THE BUKHARIAN TIMES

Интервью с президентом Всемирного Конгресса бухарских евреев

Дуди Бар и Леонид Елизаров

Леонид: Когда в день съезда я вошел в зал Дворца Наций в Иерусалиме, то был приятно удивлен: он был заполнен. Как вы можете объяснить успех этого съезда в тени войны, когда некоторые даже в Иерусалим боятся приезжать?
Леваев: За 24 года работы нашего Конгресса у нас появилась добрая репутация. Люди доверяют нам. И потому, когда мы пригласили членов нашей общины на съезд, то они откликнулись и приехали со всех концов Израиля и из других стран. В зале было более 3 тысяч человек. Плюс еще тысячи людей посмотрели репортаж на платформе YouTube, причем просмотры продолжаются и сегодня. Да, признаюсь, мы думали о том, что в нынешнем году организовать съезд будет не просто. Не скрою, что волновались и готовились, как никогда. Мы сняли такие фильмы о наших погибших и раненых, что многие профессионалы из мира кино и телевидения сказали мне, что это был очень высокий уровень работы. Мне кажется, что слова «высокий уровень работы» характеризуют и деятельность Конгресса на протяжении 24 лет, и огромную подготовку, финансовые вложения и организационные усилия при проведении последнего съезда. Поэтому люди приехали.

Человек года 2024. Баку, 13 марта


Дуди: Какие главные идеи вы хотели донести до участников съезда?
Леваев: Я считаю, что самое важное, в свете войны, которую мы ведем с террористами, это то, что народ Израиля должен быть единым. Я верю, что, если мы будем вместе, то никто не сможет нам противостоять.
Другая ключевая тема, на которую мы делаем ставку, – это инвестиции в молодое поколение. Важно понимать, что, если мы сами активно не займемся этим вопросом, то нельзя рассчитывать, что кто-то другой сделает это за нас. Мы стремимся укрепить связь всех бухарских евреев, а также всех евреев в Израиле и по всему миру, с традициями нашего народа. Все события, которые происходят сейчас, неразрывно связаны с традициями Израиля.
Собираясь вместе, общины со всего мира, вне зависимости от их размера, устремляют свой взгляд в одном направлении. Проведение таких мероприятий, как наш съезд, даже если они длятся всего три-четыре часа, дает возможность передать людям огромный объем информации, после чего каждый участник мероприятия обращает внимание на что-то своё и по-своему воспринимает увиденное и услышанное. И это очень важно.

Баку, 14 марта. Школа «Ор Авнер»


Однако все эти встречи потеряют смысл, если мы не продолжим работу дальше и не будем вкладывать средства и усилия в еврейское образование наших детей. То, что было сделано, является лишь зарей на горизонте нашего пути. Сегодня, раскинув сеть наших учреждений по всему земному шару, мы всё ещё находимся на пороге великих дел. Задача состоит не в объёме, а в сути: коренной элемент, определяющий благополучие нашего будущего, заключается в еврейском образовании. Необходимо акцентировать внимание на развитии образовательных программ, которые не только дают знания, но и воспитывают в духе наших традиций и ценностей, обеспечивая тем самым живучесть и процветание нашего наследия во времени.
Дуди: Мой следующий вопрос как раз со временем и связан. Как вы думаете, что будет с общиной через 20 лет?

Дуди Бар и Леонид Елизаров


Леваев: Проецируя наш путь на двадцать лет вперёд, я вижу Израиль, где вопросы межобщинных браков утратят свою остроту, а смешение различных течений еврейства будет восприниматься, как благо. Мы стремились создать кров для бухарских евреев, охватывающий все аспекты нашей жизни: религию, культуру, социальные и духовные аспекты.
Мне кажется, организация, подобная нашей, уникальна в мировом еврействе. Мы встречаем многочисленные небольшие сообщества, организованные вокруг синагог или клубов, но бухарские евреи сегодня могут гордиться уникальностью и целостностью своей общины. Наш Конгресс действует не только в Израиле, но и за его пределами, объединяя бухарских евреев по всему миру.
Мы провели большую работу в США и Австрии. Теперь перед нами стоит задача помочь сохраниться евреям в Германии, особенно в Дюссельдорфе, где нам необходимо создать отдельные образовательные и религиозные учреждения, углубляя сотрудничество с местной общиной. Ситуация там сложная и многогранная. Местная община предоставила бухарским евреям место для молитв. Однако нашим людям там недостает своего духовного лидера; раввин есть только общинный. Образовательное учреждение в городе, хотя и носит название еврейской школы, однако на практике занимается еврейской тематикой всего несколько часов в неделю, и половина учеников там – не евреи. Это лучше, чем полное отсутствие, но из-за смешанной демографии еврейская община Дюссельдорфа может со временем исчезнуть.

Трагедия кибуца Беэри


Чтобы этого не произошло, я хочу помочь им купить место и организовать там синагогу за миллион евро, привезти им раввина, у нас есть несколько подходящих кандидатов. Пока мы каждую неделю отправляем кого-то другого. Ведь в Германии мы дошли до ситуации, когда евреи отказываются от своей веры и забывают о своих корнях. Мы должны предотвратить это. Никто не может сказать: «Что мне до этого?» или «Я не отвечаю за это».
Леонид: Опыт Конгресса, опыт вашего отца и ваш личный опыт в Австрии показывает, что эта задача выполнима.
Леваев: Да, эта задача выполнима, если мы все не будем равнодушными. В той же Австрии примерно 30-35 лет назад было достаточно евреев, которые работали по субботам, проводили в субботу свадьбы. Сегодня Австрия бухарских евреев – это большой мир Торы.
Дуди: Но наши общины в Израиле и в других странах не могут развиваться, полагаясь только на Конгресс. Необходимы заинтересованность и сотрудничество обеих сторон.
Леваев: Согласен. И вот тому хороший пример. В далёком 1991 году мы имели обширную сеть еврейских образовательных учреждений в Украине. Особенно отличилась школа в Днепропетровске, где обучалась тысяча учащихся, а рядом функционировала гимназия для 250 еврейских девушек, которая продолжает свою деятельность и поныне.
В момент, когда эта гимназия начала свою работу, я призвал местных предпринимателей к сотрудничеству, подчеркнув невозможность опираться на усилия одного лишь человека. Я предложил им сформировать совет доверенных лиц, который бы взял на себя задачу поддержки и развития общинной жизни, призвав каждого внести свой вклад по мере возможностей. Я обещал удвоить каждый их взнос. Несмотря на первоначальный скепсис, идея нашла отклик. К 2010 году, когда я снизил интенсивность своего прямого участия, предприниматели уверили меня в их способности самостоятельно поддерживать и развивать общинные учреждения. С каждым годом они брали на себя всё больше ответственности, что способствовало укреплению и расширению общинной сети. Сегодня эта община вносит значимый вклад в поддержку других сообществ, продолжая традицию взаимопомощи и сотрудничества.

Трагедия кибуца Беэри. Делегация Всемирного конгресса бухарских евреев слушает лекцию очевидцев


Леонид: Мы говорим о Германии, Австрии и Украине, а в это время некоторые евреи отказываются от своих корней в еврейской стране.
Леваев: Да, именно так, и это очень грустно. Совсем недавно я вновь услышал историю о том, как в городе Рамле бухарская еврейка вышла замуж за араба.
Леонид: И что делать?
Леваев: Необходимо неустанно повторять и разъяснять. За пределами нашей страны родители осознают серьёзность ситуации: без активных действий они рискуют потерять связь с их детьми. Внутри страны же царит иллюзорное спокойствие, многие верят, что их потомки сохранят верность еврейским традициям и заключат браки внутри еврейской общины. Однако нередко дети взрослеют в среде, где отсутствует глубокое понимание еврейства, где размывается грань между еврейской и нееврейской идентичностью. Это обстоятельство представляет собой одну из величайших проблем нашего времени.
Еще один грустный момент. Когда возникает попытка интегрировать еврейские ценности и знания в израильскую образовательную систему, мы сталкиваемся с сопротивлением: министерство образования часто интерпретирует это, как попытку религиозного насилия. В нашем обществе принято изучать различные мировые религии, такие, как буддизм, ислам, христианство, но когда речь заходит о еврействе, возникает страх перед возможным влиянием и «промыванием мозгов». Эта двойственность восприятия культурной принадлежности и религиозной идентичности становится серьёзным вызовом для нашего общества.
Дуди: Мы отмечаем очередную годовщину смерти рава Авнера, да будет благословенна его память! Что бы сказал ваш отец, если бы увидел результаты деятельности Конгресса на 24-м году его существования?
Леваев: Никто не испытал бы большей радости, чем мой отец, увидев нынешние успехи Конгресса. Живи он сегодня, я уверен, что мы бы расширили наши границы ещё шире. Ведь он был человеком непреклонной настойчивости, постоянно подталкивающим меня к действию, убеждая: «Не растрачивай время на пустяки, строй больше, делай больше». Его жизнь была посвящена духовности, внешние атрибуты его мало волновали, его сердце было устремлено к благу общины. Эта черта характера зародилась в нём благодаря родителям, уникальным личностям, и раввинам, наставлявшим его с детства. Эти раввины, жившие в эпоху коммунизма, были готовы на самопожертвование, но не на отказ от еврейской миссии. Таким образом, выросший в атмосфере несокрушимого стремления и заботы, я усвоил эти принципы, как неотъемлемую часть своего бытия.
Дуди: Вопрос к человеку, отдавшему свою жизнь служению общине, к президенту Всемирного Конгресса бухарских евреев. Как нам находить силы жить после 7 октября?
Леваев: Когда мы оказались в Нове и увидели фотографии убиенных на том печально известном вечере, мы осознали глубину трагедии. Они пали не за радостные танцы на Симхат Тору или покой субботы. Они были жестоко лишены жизни лишь за то, что были евреями.
Все возможные средства были задействованы, чтобы предотвратить такое, но трагедия всё же произошла. Перед лицом искренней веры остаётся лишь молчание. Многие из нас успокоились, подумав, что ушедшие больше не страдают, но горе оставшихся без утешения родителей и детей велико. Это ужасная реальность, но мы верим в неожиданное спасение от Вс-вышнего и стремимся извлечь уроки из произошедшего, осознавая, что ключом к преодолению таких испытаний является единство и бескорыстная любовь.
Леонид: Следующий съезд Конгресса будет 25-м по счету. Прекрасная цифра. Проект «Всемирный Конгресс бухарских евреев» – это успешный проект?
Леваев: Помощь от Конгресса сегодня получают 3000 семей и 2000 студентов иешив. Только эти два направления стоят 10 миллионов шекелей в год. Как вы думаете, как эти люди ответят на ваш вопрос? Конгресс состоялся – это факт. Но я помню, что говорил мне Любавический Ребе, когда я рассказывал ему об открытии новых еврейских школ в странах СНГ: «Лев, вы можете сделать больше».
И сегодня я говорю всем бухарским евреям: сделано немало, но мы можем сделать еще больше.