надо искать в праздновании Симхат Торы, когда достают из Арон Акодеш все имеющиеся в синагоге свитки Торы и устраивают процессию с плясками и пением, семь раз обходя вокруг возвышения, на которое тоже ставят Тору.
Но существенное отличие траурного дня в том, что обряд проходит без свитков.
В молельном зале в синагоге ha-кафoт устраивается редко, в исключительных случаях, когда вопрос касается выдающихся духовных лидеров общины, знатоков Торы и Талмуда.
Обряд проводят обычно на кладбище, в помещении хонако.
Собственно говоря, «hа»- кафот» означает «обходить вокруг». Не во всех еврейских общинах мира это было принято. В Иерусалиме делалось, в некоторых других местах. Нужно иметь в виду, что в основе своей этот обряд идет от Кабалы. Получается, что бухарские евреи не только изучали Кабалу, но и практиковали ее.
Каждый раз дети усопшего произносят Кадиш. Семь кругов — семь Кадиш. Ходят только те люди, которые в тот день окунались в микву. Цель «hа» -кафот», по Кабале, — отогнать прочь все те нечистые силы, которые находятся вокруг покойного.

Почему на территории наших кладбищ отсутствуют хонако?

Этот вопрос имеет особую актуальность. И мы, раввины, надеемся, что его решит председатель общинной организации бухарских евреев Хевро Кидуша Рахмин Мордухаевич Некталов.

Владельцы кладбищ требуют вложений в приобретение земли, а мы всегда думали только о захоронении. Думается, что нам надо в скором времени решить этот вопрос тоже, — добавил Рахмин Мордухаевич Некталов. — Сейчас он приобрел особую остроту после тех случаев, которые происходили на кладбище Кармель. Как стало известно, заведено судебное дело против его руководства, которому инкриминируется халатное отношение к бухарскоеврейским захоронениям, повреждения (возможно неумышленные) памятников и могил сотрудниками кладбища.

Действительно уважаемый Рахмин-ака, Вы, как аксакал и лидер общины, который более 40 лет активно занимается вопросами бухарскоеврейских кладбищ в Квинсе, могли бы провести реорганизацию нашей службы Хевро Кидуша, чтобы довести ее до тех стандартов, которые были у нас в прошлом, — обратился я к Рахмину Некталову. — В частности, необходимо расширить ваши полномочия, включить в состав организации новых людей, которые будут отвечать за достойные проводы в последний путь наших соплеменников. Также необходимо определиться со стандартами во время погребения, в соответствии с законами Галахи, которые соблюдались веками в Средней Азии, на территории Израиля.

Надо пригласить на специальную встречу тех раввинов, которые занимаются вопросами захоронений, работают на кладбищах Квинса, и начать действовать в этом направлении, — сказал в заключение нашего разговора Рахмин Некталов.

Вернемся к обряду ha-кафот. Есть ли смысл в возобновлении этой традиции в диаспоре, в частности, в Нью-Йорке? – спросил я у раввина Бабаева.

Я думаю, смысл есть. Надо обсудить этот вопрос с нашими авторитетными раввинами, а также с главным раввинатом Израиля, чтобы правильно, в соответствии с Галахическими установками, проводить данный обряд в синагогах в честь духовных лидеров общины в США.

Рафаэль Некталов