THE BUKHARIAN TIMES

Я обнимаю всех живых
и плачу над умершими,
но вижу замершими их,
глаза их чуть померкшими.

Их души вечные летят
над злом и над соблазнами.
Я верю, что они следят,
как плачем мы и празднуем.

Булат Окуджава

В воскресенье, 3 марта, во дворце Illagio прошел свадебный вечер Сафиры и Баруха (Брайана) Окуня, дочери и зятя Мошияха Марика Калонтарова. Этот праздник отличался не только прекрасной организацией, щедро накрытыми столами, белоснежной, построенной из благоухающих роз хупой, талантливыми певцами и музыкантами, но и уникальной церемонией памяти деду, отцу, которого не стало 1 января 2024 года.
Для меня эта церемония стала эмоциональным потрясением. Ничего подобного в нашей общине не бывало прежде. На моих глазах зарождалось то, что, возможно, станет традицией. Это был пример того, как надо участвовать в семейном торжестве тем, кто находится в трауре, но обязан разделить радость со своими близкими.
А теперь подробнее.


За несколько минут до начала хупы в зап вошли отец невесты, Мошиях Марик, и два его брата, Илья и Ари Калонтаровы. Эти трое, крепко взявшись за руки, остановились как вкопанные, чтобы почтить минутой молчания память о своем отце Мордехае Монике бен Мошияхе Калонтарове, ушедшем в мир иной всего два месяца назад.
Они устремили свои взоры к Небесам!
Хазан прочитал «Шма Исраэль Адонай Элоэйну Адонай эхад!». – «Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь один!».
В эти скорбные минуты молчания собравшиеся словно слышали, что говорят души трех братьев.
«Зачем Б-г спешит унести к себе самых лучших, кого так не хватает нам сейчас?»
«Любимый наш папа, хочется попросить у тебя прощения за то, что нам остался воздух, которым ты не надышался».
«Мы не слышим родного голоса, не видим добрых милых глаз, нашу скорбь не измерить, но в сердцах наших ты живешь и не умрешь никогда. Мы всегда будем надежно нести по жизни твою бесценную нравственную эстафету».


И, наверное, в их сердцах отчетливо прозвучал ответ отца сыновьям: «Я с вами, и я благословляю вас, дети мои!».
И глядя на просветленные лица сыновей, гости в зале испытывали такое чувство, словно отец видит и слышит своих детей, а они сами ощущали его присутствие рядом.
У многих на глазах выступили слезы!
Такого случая, до начала хупы, в истории бухарских евреев никогда не было. И высокая пронзительная мелодия, которую извлек из своего кларнета Игорь Юсупов, прозвучала как гимн любви к отцу, верности его памяти, сердечного братства, которое объединило и всех нас, чтобы мы не просто помнили имя покойного Мордехая Моника Мошияховича Калонтарова, но и прониклись огромным чувством благодарности за всё, что сделал отец сыновьям.
Сын, Мошиях Марик, планировал провести этот первый свадебный вечер его семьи в день 80-летия своего отца, который родился 8 марта 1944 года. Но в первый день нового года его не стало. Поэтому братья, соединившие крепко-накрепко свои руки, почтили его память, поклявшись ему в своей верности благим деяниям и правильному воспитанию, благодаря чему каждый из них достиг благополучия в жизни.
Мошиях Марик, Илья и Ари Калонтаровы скорбно стояли напротив хупы не потому, что должны были преодолеть чувство вины за свадебное веселье. Нет! Они должны были показать всему миру, что Кадиш, который они читают трижды в день эти два месяца, созвучен их состоянию в этот вечер тоже и будет сопровождать их оставшиеся десять месяцев траура.
А я представил, как в благодарность этой любви к отцу, Хашем одарит молодоженов первенцем, сыном, которого назовут Мордехаем, и родится тот накануне праздника Пурим, как и его дед!
Амин!


Главный раввин бухарских евреев США и Канады Барух Бабаев в те январские дни объяснил Мошияху Марику Калонтарову правила, согласно которым счастье молодых, долгожданный день свадьбы ни в коем случае не надо переносить.
Он сказал подавленному горем сыну, у которого через три месяца была намечена свадьба дочери:
– В этот святой день в тех, кто вступает в брак, раскрывается образ Б-га. Они преодолевают барьер своей разобщенности и заключают друг с другом союз любви и верности. Между ними сияет искра Божественного единства, и они удостаиваются стать участниками Творения, а в будущем породить в мире новую жизнь.


Когда был объявлен на свадьбе выход родителей жениха, что, как правило, сопровождается танцем, Мошиях Марик Калонтаров, пропустив вперед дочерей и супругу, следовал за ними, только аплодируя, но его глаза были опущены. Он был с ними, но мысленно – с отцом, со святой памятью о нем, любимом, который вечно будет жить в его широком и щедром сердце.
Спасибо, Мошиях Марик Калонтаров за преданность, верность и трепетное отношение к памяти отца и за тот урок высочайшей морали и нравственности, который тот преподал сыну в этот радостный день его жизни!
Такое не забывается!


С благодарностью Рафаэль Некталов

Конгресс бухарских евреев США и Канады, Центр бухарских евреев Нью-Йорка, Центр бухарских евреев «Бет Гавриэль», Совет раввинов бухарских евреев США и Канады, редакция газеты The Bukharian Times, Фонд «Таджикистан», Благотворительный фонд «Самарканд» им. Моше Калонтара, Еврейская община г.Самарканда, руководство и менеджмент отеля Oltin Samarqand поздравляют видного деятеля еврейской общины Нью-Йорка, мецената и филантропа Мошияха Марика Калонтарова и супругу Стеллу с днем свадьбы их дочери Сафиры и зятя Брайана!
Желаем счастья, большой любви и семейного благополучия!
Борис Кандов, Леон Некталов, рав Барух Бабаев, Илья Коптиев, рав Имонуэль Шимонов, Майкл Завулунов, Рафаэль Некталов, Роман Ханимов, Олег Фузайлов, Рубен Левиев, Гаврош Юшуваев, Рафаэль Норматов, Гавриэль Фузайлов, Славик Фатахов, Славик Мошеев, также Илья Муллоджанов, Алик Джафаров и Шавкат Рашидов.
Нью-Йорк — Самарканд