Интервью Рафаэля Некталова Юрию Цырину
Юрий Цырин: Уважаемый Рафаэль Борисович! Welcome back! Несмотря свой очень плотный график (в марте – поездка в Баку, Израиль, в апреле – в Вашингтон), Вы сочли необходимым принять приглашение из Молдовы и отправились в Кишинев. В чем причина?
Рафаэль Некталов: — Дело в том, что в этой стране, проживает очень интересный и необычный человек, который болеет за судьбу бухарских евреев, где бы мы ни находились. Его зовут Иосиф Хаимов. Человек непростой судьбы, который прошел огромные испытания, но выжил и занял свое место в еврейской жизни Украины и Молдовы.
Иосиф Хаимов – человек гостеприимный. Он ревностный и преданный приверженец учения Ребе Любавичского Менахема Менделя Шнеерсона и считает своим долгом популяризировать это направление ортодоксального иудаизма, так как в нем находят множество ответов его душа и практика. К нему тянутся не только бухарские, но и горские евреи.
Иосиф Хаимов славится как человек, который, независимо от места проживания, создает вокруг себя круг людей, которые начинают глубже вникать в теоретические и практические аспекты иудаизма. Так я понял по первой статье о нем.
Совершенно справедливо. Так было в Украине, где он открыл сеть кошерных ресторанов, так и в Кишиневе. В тот Шаббат у него собралось человек 30! Причем, изначально ждали меня и братьев Давыдовых из театра «Ханда-Ханда». В тот вечер к нему приехали родственники из Израиля, друзья из общин европейских и горских евреев, которые себя чувствовали так, словно являются ближайшими родственниками или земляками Иосифа по Узбекистану или Нью-Йорку. Но, как оказалось, всех он приобрел в Молдове.
И за всем этим, конечно, стоит его праведная, умная и красивая супруга Михал, для которой каждый человек, переступивший порог гостеприимного дома Хаимовых, есть часть их еврейской жизни: в ней нет случайных людей.
В этом плане Иосиф несет в себе мицву, которая исходила от нашего праотца Авраама-овену.
В чем она конкретно выражается. Ведь сравнение очень высокое!
Пожалуйста. В эпизоде с тремя путниками, которых принимает Авраам, больше всего, наверно, поражает то обстоятельство, что ради них Авраам-авину прервал беседу с Б-гом, явившимся ему на третий день после обрезания. Получается, говорит Талмуд, который пристально рассматривает каждую деталь этого эпизода в Торе, что принять гостей – задача более высокая, чем принять Шехину, Присутствие Всевышнего, т.е. чем говорить с Б-гом.
Как это может быть?
Как говорят раввины, достигнуть духовного уровня, на котором человек способен говорить с Б-гом, – это очень много. Но еще более высокого уровня, говорят мудрецы, достигает человек, который уподобляется Всевышнему в своих действиях, который подражает Его качествам. А принимать гостей, предоставить кров бездомному и еду голодному, т.е. творить добро, значит выполнять действие, подобное действиям Всевышнего.
Но в наше время это не так просто.
Но Иосифу с Михал это удается. У них растут сын и дочь, которым еще и нет пяти лет. И надо видеть с какой любовью, отбросив все свои дела, Иосиф занимается своим сыном, привлекая его к Торе под звуки шофара, с которым сын не расстается.
У них дома, под рукой, имеется шофар. Правильно?
Да, он там, где играет их сын. Отец не просто приближает сына к еврейскому инструментарию, но и привлекает его к истокам веры своих предков, чтобы в нем пробуждалось чувство личной сопричастности к иудаизму и он знал предназначение инструмента, который сопровождает евреев в самые важные исторические дни радости и печали.
Везде, где бывает Иосиф Хаимов, он востребован.
Он так интересно рассказывал о жизни еврейской общины Кишинева, что мне захотелось самому увидеть, ознакомиться с ее реалиями.
Что именно удалось осуществить?
Посетили с ним две действующие синагоги, одна ХАБАД, другая «Бейт Йосеф Бабаджанов», взял интервью у ректора Государственного университета медицины и фармации имени Николая Тестемицану, профессора Эмиля Чебана, встретился с бухарскоеврейскими студентами из Израиля, которые учатся в этом университете. Когда он встретился с ректором университета, я был уверен, что они знакомы друг с другом.
Почему?
Потому что он первый рассказал мне об этом университете, организовал встречу, интервью с ректором. И, как оказалось, он это делал только из уважения к человеку, возглавляющему университет, где обучаются более 100 бухарских евреев! Они познакомились прямо на моих глазах!
То есть, приглашая вас в Кишинев, он не был лично знаком с ректором медицинского университета?
Не был. Но Иосиф Хаимов такой человек, у которого одна мицва идет в связке со второй. Например, полгода назад он пригласил Хая и Ронена Давыдовых на свое семейное торжество. Но теперь они снова в Кишинёве, и дают специальное представление для студентов стоматологического факультета мединститута, а также ведут переговоры о том, как Иосиф мог бы поддержать школу молодых актеров в Израиля, созданную братьями Давыдовыми для бухарских евреев страны.
Что для него значит быть бухарским евреем? Взгляд со стороны.
Беспокоиться о родных, братьях, детях, и, в первую очередь, о родителях, которых он любит и ценит каждый миг встречи с ними. На следующий день, после моего отъезда, они должны были приехать в Кишинев. На Песах! Он целую неделю готовился к этому событию. При этом пригласил из Израиля шойхета Ягудаева, чтобы тот порезал несколько барашков, и он бы смог для дорогих гостей приготовить отменный шашлык из свежей баранины!
Здорово! А разве в Молдавии нет шойхета?
Нет!
Как нет? Есть Хабад, действуют центры еврейской жизни, синагоги, но нет кошерного забоя скота?
Именно так! Мне тоже это непонятно. Мясные продукты закупаются в Вене, Киеве, Бухаресте, но не в Молдове. Поэтому Иосиф два-три раза в году приглашает шойхета из Израиля.
В чем особенность Иосифа Хаимова, как человека?
Абсолютная скромность. Нежелание выделяться, стремление нести свою службу Хашему так, как это делают все иудеи: понимая избранность народа, который создан для исполнения заповедей Торы.
Ему, например, приятно осознавать, что в Кишиневе, ставшем родным городом для многих израильских студентов – бухарских евреев, важно сохранить их привязанность к своим традициям – и благодаря им, в столице Молдовы действует новая синагога, которая носит имя известного бухарскоеврейского духовного лидера Йосефа Бабаджанова.
А как живется студентам там?
У них свое землячество, и они постоянно вместе, что помогает им жить полнокровной еврейской жизнью вдали от дома. И все это во многом благодаря усилиям раввина Рахамина Беленького, предки которого в годы Второй мировой войны нашли приют в Самарканде. Представляете, как возвращается мицва? Через 80 лет! В Восточной Европе, в Молдове, в город Кишинев, население которого до войны состояло на процентов 40 из евреев, вливается группа евреев мизрахи, которых здесь ашкеназы называют сефардами, начинает пульсировать общинная жизнь, открывается новая синагога, проводятся праздники и звучат песни, готовятся блюда бухарскоеврейской кухни.
Они собираются по вечерам в синагоге, изучают Тору, и сами, в молочной кухне, готовят пиццу! Я попробовал, и стал сомневаться, что мы родом из Средней Азии. По вкусу пиццы, мы сплошная Италия!
А какие умные и образованные там студенты! Я им прочёл небольшую лекцию, и надо был видеть, с каким интересом они меня выслушали, какие вопросы важные мне задали! И все это я узнал и могу открыть для читателей нашей газеты благодаря приглашению Иосифа Хаимова! Он человек моста, святой цепочки благородных мицвот, которые сопровождают его по жизни в Европе.
Как вы думаете, есть ли будущее у бухарских евреев в Кишиневе?
Не знаю, все зависит от Иосифа Хаимова, от того, что он сможет сделать для них. Мало кто думал, что в Вене будет создана одна из первых в Западной Европе общин бухарских евреев, которые туда приехали в начале 70-х годов прошлого века. Как известно, они туда приехали из Израиля, чтобы дальше последовать в СССР. Участвовали в просоветских демонстрациях вместе с другими советскими евреями в Вене, обивали порог посольства. Но обратной дороги не стало. Присмотрелись, посчитали, и поняли, что в Вене тоже можно пожить. Теперь их там несколько тысяч! Пять синагог!
Ваше пожелание герою нашего интервью.
Не останавливаться! Развивать еврейскую духовную культуру, традиции, искусство повсюду. Организовывать новые, актуальные проекты, которые станут еще одной ступенью к духовному росту бухарских евреев, чтобы в наше время мы стали свидетелями большого и качественного скачка, характеризующую творческую направленность молодого поколения, к которому принадлежит и сам Иосиф!
Юрий Цырин, фото Р. Шарки