THE BUKHARIAN TIMES

Интервью с раввином кишиневской синагоги Бэйт Йосеф Р. Беленьким

В прошлом номере газеты я рассказывал о своих встречах с этим молодым раввином, который воспитывает в своей синагоге Бейт Йосеф молодых бухарских евреев, студентов Кишиневского медицинского университета, приехавших учиться из Израиля.
Мы с ним часто встречались в Кишиневе, беседовали, но начавшиеся праздники, полностью поглотили свободное время раввина, и поэтому я смог завершить наше интервью, уже вернувшись в Америку, по телефону, из Нью-Йорка.


Рафаэль Некталов:

Уважаемый раввин, расскажите, пожалуйста, о себе.
Раввин Рахамим Беленький:

Я родился в Молдавии в городе Бельцы в 1983 году. Когда мне было 7 лет, я вместе с родителями совершил алию в Израиль. После окончания учебы и службы в Израильской армии, я приехал в Молдову, чтобы поступить в Государственный медицинский университет на факультет фармакологии.
Во время учебы в Кишиневе я познакомился со своим будущим раввином реббе Залманом Абельским, Благословенна память Его. Начал приближать к синагоге студентов, моих коллег. Таким образом, развил религиозную деятельность с израильскими студентами, среди которых было немало бухарских евреев.
Я прибивал студентам мезузы, приглашал на шаббат и организовывал еврейские праздники. Мне нравилось то, как молодые бухарские евреи с такой любовью и желанием приходили на праздники, молились, и все это было частью их жизни, просто в другой стране, в Европе.
Завершив учебу, я получил предложение от выпускника нашего университета Яакова Гавриэлова, открыть поблизости от общежития университета синагогу. И благодаря помощи его дедушки, Биньямина Бабаджанова, который внес новый свиток, мы смогли начать службу в ней.

Я видел его портрет у входа в синагогу. Не скрою, был приятно удивлен. Рахамим, а что вам было известно о нас, бухарских евреях до общения с израильскими студентами?

Мой дедушка Арон Беленький с семьей в годы Второй мировой войны находился в эвакуации в Узбекистане. Из достаточной информации про этот непростой период из их жизни у меня нет. Но по рассказам раввинов из Хабада, известно, что бухарские евреи помогали эвакуированным.

Об этом подробно написано также в книге «Самарканд. Свет хасидского подполья» раввина Гилеля Зальцмана.

Правда? – оживился рав Рахамимом Беленький.

Да! Кстати, многие из тех, кто жили в Самарканде говорили не только на идиш, русском, но и бухарскоеврейском языках.

Если вернуться к моим истокам, то, насколько я знаю, мой род происходит из Бессарабии, то есть из этих краев — Молдовы и Румынии. Прадед по линии отца носил фамилию Толцис, их семья приехала в Молдавию из Бразилии. Это были глубоко религиозные люди. Возможно, был он родом из Испании по моим расследованиям, из города Толедо. То есть был сефардом. По маминой линии мои предки по фамилии Рабинович были в ссылке в Сибири по приказу Сталина. По причине материального достатка и трепетного соблюдения еврейских традиции.

У вас большая семья?

Да, я женился, будучи студентом университета, на еврейской девушке из Днепропетровска, которая училась в Бэт Хане. И с тех пор мы с женой и детьми посвящаем свою жизнь духовному росту приехавших из Израиля студентов-медиков. Большая часть религиозных молодых людей – бухарские евреи.

В честь кого названа ваша синагога?

Наша синагога была основана более десяти лет назад мною и семьей Бабаджановых. Она названа Бэйт Йосеф — Дом Йосефа, в память о выдающемся раввине нашего времени Овадьи Йосефе, да будет Благословенна память его. Продолжает дело своего благородного деда Биньямина Бабаджанова его внук – выпускник Кишиневского медицинского университета Яаков Гавриэлов.

Общаясь со студентами, я понял, что вы для них не просто раввин, но и член их семейства, родной человек на чужбине.

Спасибо за добрые слова. Мы стали домом для тысячи студентов, большинство из них выходцы из вашей общины Израиля, которые учились в Кишиневе. Без лишней скромности, я скажу, что я и моя семья, так сказать «вторые родители» для всех еврейских студентов. И поэтому многие мамы и папы в Израиле спокойно отправляют на учебу своих детей. Мы кормим их на Шаббат и праздники, а также обеспечиваем кошерной едой во время учебы из мясной и молочной кухни, работающей шесть дней в неделю. Готовим домашнюю еду – традиционные блюда бухарскоеврейской кухни: бахш, оши палов, оши саво на шабат и т.д.

Ребе, вы так точно произносите названия этих блюд, у вас даже нет ашкеназского акцента!

Это не удивитедьно за столько лет общения и дружбы! Понимаете, мы являемся полноценной общиной. Уже более десяти лет, я организую шхиту, проводим свадьбы, дни рождения и многое другое.

А свадьбы все на сто процентов еврейские? – засомневался я, по опыту обучения еврейских студентов вдали от родного дома.

А как же иначе?! – изумился рав Беленький. – За эти годы прошли множество свадеб, на которых мы присутствовали. Вы спросите почему? Да потому, что мы «вторые родители»!!!

Вот как!

Мы уже ждем на учебу «наших внуков», а это дети наших ребят. Мы же всегда с ними на связи. Они – часть нашего сердца, в каком бы городе Израиля они не жили: в Ор-Йехуде, Холоне, Рамле, Тель-Авиве или Демоне и т.д.

Ваша синагога вмещает всех молящихся по субботам? – поинтересовался я.

В принципе, да. Но мы растем и понятно что со временем этого помещения будет уже недостаточно. Теперь мы расширяемся. Строим микву для наших молодых семей и первую и единственную микву в Кишиневе для окунания посуды.

Первую в столице Молдовы?

Да, представьте себе! – с гордостью сказал рав Беленький. — Но мы на этом не останавливаемся! Ведь еврейская жизнь, продолжается и первого сентября приедет еще множество бухарских студентов на учебу, а мы, как родители, должны думать о том, чтобы им будет удобно жить на новом месте.
Как приятно осознавать, что наша семья растет! И мы смогли создать маленький Эрец Исраэль здесь, в Кишиневе в столице Молдовы.

Спасибо Вам, ребе Рахамим Беленький от имени всей нашей общины!

Рафаэль Некталов, Кишинев – Нью-Йорк