THE BUKHARIAN TIMES

С 1974 года Тошмамат Саидов преподает французский язык в школе в горном кишлаке Гоз, Шерабадского района Сурхандарьи.
Родился он в 1949 году в Пашкурте, в трёх километрах от этой самой школы. Но так как в родном селении оказался переизбыток преподавателей французского, Тошмамат вынужден был искать работу на другой горе. Так он закрепился в школе кишлака Гоз и преподаёт там французский уже полвека. Учить прононсу горных «гозцев» ему настолько в радость и в удовольствие, что педагог часто поёт им французские песни.
С выбором специальности у Тошмамата вышла весьма романтическая история. В детстве мальчик любил в школе физику и математику. Возможно, еще и потому, что физику преподавал молодой учитель, приехавший в кишлак по распределению. С большим воодушевлением он показывал детям, как можно смастерить разные приборы.


Отработав от звонка до звонка положенные два года, учитель физики запрыгнул в кузов полуторки и умчался в свой город. Второпях он забыл в школе сумку с паяльником и разными диодами и транзисторами. Этим инструментам смышлёный мальчишка тут же нашел применение и собрал примитивный транзисторный приёмник. Однажды, путешествуя по волнам эфира, он набрёл на частоту, на которой звучала песня на иностранном языке. Завороженный Тошмамат заочно влюбился в певицу. Позже мальчик узнал, что полюбившийся ему голос принадлежит знаменитой француженке – Эдит Пиаф.
Тошмамат решил выучить французский язык, поехать во Францию и обязательно увидеть Эдит. Он стал самостоятельно учить французский. Но случилась беда. В день, когда Тошмамату исполнилось 14, и он уже немного понимал по-французски, по его диодному радио прозвучала оглушающая весть – во Франции умерла его возлюбленная Пиаф.
В этот день Тошмамат твёрдо решил, что сразу после окончания школы поедет в Ташкент поступать в иняз. Так он и сделал. И с отличием окончил Ташкентский государственный педагогический институт иностранных языков имени Фридриха Энгельса (ныне УзГУМЯ).
По-прежнему влюбленный в Эдит Пиаф парнишка из далёкого горного кишлака Пашкурт бился в поисках путей, которые могли привести его в Париж. Тошмамат мечтал положить цветы к могиле Пиаф. Но Советский Союз скептически отнесся к его любви. С ним даже провели беседу в компетентных органах, чтобы выяснить причину его профранцузской одержимости. Любовь Тошмамата к Эдит Пиаф вызвала гомерический хохот у офицера КГБ.


Опечаленный юноша вернулся в родной кишлак, в котором его тут же окрестили «Пияф куеф» (жених-неудачник Пиаф). Тоскуя по своей Эдит, «куеф» выучил пару её песен.
Родители не на шутку встревожились этим увлечением и срочно стали подбирать ему невесту в надежде, что он забудет француженку.
В конце концов Тошмамат женился на девушке по имени Санам (Божество), полной противоположности брюнетке Эдит, голубоглазой и светловолосой. Но в память о любимой певице он обучил французскому и жену, и детей.
Тошмамат так и не побывал во Франции, да и вряд ли уже попадёт туда. Хотя его сын обещает, что продаст пару-тройку овец и купит отцу путёвку во Францию. В семье только сын понимает отцовскую мечту, кажущуюся многим просто блажью.
Старики — односельчане урезонивают постаревшего «Пияф-куеф» и напоминают, что в его возрасте ему стоит мечтать о паломничестве в Мекку. Многие до сих пор осуждают его несбыточные грёзы о Париже. Но, видимо, оправдывая свое имя Тошмамат («В вере твёрд, как камень»), он не собирается отказываться от своей мечты. И верит, что когда-нибудь побывает на родине своей первой любви – несравненной Эдит Пиаф.

Турсунали Кузиев,
Сурхандарья.