THE BUKHARIAN TIMES

Исторический визит президента Всемирного Конгресса бухарских евреев Льва Леваева в Дюссельдорф и Ганновер

Уважаемые читатели, я хочу поделиться с вами одним эпизодом из своей личной жизни. Недавно я посетил ортопеда, и он объяснил мне, что, когда сустав начинает изнашиваться, на месте износа мгновенно начинает расти что-то другое, что мешает суставу нормально функционировать. В природе нет пустоты.
Этот случай напомнил мне о важности еврейского образования и жизни общины. Когда еврей не живет жизнью, наполненной изучением Торы и исполнением заповедей, когда он не соблюдает субботу и праздники, не посещает синагогу и не связан с общиной, он рискует потерять веру и даже прийти к другим религиям, что, несомненно, печально. Но именно это и произошло с многими евреями за последние десятилетия.


Вдумайтесь, в настоящее время в мире живет более 350 000 бухарских евреев, и большинство из них под «зонтиком» Всемирного Конгресса бухарских евреев. Деятельность Конгресса охватывает множество областей и возрастных групп. Это обширная работа, охватывающая культурные и образовательные аспекты, сохранение культурного наследия, духовное развитие и укрепление общины. Мы работаем через детские сады, школы, ульпаны и высшие учебные заведения по всему миру.


Однако ситуация не всегда была таковой. Это сейчас бухарские евреи чувствуют себя более уверенно, чем 30-35 лет назад. К примеру, возьмем еврейскую общину в Вене, где в последнем поколении произошла настоящая революция. Мы также гордимся тем, что происходит в еврейской общине бухарских евреев в США, в Нью-Йорке, где создана удивительная система еврейского образования и общности. Куинс-гимназия, Центр, синагоги и общинные учреждения, которые развиваются без остановки, а также бейт-дин общины и система кашрута. Это дела, которые, безусловно, имеют историческое значение и приносят нам большую радость.
В США сегодня проживает более 120 000 бухарских евреев, и 90% еврейских семей соблюдают кашрут. Процесс ассимиляции почти не проявляется в местах, связанных с общиной. Все правильно, когда в общине есть сила, стабильность сохраняется, а еврейство растет и развивается.
Если говорить откровенно, такая положительная ситуация развилась в важных центрах общины, но еще не добралась до всех мест. К сожалению, в некоторых общинах Европы я обнаружил совершенно иной сценарий. Есть семьи бухарских евреев, члены которых приняли ислам. Есть даже случаи, когда девушки из нашего народа носят мусульманский хиджаб. Это реальные ситуации, которые меня потрясли.


В рамках поездок, которые мы организуем для укрепления молодого еврейского лидерства по всему миру и продвижения общин, на прошлой неделе я провел встречи с руководителями общин в Дюссельдорфе и Ганновере. Это была моя третья поездка в бухарские еврейские общины в Германии. Я встретил там людей, которые испытывают огромное желание действовать во благо общины и сделать максимум для еврейского образования в городах, где большинство детей обучаются в государственных школах.
В Ганновере, например, я увидел развитие бухарской общины под руководством президента общины Йоханана Мотаева. Я восхитился огромной активностью и многогранностью работы, а также новой миквой. Мы провели особую встречу в синагоге бухарской общины с сотнями членов общины, и я ушел оттуда с чувством, что моя поездка пробудила дух обновления и желание создать историю.


В Дюссельдорфе, где я был до Ганновера, мы провели продолжительные встречи с лидерами общины, включая новоизбранного президента Нисима Авезова, и его предшественника, Игоря Холматова. Я сидел вместе с группой молодых лидеров из общины на протяжении нескольких часов, стремясь поддержать их и найти правильные решения. Я ощутил огромное желание перемен. Мы пришли к пониманию, что нам необходимо быстрее назначить раввина в общину. Встречи проходили в зале Хабада под руководством раввина Хаима Баркоэна.
Я сказал во время встречи, что еврей не может оставаться духовно пустым. Он связан цепью поколений, в которой десятки тысяч евреев и раввинов передавали еврейский огонь от поколения к поколению, от Моше рабейну до наших дней. Так можем ли мы спать спокойно, когда есть евреи, которые готовы ассимилироваться с другими народами, тем самым, угрожая самому существованию нашей нации?
Любавичский Ребе учил нас, что, когда еврей отклоняется от прямого пути, каждый из нас должен чувствовать себя виноватым. У нас есть взаимная ответственность друг перед другом. Нет реальности, в которой один еврей сидит пусть в своей «каюте», но на нашем общем «корабле», сверлит отверстие в полу и говорит себе: «Я же никому не мешаю, это мой личный выбор». Очевидно, что он может потопить весь корабль. Притча ясна: мы, еврейский народ, «плывем» в одном корабле и каждый связан с другим.

История, в которую трудно поверить…

Эта удивительная история началась на одной из престижных выставок ювелирных изделий, которую мы организовали несколько лет назад. Гостем нашей выставки захотел стать один из самых известных ювелиров в мире Александр Реза. Изначально я был удивлен, когда узнал, что предприниматель такого масштаба желает посетить нашу выставку. По его фамилии я предположил, что он мусульманин из Ирана. Однако, я удивился намного больше, когда узнал, что Александр Реза не просто посетит нашу выставку, но и хочет провести с нами субботу. Я выполнил его просьбу и увидел, как богатый и известный Александр Реза, слушая наши молитвы, провел всю субботу в слезах.


Меня заинтересовал этот факт. Я обратился к жене Александра, бывшей королеве красоты Венгрии, и спросил, почему её муж плакал. Она отмахнулась от моего вопроса. Но, когда я уже уходил из помещения, Александр подошел ко мне и сказал: «Я умоляю вас, нам нужно встретиться наедине». Мы договорились о встрече в Париже, и там он сказал мне: «Скажите моей жене, что мы с вами в Париже, пусть она думает, что это так, а мы поедем на юг в мою усадьбу».
По пути к его усадьбе мы проехали мимо великолепных вилл, которые Александр когда-то продал миллиардерам. Когда мы наконец прибыли в его усадьбу, он рассказал мне историю, которая фактически была историей сотен других бухарских евреев:

На самом деле,- признался он, — я бухарский еврей, настоящая фамилия моей семьи — Алишаев.
Я не иранец и не мусульманин. Мне 83 года, и я только недавно начал возвращаться к иудаизму. Я уже женат в третий раз. Моя нынешняя жена подала на меня в суд, чтобы лишить меня права распоряжаться моим собственным имуществом. У меня семеро детей от разных женщин, и ни один из них не является евреем.
Удивительно было ощутить разницу между реальным описанием его жизни и моими предыдущими представлениями о нем, особенно когда я посещал его ювелирный магазин в Париже, где его жизнь казалась мне такой же красивой, как французский кинофильм.
Александр сказал мне: «Теперь я понимаю, что я ничего не стою. У меня нет денег, чтобы защитить себя, я даже не могу снять доллары из банка. Давай что-нибудь сделаем, помоги мне, я хочу оставить свои деньги для бухарских евреев.»
Я спросил его: «Почему вы скрывали свое происхождение?» И тогда он рассказал, как все случилось: «В 1908 году 250 богатых бухарских евреев переехали жить в Москву. Еще 250 богатых бухарских евреев в тот же период переехали в Санкт-Петербург. К тому времени, когда в России к власти пришли большевики, эти евреи, включая меня, стали совсем другими. Они заменили еврейский костюм на роскошную европейскую одежду. Некоторые из них получили иранские паспорта. Большинство бухарских евреев из Санкт-Петербурга уехали в Лондон, а мы отправились в Париж. Благодаря иранским паспортам я выжил во Второй мировой войне. Из тех 500 бухарских евреев-богачей, я думаю, ни один не остался верен еврейскому образу жизни. Мы думали, что наши деньги – самое главное достижение в нашей жизни. Но деньги от тебя однажды уходят»…

Мы потеряли 100,000 еврейских душ

Упомянутые мной 500 семей потеряли свое еврейство примерно каких-нибудь 70 лет назад. Вы можете представить, сколько бухарских евреев могли бы жить с нами сегодня из тех семей, если бы они не ассимилировались? По моим оценкам, по крайней мере, 100,000 человек. Иными словами, мы потеряли 100,000 еврейских душ, от которых могли бы родиться еще миллионы евреев в будущем. Похожая история произошла и с семьей Ротшильдов, наверно, одной из самых известных семей в еврейском мире. Основатель семьи был ортодоксальным евреем. Однако с течением времени Ротшильды ассимилировались, и сегодня возможно всего 3% этой семьи остались евреями.
В газете «Менора» была опубликована статья о Эдмонде Ротшильде, который когда-то посетил Самарканд и Бухару. Рассказывается, как он был тронут, увидев, как бухарские евреи строго придерживаются кашрута и предоставляют ему кошерную пищу. Эдмонд попросил остановиться у синагоги, чтобы помолиться. Он соблюдал Тору и заповеди.
Почему я привожу в пример известную семью Ротшильдов? Важно нам всем понять, что даже если отец и мать соблюдают заповеди, нет гарантии, что их дети продолжат этот путь. Вот почему мы должны заботиться об еврейском образовании для наших детей. Только так наша религия, наши обычаи и традиции станут достоянием следующих поколений еврейского народа.
Посмотрите, в Израиле проблема ассимиляции практически отсутствует. Думаю, понятно почему, ведь большинство его жителей — евреи. В Европе картина другая. Те, кто живет своей жизнью и не связан с общиной или связан слабо и поверхностно, подвергаются реальной угрозе ассимиляции. Через два поколения, 99% этих людей потеряют свое еврейство.
Во время моих встреч в Германии я говорил моим собеседникам: «Дорогие друзья, когда перед моими глазами происходит катастрофическое явление, я чувствую необходимость встать и действовать. Потому я призываю вас оторваться от своих дел и подумать о том, что может произойти с нашими и вашими внуками и правнуками через несколько поколений. Ведь наши отцы, наши деды, были готовы отдать свои жизни, чтобы остаться евреями. Мы обязаны продолжить эту духовную эстафету! Это наша ответственность!


Хочу особенно подчеркнуть, недостаточно просто сидеть вместе вокруг стола с традиционными блюдами нашей кухни и петь традиционные песни. Этим проблему ассимиляции не решить. Решит проблему только истинное еврейское образование. Еврейское образование — это веление времени, на нем строится будущее нашего народа.
Скажу больше. В моих глазах еврейское образование гораздо важнее, чем даже сохранение памяти о предках или благоустройство кладбищ. Ведь мы ведем гонку с ассимиляцией и должны больше думать о будущем нашего народа, а не о его прошлом. Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы духовность наших предков была сохранена для наших внуков.
Понимаю, что это не просто. Ведь жизнь имеет свою динамику. Вы сидите в университете рядом с молодой девушкой, и вы сами молоды. Трудно сдерживать свои влечения… И вот так вы оказываетесь на пути к смешанному браку. Родители стараются утешить себя, чтобы подавить чувства вины. «Мы хотели… Мы старались»…


Действовать нужно сегодня. Здесь и сейчас! Мы должны использовать все доступные ресурсы и средства, чтобы наши дети приходили в синагоги и в общинные центры. Очень важно, чтобы наши дети продолжали получать еврейское образование в еврейской школе, в крайнем случае, хотя бы по воскресеньям. Чтобы они слушали лекции, смотрели еврейские фильмы, понимали значение иудейских традиций и веры Израиля.
Важно подчеркнуть, что это обращение адресовано не только мужчинам, но и, возможно, даже в большей степени, женщинам. Думаю, не стоит объяснять почему. Ведь наши женщины чувствуют Тору сердцем. Они, душа нашего дома, на них лежит главная ответственность за воспитание наших детей.
Как президенту Всемирного Конгресса бухарских евреев мне абсолютно ясно, что в каждой из наших общин, без исключения, существуют мощные и добрые силы, способные изменить курс нашего «корабля» в сторону лучшего будущего. Мой визит в Германию на прошлой неделе – яркое тому подтверждение.

Лев Леваев,
Президент Всемирного Конгресса бухарских евреев